назад


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ
(СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Автор:
ГАЦКО Михаил Федорович – полковник юстиции, помощник начальника 4 ЦНИИ Минобороны России по правовой работе, кандидат философских наук, гранд доктор философии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка


Рецензенты:
ЛУКИН Владимир Петрович – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор
КОРЯКИН Виктор Михайлович – полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации, доктор юридических наук
СКУРАТОВ Юрий Ильич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Российского государственного социального университета


ВВЕДЕНИЕ


В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации , Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации гражданам, в том числе и имеющим статус военнослужащих, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В развитие указанной конституционной нормы Военной доктриной Российской Федерации (статья 14) одним из основных принципов развития военной организации государства рассматривается реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищённости, достойного социального статуса и уровня жизни .
Как же в настоящее время обстоит дело с практической реализацией статуса военнослужащих и насколько влияют социально-правовые проблемы Вооружённых Сил Российской Федерации на обеспечение военной безопасности России? Ответ на эти вопросы попытаемся дать, проанализировав в рамках настоящего исследования нынешнее состояние социально-правового статуса российских военнослужащих.
До 1 января 2005 года действовала норма, установленная абзацем четвертым пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в которой было закреплено право военнослужащих на выплату по их желанию денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости.
Исчисление указанной денежной компенсации производится Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Минобороны России по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны России. Согласно норм общевойскового продовольственного пайка, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 400, его стоимость постоянно корректируется . Рассчитывая стоимость продпайка, ЦПУ Минобороны России исходит из ежемесячных потребительских цен Госкомстата России. Однако с марта 2004 года стоимость продовольственного пайка до военнослужащих не доводится и в печати не публикуется (по особому указанию ГУВБиФ).


3. Проблемы правого регулирования продовольственного обеспечения
военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации


Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые установлены Правительством Российской Феде-рации, в одной из следующих форм:
1) организация питания по месту военной службы (для всех военно-служащих, проходящих военную службу по призыву, а также отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, например, несущих боевое дежурство);
2) выдача продовольственного пайка (для военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях);
3) выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска);
4) выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих).
Ранее продовольственное обеспечение военнослужащих регулировалось Положением о продовольственном обеспечении Вооружённых Сил Российской Федерации на мирное время, введённом приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 200 . Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 февраля 1999 г. № 61 в указанное Положение были внесены изменения .
Однако Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2000 года приказы Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 200 и от 13 февраля 1999 г. № 61 признаны незаконными и недействующими в связи с тем, что не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не были опубликованы, как того требует часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации .
В настоящее время порядок и размеры обеспечения военнослужащих продовольствием и денежной компенсацией взамен положенного продовольственного пайка регулируются новым Положением о продовольственном обеспечении военнослужащих, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 октября 2000 г., регистрационный № 2421) .
В последние годы вследствие недостаточного финансирования Минобороны России в большинстве частей и учреждений военного ведомства сложились трудности с выдачей продовольственных пайков, а также с выплатой денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Для восстановления законных прав военнослужащих потребовалось даже вмешательство Президента Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 819 в целях погашения задолженности военнослужащим по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка Правительству России было поручено обеспечить погашение задолженности по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка в следующие сроки:
за 1996 – 1997 гг. – в июле 2000 г.;
за 1998 г. – равными долями в августе-сентябре 2000 г.;
за 1999 г. – равными долями в октябре-ноябре 2000 г.
Президент Российской Федерации потребовал не допускать дальнейшего образования задолженности по этой выплате. В этой связи Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» были предусмотрены отдельной строкой денежные средства на выплату военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
Однако возникла новая проблема. С 1 января 2000 года, уже шестой год военнослужащим выплачивается в заниженном размере денежная компенсация взамен продовольственного пайка. В этой связи рассмотрим правомерность и обоснованность занижения указанной дополнительной выплаты военнослужащим.
До 1 января 2005 года действовала норма, установленная абзацем четвертым пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в которой было закреплено право военнослужащих на выплату по их желанию денежной ком¬пенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости.
Исчисление указанной денежной компенсации производится Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Минобороны России по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны России. Согласно норм общевойскового продовольственного пайка, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 400, его стоимость постоянно корректируется . Рассчитывая стоимость продпайка, ЦПУ Минобороны России исходит из ежемесячных потребительских цен Госкомстата России. Однако с марта 2004 года стоимость продовольственного пайка до военнослужащих не доводится и в печати не публикуется (по особому указанию ГУВБиФ).


