назад

ЦЕНА ПАЙКА
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РФ ИВАНОВУ С.Б.

От пенсионеров МО, проживающих в 110 военном городке,
поселок Рощинский Волжского района Самарской области

Г-н Министр, мы не сомневаемся, что Вы хорошо знаете положение военных пенсионеров и все вопросы их пенсионного обеспечения.
Но, поскольку, письмо открытое и мы хотим его также разместить в средствах массовой информации и отправить по другим адресам, необходимо более подробное освещение проблемы выплаты месячной стоимости продовольственного пайка воен-ным пенсионерам.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Проблема включения в состав денежного довольствия для исчисления пенсии месячной стоимости продовольственного пайка, а не денежной компенсации возник-ла не сегодня, не вчера, а уже много лет назад.
За это время сумма индексации невыплаченных денежных сумм практически сравнялась с самой недоплатой.
Все эти годы шла борьба пенсионеров с Министерством обороны в лице военных комиссариатов. Минобороны, в духе отечественной бюрократии, игнорировало требования пенсионеров о перерасчете пенсии и раздавало указания и методички по борьбе со своим кровным врагом – пенсионерами.
Суды первой инстанции и кассационные суды, как правило, принимали решения в пользу пенсионеров, военкоматы обжаловали решения - Верховный суд удовлетворял жалобы военкоматов на основании Федеральных законов «О бюджете» в которых устанавливалась денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки. Подчеркиваем, «денежная компенсации», хотя согласно ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в состав денежного довольствия для исчисления пенсии должна входить месячная стоимость продовольственного пайка.
Наконец, пройдя все судебные инстанции, пенсионеры добираются до Конституционного Суда РФ, который, проанализировав существующие пенсионные законы и законы о федеральном бюджете, в своем Определении от 14 декабря 2004 г. № 429-О разъяснил, что «законы о федеральном бюджете по их конституционно-правовому смыслу не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка».
То есть в состав денежного довольствия для исчисления пенсии должна входить месячная стоимость продовольственного пайка и пенсии должны пересматриваться по мере увеличения его стоимости.
Таким образом, высший судебный орган страны признал, что военное ведомство систематически недоплачивает пенсии военным пенсионерам.
Порядочные люди (и чиновники) в таких ситуациях извиняются и исправляют свои ошибки. Но не отечественные бюрократы, они приняли это за личную обиду и привели в действие «тяжелую артиллерию».
Депутат Государственной Думы ФС РФ А.М. Головатюк (фракция ЛДПР) вносит законопроект № 140363-4, который предусматривает изменение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» «Вместо слов «месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим» записать слова «денежная компенсация взамен продовольственного пайка (питания), выплачиваемая военнослужащим». В пояснительной записке к этому законопроекту сказано, что «принятие данного закона исключит впредь возможные судебные иски со стороны военных пенсионеров в связи с неправильным, по их мнению, исчислением пенсий».
Как говорится – комментарии излишни!
Верховный суд РФ тоже не остался в стороне. В обзоре судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г.) показал высший пилотаж судебной казуистики, приравняв месячную стоимость продовольственного пайка к денежной компенсации, приравнял по статусу военнослужащего и пенсионера и сделал вывод - «подход для определения этой части (или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения».
Какое же может быть равенство, если многочисленными определениями и решениями различных судов (в том числе и Верховного) установлено, что:
- статус военнослужащего и пенсионера различаются;
- месячная стоимость продовольственного пайка и его денежная компенсация – различные понятия;
- понятие «денежное довольствие военнослужащих» отличается от понятия «денежное довольствие для исчисления пенсий» (В настоящее время денежное довольствие военнослужащих превышает денежное довольствие для исчисления пенсий в 2 раза).
После выхода этого обзора практика судов стала соответствовать ему – теперь уже большинство судов принимает отказные решения, лишь некоторые судьи, действительно судящие по закону, принимают решения в пользу военных пенсионеров.
Но такая «правовая» позиция отказных решений оказалась слабоватой.
Определением от 9 июня 2005 г. N 220-О Конституционный Суд РФ вольно или невольно оказал поддержку позиции МО – «правоприменительные решения … основанные на оспариваемых нормах бюджетного законодательства в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пере-смотру, если для этого нет иных препятствий, не может рассматриваться как предопределяющее удовлетворение исковых требований заявителей. Разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий является прерогативой судов общей юрисдикции и связано с применением подзаконных нормативных актов..., а также с оценкой представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка».
Суды стали отказывать пенсионерам по той причине, что никакой другой «стоимости денежной продовольственной компенсации», кроме Федеральных Законов «О бюджете» на соответствующие годы нет и «никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно возможной денежной компенсации стоимости ежемесячного продовольственного пайка руководствоваться нельзя».
Опять между понятиями «месячная стоимость продовольственного пайка» и «его денежная компенсация» ставится знак равенства.
Не признаются официальные справки Госкомстата о стоимости набора продуктов, входящий в состав продовольственного пайка, справки Центрального продовольственного управления МО о стоимости пайка.
Не принимается во внимание даже то, что в тех же Федеральных законах «О бюджете» разделяется стоимость продовольственного пайка и компенсация взамен продовольственного пайка. Так в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2006 год записано «При определении расходов на продовольственное обеспечение в 2006 году принята стоимость продовольственного пайка:
- для организации питания по месту военной службы (или выдачи продовольственного пайка) по норме общевойскового пайка – 63,6 рубля в сутки.
Кроме того, учтена стоимость дополнительных пайков различным категориям военнослужащих, имеющим на это право;
- для выплаты компенсации взамен продовольственного пайка – 20 рублей в сутки».
Все цифры и законы есть, но платить МО все равно не хочет и суды отказывают.
Самое интересное то, что согласно этому закону (О бюджете) компенсация взамен продовольственного пайка не положена военным пенсионерам (ведь они утратили статус военнослужащих) и, следовательно, выплачивается незаконно!
В «Положении о Министерстве обороны РФ», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 в статье 1 сказано, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области
В пункте 9 статьи 3 этого Положения также сказано, что одной из основных задач Минобороны России является обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Для того, чтобы начать выплачивать месячную стоимость продовольственного пайка необходимо просто издать приказ об объявлении стоимости этого пайка, включив в него пункт «указанную стоимость продовольственного пайка применять при исчислении пенсий», что не только не противоречит законодательству, но прямо предписывается статьей 1 «Положения о Министерстве обороны РФ». Конечно, если «одной из основных задач Минобороны России ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является обеспечение социальной защиты … граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»
Многочисленные обращения военных пенсионеров, митинги, заявления, протесты, запросы депутатов Государственной думы в правительство, Генеральную прокуратуру и другие инстанции игнорировались или давались формальные отписки. Даже Уполномоченный по правам человека В.П. Лукин неоднократно обращался по этому вопросу к Председателю правительства и Президенту РФ.
Так почему же вопрос стоимости продовольственного пайка так волнует военных пенсионеров, ведь Министр финансов Кудрин заявил, что «они и так много получают» и почему накал страстей пришелся на 2005 год?

