назад

Выступление Министра обороны РФ С.Б.Иванова на совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации "Основные итоги подготовки Вооруженных Сил РФ в 2004 учебном году, перспективы их строительства и развития на период до 2016 года"
17.11.2004, 12:30
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Уважаемые товарищи!
Наше совещание – это традиционное ежегодное мероприятие, на котором подводятся итоги проделанной работы и определяются задачи на ближайшую перспективу.
Прошел год. Сегодня мы должны дать оценку нашей деятельности за этот период. Ответить на вопросы – что сделано, что не удалось сделать и на чем необходимо сконцентрировать внимание и силы в деле военного строительства и подготовки войск.
Без сомнения, на деятельность армии и флота оказывали влияние многие факторы, без учета которых трудно объективно оценить сделанное в 2004 году.
Важнейшим из них является военно-политическая обстановка в мире. В настоящее время она характеризуется дальнейшим углублением процессов глобализации, всесторонней экономической и политической интеграции. Наряду с очевидным прогрессом, они несут в себе и определенные негативные моменты и риски, в том числе для нашей страны.
Серьезные опасения вызывает развитие ситуации на южном направлении. Прежде всего, это связано с сохраняющимися очагами напряженности в Закавказье и Центральной Азии.
Однако наибольшую угрозу, с которой нам всем приходится считаться сегодня, представляет собой международный терроризм. Размах и формы его действий против России можно оценивать только как настоящую войну против нашей страны.
В этой связи, достаточно сказать, что анализ поступающей информации дает полное основание полагать, что в зоне контртеррористической операции в Чечне принимали участие наемники из более чем 50 государств. По нашим оперативным данным, в настоящее время в Чеченской Республике находятся от 150 до 200 иностранных наемников.
Поэтому повышенные требования, предъявляемые к деятельности силовых структур, в том числе Вооруженных Сил, подкреплены особым вниманием и всесторонней поддержкой со стороны военно-политического руководства страны, а также ритмичным и полным финансированием в рамках утвержденного бюджета.
За так называемый "отчетный период" в Вооруженных Силах было организовано и проведено значительное количество мероприятий, затрагивающих самые различные аспекты функционирования военного организма государства. Перечисление всего сделанного может занять много времени, поэтому выделю лишь наиболее значимые из них.
В соответствии с Указом Президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" осуществляется серьезный процесс реорганизации центральных военных органов в целях повышения их оперативности в принятии стратегических решений и достижения нового качества управления войсками. В рамках этой работы разработано и 16 августа 2004 года введено в действие Указом Президента новое Положение о Министерстве обороны.
В Вооруженных Силах активно идет процесс реализации Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.
Хочу подчеркнуть, что одним из результатов этой деятельности должно стать создание предпосылок для сокращения с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года. По нашим оценкам, это положительно скажется на накоплении в запасе Вооруженных Сил военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.
В рамках реализации Программы уже к концу этого года будет полностью завершен перевод 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной на территории Чеченской Республики, на контрактный способ комплектования. Эта дивизия станет вторым соединением, после 76-й воздушно-десантной дивизии, укомплектованным исключительно военнослужащими-контрактниками.
В результате, Минобороны полностью отказывается от практики направления в Чечню военнослужащих, проходящих службу по призыву. Это, без сомнения, повысит эффективность действий войсковых частей и подразделений в регионе, а также позволит снизить потери среди личного состава, участвующего в ликвидации бандитских групп и формирований.
Для таких прогнозов у нас есть объективные основания.
Сравните, после окончания активной фазы контртеррористической операции на Северном Кавказе число погибших в 2001 году составило 499 военнослужащих, в 2002 и 2003 годах эта цифра сократилась до 480 и 291 соответственно. За десять месяцев этого года Вооруженные Силы потеряли 148 человек. Конечно, это все равно недопустимо много, так как любая человеческая жизнь бесценна.
