назад

 Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. 
N 1372

"Об утверждении Положения о военных комиссариатах"
(с изменениями от 17 июня 2000 г.)
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о военных комиссариатах.
2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
См. постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. N 34
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
15 октября 1999 г.
N 1372 

Положение
о военных комиссариатах


(утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372)
(с изменениями от 17 июня 2000 г.)
I. Общие положения (пп. 1 - 11)
II. Основные задачи военных комиссариатов (п. 12)
III. Права и обязанности военного комиссара (пп. 13 - 17)
IV. Материальное, техническое, финансовое и другие (пп. 18 - 20) виды обеспечения военных комиссариатов
I. Общие положения
1. В настоящем Положении определяются основные принципы создания системы военных комиссариатов Российской Федерации, их подчиненность, задачи, подотчетность, содержание и обеспечение, а также порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота*), на территории которых они находятся.
3. Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Генеральный штаб).
4. Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
5. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создает:
военные комиссариаты субъектов Российской Федерации в республиках, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области и автономных
округах;
военные комиссариаты районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований.
В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию.
Указом Президента РФ от 17 июня 2000 г. N 1110 абзац пятый пункта 5 настоящего Положения признан утратившим силу
Военный комиссар по должности имеет права заместителя главы соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или заместителя главы соответствующего органа местного самоуправления по вопросам обороны.
6. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота).
Командующий войсками военного округа (флотом) является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории соответствующего военного округа (Калининградского особого района), и в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба определяет задачи военным комиссариатам.
7. Военные комиссариаты содержатся по штатам, утверждаемым Генеральным штабом.
8. Комплектование штатных должностей военных комиссариатов военнослужащими
и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной
структурой, утверждаемой Генеральным штабом.
Подбор военнослужащих, назначение их на воинские должности в военные комиссариаты, а также освобождение военнослужащих от этих воинских должностей осуществляются в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Кандидатуры военнослужащих на должность военного комиссара согласовываются со штабом соответствующего военного округа (флота), Генеральным штабом, а при необходимости - с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Специальная подготовка и переподготовка военнослужащих военных комиссариатов осуществляются в общей системе обучения офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, а также на специальных курсах и сборах.
9. Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о составе аппарата усиления военных комиссариатов**, врачах-специалистах, среднем медицинском персонале и технических работниках, средствах связи, транспортных и других материальных средствах, привлекаемых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, и по другим вопросам.
Допуск в военные комиссариаты представителей федеральных органов исполнительной власти для работы с документами по мобилизационным и учетно-призывным вопросам осуществляется в установленном порядке.
10. Проверка состояния мобилизационной готовности и служебной деятельности военных комиссариатов осуществляется специально создаваемыми комиссиями Генерального штаба, штабов военных округов (флота) и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Проверка может проводиться комплексно или по отдельным элементам в плановом и неплановом порядке.
11. Военный комиссариат является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также расчетный счет в банке.