С В Е Д Е Н И Я
о фактической стоимости продуктов питания,
включённых в общевойсковой продовольственный паёк

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

В

Сутки

За

месяц

в

сутки

за

месяц

В

сутки

за

месяц

в

сутки

за

месяц

В

сутки

за

месяц

Январь

32-71

995

38-74

1178

45-33

1379

50-93

1549

53-91

1640

Февраль

32-72

995

39-42

1199

45-82

1394

51-77

1574

55-18

1678

Март

32-74

996

39-92

1214

46-03

1400

51-91

1579

 

 

С марта 2004 года по указанию ГУВБиФ

Минобороны

 России стоимость продовольственного пайка

до военнослужащих не доводится и в печати

 не публикуется

 

Апрель

32-84

999

40-66

1237

46-74

1422

52-81

1606

Май

33-36

1015

42-92

1305

48-38

1472

53-33

1622

Июнь

34-48

1049

43-93

1336

48-56

1470

53-94

1641

Июль

34-98

1064

43-43

1321

48-78

1484

53-90

1640

Август

35-52

1080

42-59

1295

47-81

1454

51-55

1568

Сентябрь

35-52

1080

41-85

1273

46-76

1422

50-51

1536

Октябрь

35-78

1088

41-82

1272

46-92

1427

50-90

1539

Ноябрь

35-99

1095

42-64

1297

47-98

1459

51-23

1558

Декабрь

37-13

1129

43-74

1330

49-42

1503

51-91

1579

В результате сегодня ежемесячный размер денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим взамен продовольственного пайка, составляет всего 608 рублей. Однако если бы указанная компенсация выплачивалась в размере полной стоимости продовольственного пайка (56 руб. в сутки по состоянию на начало 2005 г.), то нетрудно посчитать, что ежемесячный размер компенсации сегодня составил бы 1703 рублей. Например, за один только 2004 год разница между реальной стоимостью продовольственного пайка и размером выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации составили примерно 12 840 рублей.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, рассчитав разницу между полной стоимостью продпайка и огра-ниченным размером выплачиваемой им денежной компенсации взамен продовольственного пайка, приходят к мнению, что за время действия ограничений на размер компенсационных выплат (2000 – 2005 гг.) они «недополучили» порядка 44 тысяч рублей (по состоянию на 1 сентября 2005 г.).
В связи с вышеизложенным не мог не возникнуть вопрос о правомерности производства такого рода ограничений прав военнослужащих. Следует отметить, что правомерность такого положения уже неоднократно исследовалась в судебном порядке. Обратим внимание, что пункт 18 Положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 400, предусматривает, что денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учётом дополнительных продуктов) выплачивается соответствующим категориям военнослужащих в размере их стоимости только в том случае, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер.
По мнению отдельных военнослужащих, такая редакция п. 18 Положения противоречит п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающему выплату денежных компенсаций взамен положенного продовольственного пайка без каких-либо условий, в размере его стоимости. Так, ещё в 2002 году военнослужащий войсковой части 85906 капитан Сенецкий А. Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконным и недействующим с момента принятия п. 18 Положения, утвержденного приказом Министра обороны 2000 года № 400, в части, противоречащей Федеральному закону «О статусе военнослужащих».
Пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные этим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в сам Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Однако Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила, что пункт 18 Положения, указывая, что компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер, лишь предусматривает ситуацию, когда в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» принимается федеральный закон, изменяющий порядок продовольственною обеспечения военнослужащих. Следовательно, п. 18 Положения не входит в противоречие с Федеральным законом «О статусе военно-служащих» и не может повлечь нарушение прав военнослужащих.
Таким образом, определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2002 г. № КАС 02-282 приказ Министра обороны 2000 года № 400 признан изданным в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому порядок продовольственного обеспечения военнослужащих, включая порядок выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, определяется Министерством обороны Российской Федерации .
Обратим внимание, что заниженный 20-рублёвый суточный размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим был определён ещё Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Этот же размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка не изменялся и в связи с принятием аналогичных федеральных законов на 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 годы .
Следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства (к которым, безусловно, относится и выплата названной компенсации), не предусмотренные законом о бюджете, то применяется закон о бюджете .
В Постановлении от 23 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создаёт надлежащие финансовые условия для реализации норм, закреплённых в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и ма-териальных гарантий и необходимость соответствующих расходов .