НЕМНОГО ФАКТОВ И АНАЛИЗ ИХ
Причина проста!
На протяжении многих лет неуклонно снижается материальный уровень пенсионеров.
Если отвлечься от громогласных заявлений о постоянном повышении материальной обеспеченности военнослужащих и, следовательно, военных пенсионеров, и проанализировать цифры (официальные, по данным государственных учреждений), то вырисовывается совсем другая картина!
1. Инфляции постоянно опережает рост пенсий. Отмененные льготы не были компенсированы.
Посмотрим графически, в сравнении с инфляцией, как выглядит повышение пенсии.
Для расчета диаграммы взята пенсия подполковника, уволенного с должности заместителя командира полка, выслуга лет для исчисления пенсии – 28 лет. Заметим – не самая маленькая пенсия.
Пенсия с 1.07.96 года составляла 858 рублей.

Комментарии к диаграмме:
- может быть небольшая погрешность(1%-3%), так как должностные оклады за прошлые годы охраняются получше ядерных секретов страны;
- инфляция взята по данным Госкомстата;
- за единицу взята пенсия по состоянию на 1.07.96 в
- с учетом инфляции и повышений пенсия составляет в %
на 1.07.02 97%
на 1.01.03 101%
на 1.10.03 103%
на 31.12.05 85%.
Казалось бы, все нормально, но повышение пенсии с 1.07.02 года и второй этап с 1.01.03 года, предполагало, что будет компенсирована отмена льгот. Как видно этого не произошло – а произошла банальная индексация пенсий, выданная предшествующей полуторагодичной пиаркомпанией, за значительное повышение и компенсацию отмененных льгот. ФАКТИЧЕСКИ КОМПЕНСАЦИИ ОТМЕНЕННЫХ ЛЬГОТ НЕ ПРОИЗОШЛО!
Повышение пенсии было произведено в 2,11 раза, хотя Президентом РФ ставилась задача повысить в 2,5 раза.
Еще интереснее выглядит диаграмма, где учтены потери пенсионеров ТОЛЬКО от отмены 50% льготы при оплате ЖКХ (без электроэнергии).
При расчете взята общая жилая площадь 60 кв. м, состав семьи 3 чел.

