назад

ВОЕНКОМАТЫ - СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Военные комиссариаты 86 лет назад создавались как местные органы военного управления, то есть можно сказать на правах подструктуры (или структуры) местной власти. Соответственно власть выделяла для военкоматов экспроприированные здания богатой знати свергнутого царского самодержавия дома Романовых. Как правило, это были купеческие или помещичьи дома. Во многих из них и поныне размещены большинство военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. В советские времена некоторым военкоматам местные власти помогли перебраться в новые здания (Татарстан, Москва, Благовещенск), кому-то повезло в наше время (Ханты-Мансийск, Ямал, Башкортостан, Бурятия, Петрозаводск).


Пермь (бывший купеческий дом)

ВК Ямало-Ненецкого АО

ВК Ханты-Мансийского АО

ВК Омской области

ВК района в сельской местности
(типичный вариант)

Москва

Чтобы четко уяснить весь проблемный спектр вопросов, стоящих перед местными органами военного управления, надо хотя бы представить характер связи между собой трех составляющих: власть, министерство обороны и, собственно, военкомат.

Военкоматы сегодня можно образно сравнить с аппендиксом островной части муниципалитета или с кусочком пирожка, который не могут поделить между собой местная власть и Министерство обороны, а если быть конкретнее – то просто его не хотят. Первые из-за денег, слишком уж стало в последнее время накладно при скачкообразном росте цен финансировать военные комиссариаты на призывные компании, на коммунальные услуги, обслуживание зданий, связь и другие виды расходов. Вторые, наоборот, хотят через  военные комиссариаты потянуть лишний рубль у местных властей, дабы отвязаться от своих обязательств по финансированию военкоматов через федеральный бюджет. В результате по итогам за каждый год – всегда наблюдается, причем стабильно,  недофинансирование  последних по запланированному бюджету.

С подписанием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122, стала вообще обозначаться тенденция  «прохладного» отношения к военным комиссариатам со стороны администраций всех уровней. Кому-то в Правительстве пришла в голову такая «блажь» - освободить местные власти с 1 января 2005 года от обязанностей по финансированию местных органов военного управления из местного бюджета.

С реализацией Федеральной целевой программы перевода частей на комплектование военнослужащими по контракту, соответственно значительно увеличилась сегодня  нагрузка на военкоматы. Вопрос вроде бы простой – брось клич и набирай добровольцев в армию. На первых порах так и делали. Результат – упала дисциплина в войсках, увеличилось количество дезертиров, воинских преступлений. И я на сто процентов согласен с высказыванием начальника ГШ ВС генерал-полковником Ю. Балуевским, что «хватит набирать, будем отбирать» кандидатов на военную службу по контракту. Несомненно, все отбросы должны просеиваться. Для этого и должны работать в военкоматах комиссии (призывные), а не один начальник отделения по отбору на контрактную службу. Для этого и штат этой структуры должен быть подобающий. Ведь не далек тот день, когда по количеству отбора на контрактную службу план на год для военкомата, возможно, будет не меньше плана призыва граждан  на срочную службу.  Я вообще не понимаю, почему эту структуру убрали из состава 4-х отделов (отделений). Раньше можно было с кого-то спросить, а теперь в городских и районных военкоматах и спросить-то по большому счету не с кого за качество и количество отбираемых кандидатов на военную службу по контракту.

По штатно-организационным изменениям в военкоматах вообще наметилась тенденция дробления его на мелкие структуры. Только за два года претерпели штатные изменения  первые отделы (убрали оперативно-плановое отделение и отделение автоматизации), четвертые  отделы (отделение по набору на контрактную службу), отделы социального и финансового обеспечения (разделили соответственно на финансовый и социальный). Так глядишь с такими темпами  скоро и остальные отделы и отделения раздробят. Во-первых, этими дроблениями нарушается главный воинский принцип – принцип единоначалия. Потому что это аксиома, чем меньше подразделение, тем больше у него начальников. Во-вторых, дробление подразделений всегда приводит к дублированию одних и тех же задач несколькими лицами. А это, как правило, приводит к срыву выполнения этих задач. Потому что это уже давно проверено жизнью и практикой, когда об одном и том же просишь двоих-троих, в результате ни чего не получаешь. Потому что те двое-трое надеются друг на друга, но не на себя.