При этом Конституционный Суд указал, что поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостановить действие финансовоёмких норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан (что нашло свое отражение в ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса), предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться.
Конституционный Суд Российской Федерации также констатировал, что установление федеральным законом о федеральном бюджете размера денежной компенсации в твердой сумме (20 руб. в сутки) вовсе не означает отказа государства от взятых на себя обязательств по реализации продовольственного обеспечения военнослужащих, поскольку за военнослужащими сохраняется право выбора: получать в полном объёме паёк в натуре, либо взамен него ограниченную размером 20 руб. в сутки денежную компенсацию.
При таких обстоятельствах Конституционный Суд Российской Феде-рации в Постановлении от 23 апреля 2004 г. № 9-П пришёл к выводу о том, что положения федеральных законов, устанавливающие материальные гарантии социальных прав военнослужащих, связанные с расходами Российской Федерации, могут в исключительных случаях (например, при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы) приостанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете, а сами по себе оспариваемые военнослужащими законоположения о приостановлениях прав не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан-военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
На основании вышеизложенного при рассмотрении заявлений военно-служащих об индексации размеров денежной компенсации, выплачиваемой взамен продовольственного пайка, суды неизбежно приходят к выводу, что исчисление указанной денежной компенсации с 1 января 2000 года по на-стоящее время, исходя из суммы 20 руб. в сутки, вовсе не противоречит действующему законодательству, а значит и не влечёт нарушений законных прав военнослужащих.
Вместе с тем, с точки зрения социальной справедливости нельзя признать заниженную 20-рублёвую суточную денежную компенсацию военно-служащим взамен продовольственного пайка адекватной реальным затратам военнослужащих на питание. Заметим, что на указанную скромную сумму сегодня военнослужащий может приобрести лишь батон хлеба и бутылку минеральной воды!
В этой связи руководство Минобороны России уже неоднократно выходило с предложениями в Правительство Российской Федерации об увеличении расходов на выплату военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Так, при подготовке законопроекта о федеральном бюджете на 2004 военное ведомство ходатайствовало об увеличении суточного размера этой компенсации исходя из реальной стоимости продовольственного пайка (51 рубль). Однако, сославшись на то, что повышение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка до уровня его полной стоимости дополнительно потребует только в 2004 году порядка 6,7 млрд. рублей бюджетных средств, Правительство Российской Федерации отказалось от реализации указанных предложений Минобороны России .
В 2005 году реальная стоимость продовольственного пайка составила уже порядка 56 рублей в сутки. В этой связи Минобороны России вновь обратилось в Правительство России с предложением об увеличении размеров денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим взамен продпайка, но и в этот раз получило отказ. Вместе с тем, поручением Правительства России от 9 декабря 2004 года Минобороны России и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предложено совместно с Минфином России внести предложения об увеличении размера выплаты этой компенсации, начиная с 2006 года .
Обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года порядок продовольственного обеспечения военнослужащих был изменён. В настоящее время выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях .
Для тех же военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение теперь устанавливается только в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка. При этом уже не требуется согласия военнослужащих на получение указанной компенсации, она выплачивается автоматически.
Новая редакция абзацев третьего и четвертого статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уже не содержит нормы, что денежная компенсации взамен продовольственного пайка (питания) должна соответствовать размеру его стоимости. Теперь в законе указывается на денежную компенсацию, выплачиваемую в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодатель поставил окончательную точку в споре о том вправе ли государство приостанавливать и ограничивать установленные законом меры социальной защиты военнослужащих, предоставив исполнительной власти право по своему усмотрению регулировать размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
Рассмотрев проблемы правового регулирования продовольственного обеспечения военнослужащих, делаем следующие выводы:
1. Право военнослужащих на продовольственное обеспечение является одним из наиболее существенных прав военнослужащих. Однако в настоящее время механизм реализации такого вида натурального обеспечения военнослужащих, как продовольственное нуждается в совершенствовании.
2. Поскольку явно заниженный размер денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим взамен продовольственного пайка не соответствует реальным затратам на питание военнослужащих по установленным нормам, назрела необходимость приведения размеров указанной компенсации к реальной стоимости продовольственного пайка.
3. Трудности в обеспечении военнослужащих денежными выплатами, адекватными затратам на их питание влечёт снижение уровня доходов военнослужащих, а также не позволяет гарантировать их полноценное питание, что может негативно сказаться на выполнении задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.