В период с ноября 2002 года по февраль 2005 года (за два с небольшим года) цены на услуги ЖКХ выросли почти в 4 (четыре) раза. Как будто ждали отмены льгот!
Заявленное 15% повышение пенсий с 1 января 2006 года не компенсирует даже потери от инфляции после 1.10.03 (последняя индексация, выданная за повышение).
Повышение ЖКХ в 2006 году на 30% составит 8%-10% от пенсии военных пенсионеров. То есть персональная инфляция для военных пенсионеров в 2006 году только по части ЖКХ составит 8%-10%. На этом фоне как-то не верится заявлениям правительства о годовой инфляции в 8%. Кстати, повышение составит не 15%, а 12%-14%, так как компенсация за продовольственный паек не повышается!
На фоне заявлений правительства о росте реальных денежных доходов населения на 6%-8% за последние годы, все это выглядит еще мрачнее!
2. Постоянное нарушение законов и прямой обман военкоматами при начислении пенсий:
- не пересчитывались пенсии при повышении МРОТ, в редакции Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», действовавшей до 1 июля 1996 года;
- не пересчитывались пенсии при повышении должностного оклада военно-служащих;
- на интернет-форумах публиковались факты, когда пенсия рассчитывалась исходя из оклада на несколько разрядов меньшего, чем тот, который был при увольнении.
В октябре 2005 года газета "Новые известия" опубликовала статью «Военно-полевой откат».
«Осужден сотрудник секретного отдела военкомата, "помогавший" отставникам выбивать долги по пенсии. На протяжении нескольких лет в Ростовской области действовала структура, занимавшаяся "выбиванием" пенсионных денег бывших военнослужащих у Министерства обороны. Правда, сами пенсионеры получали лишь жалкую часть причитающихся им денег - от 50 до 30%. Остальное забирали себе "добрые" сотрудники военкоматов».
Выявлено это было не финансовыми ревизиями ФЭУ МО, а по жалобе пенсионера.
На скамье подсудимых оказался один работник военкомата, который отделался сроком предварительного заключения. Министерство обороны выплатило 20 млн. рублей.
Как это могло произойти при таком мощном финансовом контроле? Может быть, эти пайковые есть источник дополнительного дохода для коррумпированных военных чиновников и, поэтому, МО ведет бой «не на жизнь, а насмерть» с военными пенсионерами!
Интересно, не существует ли подобная практика в других областных военкоматах страны?
3. При повышении денежного довольствия военнослужащим пенсии не повышаются.
Правительство использует при повышении денежного довольствия военно-служащих «серые» схемы.
С 1 марта 2005 года военнослужащим увеличили денежное довольствие на 1 должностной оклад в виде ежемесячного денежного поощрения, и ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в зависимости от региона, на 95-120% от должностного оклада. Эти денежные суммы хотя и выплачиваются всем военнослужащим, но не входят в состав денежного довольствия для исчисления пенсии.
Мало того, имеет место явная дискриминация в пенсионном обеспечении военнослужащих.
В статье 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» сказано: "Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации…»
У гражданских федеральных государственных служащих пенсия назначается из среднемесячного заработка, включающего в себя все надбавки и поощрения.
Показательно, в этом отношении Постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 346 "Об индексации пенсий федеральных государственных служащих".
2. Пенсионному фонду Российской Федерации произвести индексацию с 1 июля 2002 г. пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых в состав среднемесячного заработка, принятого для исчисления размера указанной пенсии, включен среднемесячный заработок за периоды до 1 июля 2002 г., и осуществить в 2005 году выплату полагающихся им сумм пенсий, полученных в результате индексации.
3. Осуществить указанную в пункте 2 настоящего постановления индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих независимо от даты назначения пенсии с применением индекса 1,28 исходя из централизованного повышения с 1 июля 2002 г. денежного содержания федеральных государственных служащих за счет изменения размера надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, районах (местностях).
То есть, при всех прочих равных условиях (должность, звание или классный чин) условиях выхода на пенсию, военный пенсионер получает пенсию в, несколько раз, меньшем размере, чем гражданский государственный служащий. В денежное довольствие для исчисления пенсий военнослужащим включается только оклад по должности, оклад по воинскому званию и компенсация взамен продовольственного пайка (по закону – месячная стоимость продовольственного пайка), что в сумме более чем в 2 раза меньше денежного довольствия военнослужащих, так как сейчас различные надбавки и поощрения, выплачиваемые всем военнослужащим, в разы превышают должностные оклады.
В связи с вышеизложенным, хочется спросить г-на Кудрина – искренне ли он считает, что военные федеральные государственные служащие, получающие пенсию значительно меньшую, чем гражданские федеральные государственные служащие, «и так много получают».