II. Основные задачи военных комиссариатов
12. Основными задачами военных комиссариатов являются:
разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований за счет местных ресурсов исходя из возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания***;
исполнение нарядов штабов военных округов, заявок командиров воинских
частей по предназначению мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;
осуществление совместно с органами местного самоуправления призыва по
мобилизации и отправки людских ресурсов, поставки техники в воинские части
в соответствии с указами Президента Российской Федерации в сроки и объемах,
которые установлены мобилизационным планом и заданиями;
организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
накопление людских и транспортных ресурсов в целях гарантированного и качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований по мобилизационному плану;
вручение гражданам, пребывающим в запасе, руководителям организаций, владеющих транспортными средствами, мобилизационных предписаний и нарядов на действия при мобилизации, в период военного положения и в военное время;
содействие организациям в планировании подготовки техники к передаче
в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования
и органы, специальные формирования при мобилизации и осуществление контроля
за исполнением организациями военно-транспортной обязанности;
обеспечение круглосуточного приема по средствам связи телеграммы "Мобилизационная", участие совместно с федеральными органами связи, организациями связи независимо от формы собственности в разработке порядка использования сетей связи при чрезвычайных ситуациях и на период мобилизации;
участие совместно с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другими органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за техническим состоянием транспортных средств, в проведении государственных технических осмотров отобранной по спискам военных комиссариатов техники, предназначенной для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования;
проведение практических занятий с гражданами, пребывающими в запасе, предназначенными для доукомплектования военных комиссариатов до штатов военного времени, привлекаемыми в аппараты усиления военных комиссариатов, с работниками местных администраций, кадровых и военно-учетных органов организаций, а также с врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и добровольному поступлению на военную службу, а также к работе по их призыву на военные сборы;
проведение комплексных или по отдельным элементам проверок организаций
по вопросам мобилизационной готовности, воинского учета и бронирования;
планирование мероприятий по созданию в военное время учебных пунктов обязательного всеобщего военного обучения граждан;
организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет;
организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва
на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, а также организация и
осуществление призыва на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением
им воинского звания офицера;
отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа
граждан, не находящихся на военной службе, а также для призыва на военные
сборы;
обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их
на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу
по контракту, призыве на военные сборы;
организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации
и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной
постановке на воинский учет, и граждан, поступающих на военную службу по контракту,
а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан,
подлежащих призыву на военную службу;
содействие и оказание практической помощи образовательным учреждениям
среднего (полного) общего образования, образовательным учреждениям начального
и среднего профессионального образования, общественным объединениям в проведении
обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;
отбор граждан для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;
организация учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу
и самовольно оставивших воинские части, предоставление информации о них правоохранительным
органам;
осуществление воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную
службу, пребывающих в запасе, не зачисленных в запас и не подлежащих призыву
на военную службу, но обязанных состоять на воинском учете, а также учета
транспортных средств организаций и личных транспортных средств граждан, маломерных
судов, барж и других переправочных средств, автомобилей, оборудованных средствами
связи, которые могут быть использованы в военное время в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, специальных формированиях, а также осуществление контроля за ведением их учета в организациях независимо от формы собственности;
оформление отсрочки гражданам Российской Федерации от призыва на военную
службу;
подготовка материалов для проведения проверок органами федеральной службы
безопасности и отбор граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на
военную службу, а также граждан для поступления на военную службу по контракту
в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования
и органы, специальные формирования и на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования;
ведение учета граждан, пребывающих в запасе, которые принимали участие
в боевых действиях по защите Отечества или на территориях других государств,
в ликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций,
организация работы по вручению им наград от имени Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации;
взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
содействие в реализации льгот, гарантий и компенсаций, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оказание помощи гражданам, уволенным с военной службы, и иным лицам в
розыске архивных документов, подтверждающих участие их или членов их семей
в Великой Отечественной войне, в боевых действиях на территориях других государств,
иных боевых действиях, а также документов при решении вопросов об установлении
причинной связи ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением военной
службы;
участие в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
извещение семей или родственников военнослужащих, погибших или умерших
при прохождении военной службы;
оказание содействия в захоронении и организация похорон в местностях,
где нет военных гарнизонов, военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны
Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
участие в работе органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;
участие в военно-патриотическом воспитании населения и ведение информационно-рекламной работы в целях добровольного поступления граждан на военную службу;
оказание содействия гражданам, уволенным с военной службы, и членам их
семей в переподготовке и трудоустройстве через органы службы занятости;
организация работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию
лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам
предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий
и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью
их выплаты;
организация и осуществление работы по разъяснению законодательства Российской
Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленных пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей.
III. Права и обязанности военного комиссара
13. Военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой.
14. Военный комиссар субъекта Российской Федерации подчиняется заместителю начальника штаба по организационно-мобилизационной работе военного округа (флота) и является прямым начальником личного состава военных комиссариатов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Он определяет должностные и специальные обязанности подчиненных военных комиссаров.