5. Социально-правовые проблемы
пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей


Среди рассматриваемых нами социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Согласно Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации .
Военнослужащие, ратная служба которых нередко сопряжена с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил, служебное время которых часто носит ненормированный характер, быт которых часто ограничен возможностями военных городков и жизнь которых сопровождают многократные переезды с одного места службы к другому, должны быть гарантированно обеспечены в случаях выхода на пенсию. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Однако проведённый нами анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не соответствует современным условиям. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы. В результате проведённых в 2002 – 2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля 2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет), уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Сами же указанные услуги возросли столь значительно, что с 1 января 2005 года пенсии старшего офицера только и хватает, что на оплату ЖКУ и квартирного телефона.
Сегодня средние размеры пенсии полковника запаса с выслугой 25 лет составляют порядка 4 360 рублей . Если полковнику запаса ещё нет 60 лет, то он должен в полном объёме оплачивать ЖКУ, и стандартная трёхкомнатная квартира теперь обходится ему в 3 000 рублей ежемесячно, что составляет 70% (!) от его полковничьей пенсии. Но ведь ещё в 2002 году он расходовал на ЖКУ менее 500 рублей, что составляло только 10 % от размеров его пенсии. Если пенсионер-полковник ещё в состоянии оплатить свою квартиру, то старший прапорщик запаса с выслугой 25 календарных лет с пенсией в 2 800 рублей, если он ещё не достиг 60-летнего возраста, дающего право на 50%-ную оплату ЖКУ, уже с трудом сможет оплачивать трёхкомнатную квартиру. В сложившихся условиях пенсионеры Минобороны России вынуждены работать, без чего, находясь на заслуженном отдыхе после 25 – 35 лет ратной службы, теперь просто невозможно прожить.
Согласно статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» , для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Также для исчисления пенсий в денежное довольствие включается стоимость ежемесячной денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выплачиваемой военно-служащим.
В соответствии со ст. 49 вышеназванного Закона военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечёт пересмотр размеров военных пенсий. Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и соответственно пенсии военнослужащих должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих.
Так, с принятием Федерального закона от 7 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» и изданием в его развитие Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» , а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования данных отношений – на основе принципа приравнивания размеров денежного довольствия военнослужащих к денежному вознаграждению соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Цель такого перехода – повышение денежного довольствия военнослужащих, которое теперь не может устанавливаться ниже денежного вознаграждения соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
При этом оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» , статья 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» ). Теперь при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции должны повышаться (индексироваться) и размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Однако с 2002 года оклады действующим военнослужащим повышались всего три раза (1 июля 2002 г., 1 января 2003 г. и 1 октября 2003 г.), соответственно в указанный период всего трижды увеличивались военные пенсии. Несмотря на то, что в 2004 году рост инфляции составил порядка 12%, в Минобороны России было произведено повышение денежного довольствия только лишь военнослужащим центрального аппарата (10300 чел.). Так, с 1 октября 2004 года военнослужащим центрального аппарата Минобороны России посредством дополнительных надбавок от 2,6 должностных окладов и выше фактически в 2 – 2,5 раза повысили размер денежного довольствия. Но указанные выплаты не повлияли на перерасчёт военных пенсий. Большинству же военнослужащих в 2004 году индексации денежного довольствия не производилось, соответственно не производилось и увеличения военных пенсий. Заметим, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , в связи с ростом цен трудовые пенсии гражданским пенсионерам с 2002 года индексировалась уже более 14 раз.
Другой пример. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии .
Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения очередной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но и эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий . В этой связи следует прийти к выводу, что в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.