 И вообще, уже задаешься вопросом, сколько ещё будут продолжаться  эти опыты над армией. Больше 13 лет прошло с начала экспериментов над Российской армией. За это время успели её унизить до такой степени и облить такой грязью, что даже и представить не возможно,  чем теперь её отмыть. Мало того эта компания продолжается и сегодня: в так называемой желтой прессе, на страницах Интернета. Кстати об Интернете. Почему-то наше Министерство обороны этому полю борьбы за души своих будущих защитников Родины почти никакого внимания не уделяет. Есть сайт Министерства обороны, несколько сайтов военных образовательных учреждений, пара сайтов военных комиссариатов, ещё небольшое количество личных и общественных сайтов бывших военных. Вот и весь арсенал. Примерно на 100 сайтов антипризывного характера приходится только от силы 5-6 патриотических, пропагандирующих службу в Российской армии. В настоящей реалии тема, как откосить от службы в армии, - стала доминирующей во «всемирной паутине». И естественно, наша молодежь, гуляя по страницам Интернета, в первую очередь  невольно попадает именно на эти сайты. 

Военкоматы сегодня, как ни одна другая структура не сталкивается с вышеназванными издержками воспитания молодежи в духе «современного времени». Процесс так называемой «отмазки» молодого человека от исполнения конституционного долга поставлен сегодня на конвейерный поток и начинается с первоначальной постановки на воинский учет (это с 16 лет). Сначала подключаются знакомые врачи, ставя «нужные диагнозы». Потом уже родители, их влиятельные знакомые. Перед призывом начинаются попытки откупа (нередко это удается). Умышленные уклонения, избегания получения повестки и т.д., вплоть до жалоб и обращений в Комитеты солдатских матерей. Где тоже не все делается чистыми руками.

Говоря о призыве граждан на военную службу, необходимо отметить ту сложность, с которой в настоящее время столкнулись военные комиссариаты помимо вышеназванных проблем. С осеннего призыва на военкоматы  возложена задача  по обмундированию призывного контингента. То есть та работа, которую проводили в воинских частях командиры подразделений (получение обмундирования, подгонка), теперь осуществляется полностью на сборных пунктах военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Я не берусь сейчас даже предсказать, чем все эта затея,  в конечном счете, закончится. Но, судя по информации из средств массовой информации, не все военные комиссариаты оказались готовы к этой работе в том объеме и тех условиях, которые были созданы в Башкортостане. На некоторых сборных пунктах  даже нет таких условий, чтобы не поморозить молодых  ребят во время переодевания. А ведь сама идея создания пунктов переодевания родилась в Генштабе именно из-за переохлаждения призывников в пути следования к месту службы. Спрашивается, а где гарантия, что они не переохладятся  на сборных пунктах. Ведь у нас все как всегда поспешно принимается, даже толком не предоставив времени на подготовку соответствующей базы. Как всегда – ни сил, ни средств. «Варитесь в собственном соку». По опыту знаю, что такое пункты переодевания. Благо, почти 17 лет службы в войсках к этому был причастен. Даже не была разработана элементарная инструкция последовательности работы пунктов переодевания. Начальники на сборах в Уфе на все это посмотрели, а до подчиненных в своих военных комиссариатах сам порядок  работы пункта не довели. Я уже не говорю о штате этого дополнительного элемента сборного пункта. Это хорошо, если поблизости есть какая-то воинская часть, можно договориться с командиром, можно через распоряжение вышестоящего командования заполучить помощь. А как быть тем, у кого за сотни километров ни одной воинской части. Только рассчитывать на свои силы? Оголять какие-то участки работы? Значит, наносить ущерб общей служебной деятельности там, где это все будет оголено. Арифметика проста. И такие военкоматы этот дискомфорт уже ощущают. Но это ещё не вся проблема. От призыва до призыва надо ещё как-то охранять все это вещевое имущество (имеется в виду остатки), создать условия, закрепить постоянного кладовщика. Хорошо, если материальную и финансовую основу удастся решить с местными властями в текущем году. А если на успеют? Или не получат такой помощи? Опять надеяться на финансы Министерства обороны? Так у них сейчас свои проблемы, как финансово обеспечить объявленное увеличение заработной платы личному составу «арбатского военного округа».