15. Военный комиссар района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования подчиняется военному комиссару субъекта Российской Федерации и является прямым начальником личного состава военного комиссариата района, города (без районного деления), административного округа и равного ему административного образования. Он определяет должностные обязанности подчиненного ему личного состава.
16. Военный комиссар:
издает приказы в пределах своих полномочий;
участвует в заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их комиссий по оборонным вопросам;
привлекает по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления аппарат усиления военного комиссариата к подготовке и выполнению мобилизационных мероприятий;
рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а при необходимости передает материалы на этих лиц в правоохранительные органы.
Военный комиссар является единоначальником и отвечает:
за организацию и поддержание боевой и мобилизационной готовности военного комиссариата;
за выполнение задач, возложенных на военный комиссариат;
за организацию командирской подготовки, воспитание, воинскую дисциплину
и морально-психологическую подготовку подчиненного ему личного состава;
за состояние и сохранность вооружения, военной техники, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и разрабатываемой документации по руководству повседневной деятельностью военного комиссариата;
за подготовку аппарата усиления военного комиссариата и его базы мобилизационного развертывания;
за медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение
подчиненного ему личного состава.
Военный комиссар обязан:
исполнять законодательные и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации по вопросам обороны в пределах своих полномочий на обслуживаемой военным комиссариатом территории, требования настоящего Положения, нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба, приказы и директивы командующего войсками военного округа (флотом);
организовывать выполнение плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на обслуживаемой военным комиссариатом территории и своевременно его уточнять;
готовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;
осуществлять в установленном порядке призыв и отправку граждан, пребывающих
в запасе, поставку техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие
войска, воинские формирования и органы, специальные формирования при объявлении мобилизации в сроки и объемах, которые определены мобилизационным заданием, а также призыв на военные сборы;
организовывать выполнение мероприятий по совершенствованию базы мобилизационного развертывания военного комиссариата;
руководить работой по накоплению людских и транспортных ресурсов в целях гарантированного и качественного укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований по мобилизационному плану;
организовывать взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с организациями, находящимися на обслуживаемой военным комиссариатом территории, а также с комплектуемыми соединениями и воинскими частями;
участвовать в работе по военно-патриотическому воспитанию, в пропаганде военной службы среди населения;
организовывать проведение комплексных проверок организаций по вопросам мобилизационной готовности, воинского учета и бронирования и принимать в них участие;
организовывать работу по вручению государственных наград гражданам, пребывающим в запасе;
рассматривать обращения военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов
их семей, а также других граждан по вопросам, входящим в компетенцию военного
комиссариата;
оказывать помощь организациям и осуществлять контроль за исполнением
ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по вопросам обороны;
обеспечивать своевременное и качественное представление табельной и другой отчетности в соответствии с руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба;
организовывать и осуществлять мероприятия по защите государственной тайны, создавать условия для правильной организации режима секретности и ведения секретного и мобилизационного делопроизводства;
организовывать и проводить профессиональную подготовку личного состава
военного комиссариата;
проводить проверки и осуществлять анализ состояния боевой, мобилизационной готовности и служебной деятельности военного комиссариата, определять меры по их совершенствованию;
организовывать и проводить учения и тренировки;
руководить подготовкой и воспитанием личного состава военного комиссариата с учетом деловых и морально-психологических качеств подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала;
поддерживать воинскую и трудовую дисциплину, высокое морально-психологическое состояние подчиненного ему личного состава;
систематически проводить анализ состояния воинской и трудовой дисциплины
в военном комиссариате и принимать меры по предупреждению преступлений, происшествий,
нарушений воинской дисциплины, а также по предотвращению случаев гибели и
травматизма среди личного состава; обо всех происшествиях и преступлениях,
совершенных подчиненными, докладывать по команде в установленном порядке;
осуществлять контроль за выполнением подчиненными военнослужащими требований безопасности при исполнении обязанностей военной службы, работе с вооружением, боеприпасами и военной техникой, при проведении занятий, стрельб, учений и работ;
организовывать и контролировать выполнение мероприятий по обеспечению сохранности оружия и боеприпасов личного состава военного комиссариата, а также других материальных средств;
устанавливать распорядок дня и регламент служебного времени, поддерживать внутренний порядок в военном комиссариате;
своевременно доводить до сведения личного состава военного комиссариата федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба, приказы и директивы командующего войсками военного округа (флотом) в части, касающейся деятельности военных комиссариатов;
обеспечивать своевременное и в полном объеме доведение до личного состава военного комиссариата всех видов довольствия и принимать меры по улучшению его бытовых условий;
руководить подбором и расстановкой кадров в военном комиссариате;
руководить научной, изобретательской и рационализаторской деятельностью
в военном комиссариате;
организовывать охрану зданий и помещений военного комиссариата, осуществлять контроль за внутренней службой, лично проверять несение службы суточным нарядом;
руководить финансовой и хозяйственной деятельностью военного комиссариата, осуществлять контроль за правильным расходованием материальных и денежных средств;
осуществлять контроль за выполнением требований противопожарной безопасности, содержанием и правильной эксплуатацией зданий, помещений и территории, закрепленной за военным комиссариатом;
осуществлять контроль за законностью и обоснованностью выдачи документов воинского учета, удостоверений, дающих право на льготы, и других документов.