Проблема индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий обсуждалась на совещании от 9 февраля 2005 г. у Президента России на котором министры А. Кудрин и М. Зурабов обосновали, что военных пенсионеров сегодня в три раза больше чем действующих военнослужащих и приравненных к ним лиц во всех силовых министерствах, поэтому любое повышение денежного довольствия военнослужащим несет даже больший объём расходов по соответствующему увеличению пенсий военным пенсионерам. В этой связи в целях экономии государственных средств было принято решение увеличить военным пенсионерам пенсии только пропорционально увеличению трудовых пенсий .
Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» с 1 марта 2005г. была установлена ежемесячная доплата всего в размере 240 рублей к военным пенсиям . Заметим, что Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» такого рода доплата не предусмотрена. Однако, как известно, Президент Российской Федерации вправе издавать указы, которыми вводятся правовые нормы, улучшающие правовое положение граждан, даже если такого рода улучшения не предусмотрены федеральными законами.
Вместе с тем зададимся вопросом, а действительно ли с изданием указа № 176 произошло улучшение правового положения военных пенсионеров? С формально юридической точки зрения введённая президентским указом от 18 февраля 2005 г. № 176 доплата военным пенсионерам несколько улучшила материальное положение этой категории граждан. Простые расчёты показывают, что для повышения военных пенсий на пресловутые 240 руб. нужно было увеличить денежное содержание военнослужащим всего на 5-6% . Вот если бы всем действующим военнослужащим повысили бы должностные оклады на 20 %, то в соответствии с законом пенсии старших офицеров возросли бы не менее чем на 500-700 рублей (в зависимости от занимаемых ранее должностей, с которой они увольнялись с военной службы).
Примечательно, что занижено уравненную 240-рублёвую прибавку получили все военные пенсионеры, невзирая на их воинские звания и должности, занимаемые перед увольнением с военной службы. Вместе с тем действующее законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает порядок расчета военных пенсий в зависимости от реальных должностных окладов и окладов по воинским званиям действующих военных. Очевидно, что на подзаконном уровне явно прослеживается попытка приведения порядка расчета военных пенсий по аналогии с трудовыми пенсиями. Таким образом, исполнительная власть стремится уровнять военных пенсионеров с гражданскими пенсионерами. В этой связи следует подчеркнуть, что особый правовой статус военнослужащих и сотрудников пра-воохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории лиц и членам их семей повышенных социальных гарантий.
Признаем, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей является не только показателем отношения государства к защитникам Отечества, но и прямо влияет на качество комплектования силовых структур военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. По нашему мнению, вводя различного рода надбавки, не входящие в должностные оклады военнослужащих, государство ведёт к тому, что, уйдя в запас, лица, уволенные с военной службы с правом на пенсию, станут получать гроши. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне генерал-майор Н. Безбородов прокомментировал ситуацию следующим образом: «Это ж насколько надо правительству быть оторванным от реалий жизни, что не представлять, какие последствия такая политика может привести в целом в защите нашего Отечества!» .
Следует обратить внимание и на тот факт, что в расчёт военных пенсий сегодня входит явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка. Так, по данным начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации Л. К. Куделиной, на 1 февраля 2005 года она составляет по общевойсковому продовольственному пайку примерно 56 рублей .
В Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» прямо указано, что в денежное довольствие, из которого исчисляется пенсия, включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военно-служащим . То же предусматривается и в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу…», в котором установлен порядок назначения и выплаты пенсии .
Однако пенсионные отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствуются не реальной стоимостью общевойскового пайка, а применяют заниженную сумму, из расчёта 20 руб. в сутки. Нетрудно подсчитать, что, таким образом, в последние годы пенсии каждого из военных пенсионеров «урезаются» на сумму до 900 рублей. При этом военные комиссариаты ссылаются на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими законами о федеральном бюджете на 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 годы денежная компенсация взамен продовольственного пайка была ограничена в размере 20 рублей в сутки .
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации в одной из следующих форм: организации питания по месту военной службы либо выдача продовольственного пайка, либо выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка. До недавнего времени в статье 14 этого закона было прямо установлено, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка должен соответствовать размеру его стоимости. Однако с 1 января 2005 года вступили в силу изменения ст. 14 указанного закона, предусмат-ривающие, что выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) производится в размере, установленном Правительством Российской Федерации .