ПОЛИТИКА МО В ОТНОШЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ
Складывается странная ситуация. Уполномоченный по правам человека, депутаты Государственной Думы, средства массовой информации бьют тревогу, так как справедливо считают что, уровень жизни военных пенсионеров неуклонно и последовательно снижается, Министерство обороны и лично Вы, г-н Иванов, храните олимпийское спокойствие, постоянно выступая с заявлениями, что «жить стало лучше, жить стало веселей».
Какие меры приняли Вы, как Министр обороны, для улучшения жизни пенсионеров?
Как то Вы, г-н Иванов, заявили, что пенсионеры Вас не касаются, Вы обязаны заботится о действующих военнослужащих.
Хотелось по этому поводу получить ответ, как это соотносится с «Положением о Министерстве обороны РФ», утвержденном Указом Президента Российской Феде-рации от 16 августа 2004 г. N 1082, где в пункте 9 статьи 3 сказано, что одной из основных задач Минобороны России является обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.?
В конце концов, каждый военнослужащий становится пенсионером и должен знать (и знает), что его ожидает после выхода на пенсию! Не в этом ли одна из причин беспрецедентного бегства молодых офицеров из армии!
Когда принималось последнее решение о повышении денежного довольствия военнослужащим, о военных пенсионерах Вы, г-н Иванов, сказали, что «их слишком много», увеличив реальную цифру более чем в 6 (шесть!) раз – 8 млн. против 1,2 млн. а вместе с теми, кто получает пенсию по тому же закону – не более 2 миллионов. Интересная мотивация против увеличения пенсии и, главное, от кого она исходила!
Наверное, Вы, г-н Иванов, тоже считаете, что «они много получают».
А пробовали ли Вы проанализировать существующую ситуацию с пенсионным обеспечениям, и какие меры были приняты по ее улучшению? Наверное, Вы обращались к Председателю правительства, в Государственную Думу?
Нет и еще раз нет!
Именно по Вашей инициативе не индексируются и тем более не повышаются пенсии!
Правительство и непосредственно Министерство обороны проводит в отношении военных пенсионеров дискриминационную политику.

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ СТОИТ ОБМАН С ПАЙКОВЫМИ ВЫПЛАТАМИ
Сумма невыплаченных каждому пенсионеру за 6 последних лет составляет в среднем 60 тысяч рублей (с учетом индексации). Это:
- пенсия более чем за год;
- менее половины месячного денежного содержания Министра обороны;
- двухмесячный оклад денежного содержания судьи районного суда.
Моральные потери:
- дискредитация Государственной Думы – чего только стоит законопроект № 140363-4;
- дискредитация высшего судебного органа страны – Конституционного Суда Российской Федерации, – все его определения игнорируются;
- потеря веры в справедливое и независимое судебное разбирательство;
- потеря авторитета страны – пенсионеры обращаются с жалобами в Европейский суд по правам человека (самое большое количество – 17% обращений из России, из них большинство по пенсионным вопросам) и к Президенту США;

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На наш взгляд решить все проблемы можно несколькими путями:
В любом случае выплатить недоплаченные пайковые и другие недоплаты.
1. Исключить «серые» схемы повышения денежного довольствия военнослужащих – все надбавки и компенсации (ежемесячное денежное поощрение, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы), выплачиваемые всем военнослужащим, включить в должностные оклады.
Для этого не надо никаких изменений законодательства. Тогда действительно не будет «неравенства при определении денежной компенсации взамен продовольственного пайка».
2. Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 43 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» о включении в состав денежного довольствия для исчисления пенсии ежемесячного денежного поощрения, ежемесячную надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Можно найти и другие пути реального повышения или, хотя бы, полной компенсации отмененных льгот и потерь от инфляции. Для этого надо иметь желание и уважение к людям, отслужившим большую часть своей сознательной жизни в Вооруженных Силах!
Надеемся Вам, г-н Министр обороны, не надо объяснять, что это такое!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОЩИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗАПАСА ГОРЕНКО С.А.
443539, Самарская обл., Волжский р-н, п. Рощинский, д. 12А, кв. 31

Hosted by uCoz