17. Не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба, приказами и директивами командующего войсками военного округа (флотом).
IV. Материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов
18. Материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
19. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением, боеприпасами, военной техникой, горюче-смазочными материалами, другими видами довольствия и материальными средствами через соответствующие довольствующие органы военного округа (флота) по месту нахождения в объеме штатно-табельной потребности.
20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
обеспечивают военные комиссариаты служебными зданиями, отвечающими установленным санитарным и техническим требованиям, подсобными и хозяйственными помещениями с необходимым имуществом и инвентарем, помещениями под пункты управления, специально оборудованными призывными и сборными пунктами, оснащенными инструментарием и медицинским имуществом, необходимым для медицинского освидетельствования, техническими средствами для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан;
осуществляют текущий и капитальный ремонт зданий и помещений, выделенных военным комиссариатам, а также оплачивают коммунальные услуги;
содержат персонал, обслуживающий военные комиссариаты, призывные и сборные пункты;
выделяют по представлении необходимых документов денежные средства:
организациям - для обеспечения работы аппарата усиления военного комиссариата, совершенствования и использования его базы мобилизационного развертывания;
организациям связи, районным и городским узлам связи - за использование
военными комиссариатами всех видов связи (телефонной, телеграфной, радио,
прямых каналов и линий связи), поддержание системы связи и оповещения в исправном
состоянии;
предприятиям - за использование транспорта для доставки граждан, призванных
на военную службу, на сборные пункты и граждан, пребывающих в запасе, на пункты
сбора в период призыва и в целях проведения учений и тренировок по мобилизационному
развертыванию, а также мероприятий по мобилизации;
на выплату средней заработной платы и командировочных расходов медицинскому
персоналу и техническим работникам в период первоначальной постановки граждан
на воинский учет и призыва их на военную службу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять военным комиссариатам жилые помещения для проживания военнослужащих и членов их семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, и необходимые транспортные средства для обеспечения деятельности военных комиссариатов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе требовать отчета о расходовании денежных средств, выделенных этими органами военным комиссариатам. 
-------------------------------------------------------------------------
* Для военных комиссариатов, находящихся на территории Калининградского особого района.
** Аппарат усиления военного комиссариата - необходимое число граждан, привлекаемых военным комиссариатом к работе по обеспечению гарантированного проведения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования. Состав этого аппарата определяется военным комиссариатом в зависимости от объема выполняемых военным комиссариатом задач.
*** База мобилизационного развертывания военного комиссариата - оснащенная необходимыми средствами управления, связи и оповещения, транспортом, имуществом и оборудованием система пунктов управления, участков (штабов) оповещения, пунктов сбора и отправки мобилизационных ресурсов, пунктов заправки горючим, пунктов обогрева и питания личного состава. Состав этой базы определяется военным комиссариатом в зависимости от объема выполняемых им задач.

Hosted by uCoz