Приведенная мною скорбная статистика свидетельствует, тем не менее, о тенденции к снижению числа погибших. И одной из причин этого, без сомнения, является тот факт, что для выполнения боевых задач все меньше привлекаются солдаты срочной службы, а основной упор командиры делают на подготовленных профессионалов, осознанно выбравших для себя военную службу.
Мы в ответе за жизнь подчиненных, поэтому каждая потеря должна восприниматься как личная боль, и для недопущения этого необходимо принимать все меры.
Хочу также отметить, что наряду с задачами по прямому предназначению, Вооруженные Силы продолжают выполнять и миротворческие функции, в том числе, связанные с проведением специальных операций по поддержанию и восстановлению мира в различных регионах и, в первую очередь, на территории Содружества Независимых Государств.
Именно для выполнения подобных задач к 1 февраля 2005 года на базе одной из мотострелковых частей Приволжско-Уральского военного округа будет сформирована специальная миротворческая бригада.
Это принципиально новое для наших Вооруженных Сил формирование, оснащенное современным вооружением, полностью укомплектованное военнослужащими-контрактниками.
В этом году 201-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане, преобразована в российскую военную базу.
Таким образом, сделан важный практический шаг по пути укрепления системы коллективной безопасности в Центральноазиатском регионе и придания военной составляющей ОДКБ нового правового статуса.
Говоря о проведении организационных мероприятий в войсках, хочу отметить, что в будущем году на территории Северо-Кавказского военного округа (в населенных пунктах Ботлих и Зеленчукская) в соответствии с ранее принятым решением для выполнения специальных задач в горной местности формируются две горно-стрелковые бригады. При этом их оснащенность, вооружение и специальная подготовка будут обеспечивать выполнение задач в труднодоступных горных районах. Подготовительные мероприятия уже проводятся.
Теперь что касается организации боевой подготовки. Я не буду подробно анализировать ее итоги. Подчеркну лишь, что тенденция к повышению интенсивности боевой подготовки сохранилась и в этом году.
Например, количество командно-штабных учений, проведенных в этом году, на 3% превышает показатель прошлого года, а тактических учений – на 8%. Это усредненные данные по всем Вооруженным Силам, а наибольший рост произошел в ВВС, войсках Московского и Дальневосточного военных округов.
Считаю, что будет правильным назвать наиболее значимые мероприятия, проведенные в армии и на флоте.
Серьезной подвижкой в боевой подготовке ВМФ стало проведение целого ряда крупномасштабных военно-морских учений, в том числе во взаимодействии с военно-морскими силами стран-членов НАТО.
Среди них такие, как:
– российско-итальянское учение в Ионическом море с участием отряда кораблей Черноморского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером "Москва";
– российско-французское учение в Северной Атлантике.
Кстати сказать, после завершения этого учения атомная подводная лодка "Вепрь" посетила с неофициальным визитом базу ВМС Франции Брест. Это был первый в истории заход российской атомной субмарины в иностранный порт;
– российско-американские маневры "Северный орел-2004", в которых с российской стороны участвовали большие противолодочные корабли "Североморск" и "Адмирал Левченко".
Наконец-то ожил и наш авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", а стратегические ракетные подводные лодки осуществили 10 пусков межконтинентальных баллистических ракет.
Всего же до конца года корабли Военно-Морского Флота выполнят в общей сложности более 50 походов, в рамках которых будет осуществлено 27 визитов в порты 17 государств.
В настоящее время сторожевые корабли Черноморского флота "Пытливый" и "Сметливый" находятся в Средиземном море и готовы принять участие в антитеррористической операции НАТО "Активные действия".
Интенсивная боевая подготовка велась в этом году и в других видах и родах Вооруженных Сил. Осуществлен целый ряд крупномасштабных учений.
Таких, например, как оперативно-тактическое учение "Мобильность-2004", в ходе которого отрабатывались вопросы мобильности разнородных сил, переброски подразделений и частей постоянной готовности из европейской части страны в дальневосточный регион для решения задач обеспечения военной безопасности России.