Кстати о зарплате. При нынешней нищенской оценке труда военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах и постоянного роста стоимости потребительской корзины, некоторые главы субъектов Российской Федерации хоть что-то давали из местного бюджета (премии к государственным праздникам, по итогам призыва и т.д.). В частности это сегодня пока ощущают на себе работники военных комиссаров Московской области, г. Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа и ряда других регионов. До 2004 года такая помощь была и со стороны Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. Но после известных арестов в 2003 году некоторых руководителей нефтяной компании «ЮКОСА», эта помощь прекратилась. Я не побоюсь даже сказать, что благосостояния жителей Югории во многом зависит от нефтяников. И в 2004 году реально семейный бюджет у 20-30% (если не больше) населения Югории похудел значительно.  С принятием поправок и изменений в Федеральном законе №122, скорее всего, придется поставить крест на привилегии всем вышеназванным военкоматам. И потуже затянуть пояса. Мало того, по гражданскому персоналу Вооруженных Сил нанесли ещё один удар ниже пояса. Это не включили в перечень на увеличение зарплаты с 1 января 2005 года на 20% в связи с изменением МРОТ с 600 рублей до 720 рублей. Не знаю, услышат ли крик души, который прозвучал на митинге служащих Вооруженных Сил г. Иркутска 19 ноября с.г. по этому поводу. Но вот то, что даже  Министр обороны на сборах руководящего состава 17 ноября с.г. ничего радостного и утешительного по заработной плате для армии в 2005 году не сказал, - это уже факт, подтвержденный на высоком уровне. Сегодня заработная плата работника военкомата почти во всех регионах Российской Федерации ниже среднестатистической порядка на 1-2 тысячи, а в районах Крайнего Севера в 2-3 раза. И это мы говорим об армии, куда было раньше престижно устроиться на гражданскую должность. Негласно на каждое место была очередь. А сейчас люди уходят на более оплачиваемую работу в бюджетные организации, в коммерческие и административные структуры. Благо, что прошедшие школу военкомата работники ещё ценятся многими руководителями.

Я всегда останусь при своем мнении в определении человеческого фактора в обеспечении боеготовности Вооруженных Сил. Если офицер или служащий армии не будет иметь стимула (в первую очередь материального) в своей службе, то и отдача от них будет адекватная. «Пофигизм» - это отношение уже стало явлением в армии. Я уже говорил, почему каждый год до 30% молодых офицеров увольняется из армии. И ещё раз повторюсь – от бесперспективности (низкая зарплата, бытовые проблемы, урезание льгот). Судя по запланированному бюджету Министерству обороны в целом добавили приличную сумму. Но на зарплату опять забыли. Заработная плата в армии не была проиндексирована в 2004 году, не предусмотрено это и в 2005 году. То есть инфляция для военных составит (даже страшно говорить) примерно 25 процентов. Это при 10-11% по стране. Куда же тогда деваются деньги Министерства обороны. Съедает Чечня, борьба с терроризмом, постоянные сокращения армии, контрактная служба (до 10-15 процентов из набранных – это брак, дезертиры), боевая подготовка, закупка вооружений и тыловое обеспечение войск. И мне кажется, что статью расходов  на так называемую «борьбу с терроризмом», надо рассматривать как  очередную «кормушку» для чиновников из силовых ведомств и Правительства. Спрашивается, кто и как делал расчет на 220 млрд. рублей на эти расходы. Это огромная сумма, на которую можно не одну армию прокормить и даже вооружить.

О завтрашнем дне военкомата даже выпив успокоительного все равно без волнения  не спрогнозируешь и не представишь безрадостную перспективу. Скорее всего, вышеупомянутый «аппендикс» превратится в островок, который не очень то будет кому нужен. Власти полностью все свои мероприятия существующего Положения о местных органах военного управления  отдадут Федеральному ведомству, т.е. Министерству обороны. У последнего как всегда финансов будет не хватать, или перечисления будут осуществляться через банки как всегда не своевременно.