Известно, что любое снижение материальных и иных видов обеспечения в отношении военнослужащих возможно только путём внесения изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Поскольку до 1 января 2005 года действовала норма ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка должна была производиться в размере его стоимости, то установление федеральными законами о бюджете заниженной суммы выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка является юридически спорным вопросом. По мнению многих военнослужащих, нормы законов о федеральных бюджетах на 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 годы в части установления единой фиксированной стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка без учёта его реальной стоимости ведут к снижению уровня материального обеспечения пенсионеров – бывших военнослужащих и не должны были применяться без надлежащего изменения самого Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Наши оппоненты могут возразить: пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка не пересматриваются до тех пор, пока у «действующих» военнослужащих не изменится оклад денежного содержания. Действительно, такие правила содержит Постановление Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941. Однако подпункт «б» пункта 8, пункт 9 и подпункт «б» п. 14 указанного Постановления были признаны незаконными определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. № КАС 01-370 в части пересмотра пенсий без учёта времени увеличения стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим . Таким образом, до 1 января 2005 года, военные пенсии могли рассчитываться исходя из реальной стоимости продо-вольственного пайка, а любое увеличение этой реальной стоимости влекло бы пересмотр военных пенсий.
Однако до настоящего времени изменения в указанное Постановление Правительства Российской Федерации во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. № КАС 01-370 не внесены и перерасчет пенсий военным пенсионерам не осуществлен. Таким образом, по-прежнему права военных пенсионеров в части пересмотра их пенсий с учетом изменения стоимости продовольственного пайка не соблюдаются.
Явная несправедливость в отношении военных пенсионеров побудила депутатов Московской городской Думы выступить с обращением к Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами Российской Федерации в защиту прав указанных пенсионеров. Так, в обращении Московской городской Думы к Президенту Российской Федерации В. В. Путину от 18 мая 2005 г. № 10 «О восстановлении нарушенного права военных пенсионеров и иных лиц в части пересмотра пенсии с учетом изменения стоимости продовольственного пайка» предлагается дать указание Правительству Российской Федерации о приведении в соответствие с судебными актами Постановления Правительства Российской Федерации № 941 и об определении порядка ликвидации задолженности, возникшей в результате выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям без учета роста стоимости продовольственного пайка . Однако, до настоящего времени предложения московских депутатов так и остаются не реализованными.
Большинство военных пенсионеров вынужденно мирятся с явно не-справедливым подходом к исчислению размеров компенсации взамен продовольственного пайка, однако многие из них обращаются в суды и выигрывают судебные иски. Так, в 2003 – 2005 годах более 15 тысяч военных пенсионеров обратились в суды с исками к областным военкоматам о перерасчёте пенсий в части стоимости продпайка.
Отдельные военные пенсионеры в судебном порядке доказали, что им занижают стоимость одной из составляющих пенсии – продовольственного пайка, военные пенсионеры, проживающие в г. Липецке. В их числе бывший заместитель командира полка по тылу Н. В. Алейник. Суд признал правоту Н. В. Алейника и обязал Липецкий облвоенкомат выплатить в его пользу не-дополученную сумму (порядка 23000 рублей). Примеру отставного подполковника последовали его бывшие сослуживцы. Так, решением Правобережного районного суда г. Липецка от 6 августа 2003 года (дело №2-1106/2003) федеральный судья Кожина А. В. удовлетворила иски военных пенсионеров Калугина Н. С., Елисеева А. М., Кузнецова И. А. к облвоенкомату, Липецкий областной суд оставил это решение в силе .
Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени ещё не сложилось единого подхода в судебной практике по вопросу перерасчёта военных пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка. При одних и тех же обстоятельствах одни суды выносят решения в пользу военных пенсионеров, другие же отказывают в удовлетворении требований о перерасчёте пенсий. Так, Фрунзенский районный суд г. Владивостока решением от 28 июля 2004 года удовлетворил требования военного пенсионера Д. И. Тюленева к военному комиссариату Приморского края о перерасчёте пенсии исходя из фактической стоимости продовольственного пайка. Районный суд пришёл к выводу о необходимости производства перерасчёта пенсии Д. И. Тюленеву с 1999 года, а также о необходимости индексации невы-плаченной своевременно части пенсии. По решению Фрунзенского районного суда г. Владивостока с военного комиссариата Приморского края в пользу военного пенсионера Д. И. Тюленева должно быть взыскано 66 364, 49 рублей, также согласно судебному решению военный комиссариат обязан производить ему выплату пенсии с учётом фактической стоимости продовольственного пайка.