Согласно того же ФЗ РФ № 122  до 1 января 2006 года ещё будут функционировать военно-учетные столы в поселковых и сельских администрациях, которые к этому времени должны стать самостоятельными муниципальными образованиями. А что будет дальше с воинским учетом? Что будет с АСУ «Зарница», которая уже работает в ряде регионов именно в этих администрациях? И вообще, что тогда будет с планами перевода военных комиссариатов в исполнительный период? А если ещё власти откажутся от социальной помощи бывшим военнослужащим и членам их семей, от вопросов патриотического воспитания допризывной молодежи, от мероприятий мобилизационной готовности военных комиссариатов, воинских частей  и  учреждений, то действительно тогда этот аппендикс просто надо будет удалить и забыть о том что есть такие понятия, как «безопасность страны», «защита Отечества», «патриотизм», а далее «свобода» и «независимость».

Вообще, говоря о будущем военных комиссариатов, была высказана идея ещё в 80-х годах о передаче этой структуры в структуры властей субъектов и районов (городов) на правах управлений, отделов. Не зря же в конце-то концов военкоматы называются местными органами военной власти. Только по названию уже можно судить, что никакая другая структура (МВД, ФСБ, МЧС) так тесно и близко не связана с властями, как военные комиссариаты. И коль пошла реформа в армии, пошли проблемы с сокращением  военных структур, так почему бы это не сделать безболезненно для Вооруженных Сил в отношении военкоматов. Это около 30 тысяч военнослужащих и примерно 40-50 тысяч гражданского персонала. Оставить к примеру по одной-две должности военнослужащих (начальников управлений, отделов и их заместителей), остальные должности оставить гражданскими. Существующие в настоящее время военно-мобилизационные управления, отделы соответственно реорганизовать с учетом новых реалий.  Эффект  качества и обеспеченности работы по выполнению государственных оборонных задач на местах будет по крайне мере на много выше, чем сейчас, когда военкоматы выполняют роль буфера между военным командованием округа и Правительством субъекта Российской Федерации. Здесь уже Правительство хочешь не хочешь, а будет заинтересовано в выполнении государственных оборонных задач на своей территории. И призыв будет на всестороннем контроле, вплоть до воспитания  и подготовки будущих защитников Родины со школьной скамьи. Воинский учет заложить в ГРН (государственный регистр населения) отдельным защищенным разделом. Тем более, что программа информационных технологий именно на административном уровне уже повсеместно сегодня внедряется.  И по-моему никаких проблем не будет в обеспечении информацией штабов военных округов от  Правительств субъектов РФ. Надо только захотеть, потому что все уже почти есть, разработано и придумано.

В заключении хочется сказать избитым изречением, высказанным в своё время не то канцлером Бисмарком, не то императором Наполеоном: «Государство не кормящее свою армию,  будет кормить чужую». И пока не компетентные люди будут вмешиваться в оборонные вопросы и вопросы военного строительства (в развитых сильных странах это является прерогативой  главы государства, а не сбродного «хурала»), нам позитивных перемен в армии ещё долго не видать. У нас если посмотреть на ту же Госдуму, и посчитать кто из депутатов служил в армии и на каких должностях, а кто её вообще не нюхал, - тут и узнаешь уровень компетентности органа, выдумывающего для армии эти нелепые для людей в погонах  законы. Да, есть такая поговорка: одна голова – хорошо, а две лучше. Но есть и про «много советчиков»... К сожалению, по последней у нас и происходят все действия.

Хочется верить, что здравый смысл когда-то всё-таки восторжествует. И мы снова будем ощущать уважение к армии, восстановится его высокий престиж. ВО ВСЕ времена в России чтили человека с ружьем, защитника Отечества, опору. Так почему же сейчас этого нет? Может быть все же вернется когда-нибудь настоящая любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордость за свою службу в армии. Девчата вновь будут больше привечать людей в погонах и с презрением относиться к тем, кто не служил. Но это пока из области фантастики. Но мечтать не вредно.

Полковник запаса Григорий Сайфутдинов, 23 ноября 2004 года.

Hosted by uCoz