Однако указанное судебное решение не вступило в силу, поскольку было обжаловано военным комиссаром Приморского края и отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 августа 2004 года. Основанием для отмены решения суда первой инстанции явилось то, что, по мнению кассатора, Правительством Российской Федерации не издавалось никаких нормативных актов о пересмотре размеров военных пенсий в связи с изменением размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В то же время пересмотр пенсий относится к компетенции Правительства Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, приняв во внимание заявления заместителя Министра обороны Российской Федерации, которое не является нормативным актом, необоснованно сделал вывод о повышении суточной стоимости продовольственного пайка. Кассатор также отметил, что установление размера стоимости продовольственного пайка в компетенцию суда не входят.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда построила своё определение об отмене решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 июля 2004 года на формальных основаниях, суть которых состоит в том, только Правительство, которому в соответствии с законом предоставлено право регулировать размер денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий, также вправе индексировать и размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В то же время в отсутствие законодательной регламентации порядка формирования и стоимости продовольственного пайка, суд не вправе устанавливать размер стоимости продовольственного пайка.
Таким образом, до настоящего времени так и не установлена социальная справедливость в вопросе исчисления военных пенсий с учётом фактической стоимости продовольственного пайка. Указанная проблема исследовалась и в Конституционном Суде Российской Федерации, который в определении от 14 декабря 2004 года № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии .
В указанном определении Конституционный Суд также обратил внимание на тот факт, что до 31 декабря 2004 года нормативным регулированием выдача денежной компенсации взамен продовольственного пайка допускалось для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на основании их свободного волеизъявления. Однако если действующие военнослужащие до наступления 2005 года были вправе выбирать что им предпочтительней получать: продовольственный паёк в полном объёме, либо заниженный размер денежной компенсации взамен него, то военные пенсионеры были лишены такого выбора (им продовольственный паёк в натуре не выдаётся).
Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что оспариваемые нормы бюджетного законодательства об установлении в 2000 – 2005 годах фиксированного 20 – рублёвого суточного размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка касаются лишь одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих (денежная компенсация взамен продовольственного пайка) и не могут рассматриваться как до-пускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 2004 года № 429-О также установил, что положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год, на 2004 год и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не предполагают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании дейст-вующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка. Указанное определение Конституционного Суда Российской Федерации даёт возможность пересмотреть правоприменительные решения по делам военных пенсионеров и у тех из них, кому судами отказано в удовлетворении исков к военным комиссариатам о перерасчёте размеров военных пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка, появилась возможность пересмотра дел. Тем не менее, окончательное решение рассматриваемой проблемы всё-таки будут выносить суды общей юрисдикции, а они, как ожидается, будут искать другие препятствия к пересмотру уже вынесенных ими решений.
Так, например, Калининградский областной суд обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 429-О. Ссылаясь на то, что в правоприменительной практике отсутствует его единообразное понимание, Калининградский областной суд просил ответить на следующие вопросы:
1) вытекает ли из данного Определения Конституционного Суда Российской Федерации право военных пенсионеров на перерасчет выплачиваемых им пенсий исходя из реальной фактической стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, и, если вытекает, то с какого момента?
2) какой орган и в каком порядке должен определять стоимость продовольственного пайка, вправе ли суды общей юрисдикции обязывать военные комиссариаты производить такой перерасчет пенсий, каков механизм такого перерасчета?
Вместо того чтобы самостоятельно рассмотреть указанные вопросы и вынести надлежащие решения по существу обращений военных пенсионеров о перерасчёте им размеров пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка, Калининградский областной суд пытался переложить свои функции на конституционное правосудие. Заметим, что разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий является исключительной прерогативой судов общей юрисдикции. Очевидно, что должностные лица Калининградского областного суда вполне чётко представляют свои полномочия. В этой связи возникает вопрос о том, зачем же ими было инициировано ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации, которое заведомо не могло быть удовлетворено конституционным правосудием?
Дело в том, что Калининградский областной суд завален исками военных пенсионеров, подачу которых инициировал бывший военнослужащий, а ныне правозащитник и депутат Калининградской областной Думы И. Рудников. В случае вынесения справедливых и законных решений в пользу военных пенсионеров каждому из них пришлось бы выплачивать до 60 тысяч рублей. Принимая во внимание общее количество военных пенсионеров, не-трудно подсчитать, что на перерасчёт их пенсий потребуются весьма значительные денежные суммы, которые в федеральном бюджете не заложены. Очевидно, что руководство Калининградского областного суда не рискнуло взять на себя ответственность за вынесение ущербных для федерального бюджета решений и, намереваясь затянуть разрешение по существу вопроса перерасчёта военных пенсий, решило обратиться с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации об официальном разъяснении определения от 14 декабря 2004 года № 429-О.
Руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 9 июня 2005 г. № 220-О признал ходатайство Калининградского областного суда не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных в нем вопросов не требуется вынесение решения об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 429-О.
В результате указанных выше действий Калининградским областным судом фактически на полгода был отложен пересмотр вынесенных им ранее решений по искам военных пенсионеров.
В этой связи заметим, что при рассмотрении соответствующих обращений военных пенсионеров суды общей юрисдикции должны руководствоваться нормами части третьей статьи 79 и части второй статьи 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Феде-рации» о действии решений Конституционного Суда Российской Федерации во времени, из которых следует, что признание Конституционным Судом Российской Федерации правового акта неконституционным имеет обратную силу в отношении дел граждан, обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в отношении неисполненных правоприменительных решений, вынесенных до принятия соответствующего решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, судебная практика по разрешению исков военных пенсионеров носит противоречивый характер: различными судами нормы законодательства относительно включения в состав пенсии стоимости продовольственного пайка толкуются по-разному и по аналогичным делам принимаются противоположные решения. В этой связи в защиту прав военных пенсионеров выступил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукин, который в порядке ст. 31 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» направил обращение в адрес Председателя Верховного Суда Российской Федерации с предложением рассмотреть на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопрос о том, исходя из каких сумм (месячной стоимости продовольственного пайка или денежной компенсации взамен продовольственного пайка – 20 рублей в сутки, установленной федеральными законами о бюджете на 2000 г., 2001 г.. 2002 г., 2003 г., 2004 г.) должен производиться пересмотр пенсий военнослужащим .
Заметим, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации не торопится с рассмотрением обращения российского омбудсмена, и не стремится поставить точку в затянувшемся споре между военными пенсионерами и исполнительной властью о пересмотре пенсий пенсионерам военной и правоохранительной службы.
Рассмотрев проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, приходим к следующим выводам:
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и увеличения им дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий, что неизбежно влечёт снижение уровня доходов военных пенсионеров.
2. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пенсии военным пенсионерам подлежат пересмотру при увеличении любой составляющей денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка. Вместе с тем права военных пенсионеров в части пересмотра пенсий с учетом изменения стоимости продовольственного пайка с 2000 года по настоящее время не соблюдаются.
3. В целях восстановления нарушенных прав военных пенсионеров, целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации привести в соответствие с вступившими в законную силу судебными актами действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
4. Также представляется целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации определить порядок компенсации недоплат, возникших в результате выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям без учета роста реальной стоимости продовольственного пайка.
5. Согласно статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года , уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств – участников СНГ в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года , не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
 

Hosted by uCoz