Перегруппировка войск осуществлялась с привлечением самолетов Федерального агентства воздушного транспорта. Всего воздушным транспортом было перемещено около 800 военнослужащих с вооружением и боевой техникой из состава частей постоянной готовности. Задействовано около 50 самолетов военно-транспортной авиации ВВС и Минтранса, более 100 единиц бронетанковой и автомобильной техники.
Значение подобного учения заключается в том, что мы на практике смогли реально оценить наши возможности по проведению межтеатровой перегруппировки войск как элемента стратегического маневра. Это позволит в случае необходимости оперативно наращивать силы и средства на нужном направлении, адекватно реагировать на любые возможные угрозы национальной безопасности на всем протяжении от берегов Балтики до Тихоокеанского побережья России.
Еще раз хочу подчеркнуть – повышение мобильности наших Вооруженных Сил является важнейшим направлением их развития на ближайшую перспективу. Без этого мы не сможем имеющимся количественным составом решать задачи по обеспечению безопасности и защите интересов нашей страны.
Учение, которое мы провели в этом году, является первым шагом к тому, чтобы наши Вооруженные Силы обрели не только тактическую, но и стратегическую мобильность.
Другим знаковым событием этого года я бы назвал тактико-специальное учение "Авария-2004", которое совместно с Федеральным агентством по атомной энергии было проведено на одном из объектов Минобороны, расположенном в Мурманской области.
Его основной целью являлась практическая отработка вопросов организации защиты ядерных боеприпасов от попыток несанкционированного доступа, а также ликвидации возможных последствий аварии в случае совершения террористических актов. Были задействованы 2тысячи военнослужащих и более 500 единиц специальной техники.
Одной из особенностей учения явилось присутствие на нем в качестве наблюдателей 49 представителей из 17 государств-членов НАТО. Вопреки раздающимся время от времени за рубежом заявлениям о якобы существующих у нас проблемах с безопасностью ядерного оружия, наши партнеры по Совету Россия-НАТО смогли воочию убедиться в обратном.
Мы располагаем всем необходимым для надежной защиты ядерных боеприпасов от любых видов несанкционированного доступа и предотвращения возможных аварий.
Также в соответствии с решением Совета министров обороны ОДКБ в начале августа было организовано совместное учение с постоянно действующими рабочими органами Организации и вооруженными силами государств-членов ОДКБ "Рубеж-2004".
В основу его замысла был положен один из вариантов возможного обострения военно-политической обстановки в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, предусматривающий скоординированные действия бандформирований по проведению террористических акций и дестабилизации обстановки на территории государств региона.
Всего на совместном учении было задействовано свыше тысячи военнослужащих, около 100 единиц бронетехники, более 30 самолетов и вертолетов.
Состоялась командно-штабная тренировка с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО государств – участников СНГ. Эта многосторонняя тренировка проведена в соответствии с планом совместных мероприятий на 2004 год. Помимо российской стороны, в тренировке приняли участие командования ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Украины и силы противовоздушной обороны этих государств, выделенные в состав объединенной системы. Координация действий участников КШТ осуществлялась с Центрального командного пункта ВВС России.
Обращаю внимание командиров всех степеней, что только в процессе проведения мероприятий боевой подготовки достигается необходимый уровень индивидуальной выучки военнослужащих, оттачивается командирское мастерство, отрабатываются навыки управления подчиненными войсками, совершенствуется взаимодействие при подготовке и в ходе боя. Именно это должно быть положено во главу угла нашей деятельности и другой альтернативы нет.
Как я уже говорил, сделано многое. Однако вполне очевидно, что в любой деятельности наряду с позитивными фактами всегда имеют место и негативные моменты.
Хочу напомнить, что при определении задач на завершающийся 2004 год важнейшими были названы две:
– дальнейшая оптимизация состава, структуры и численности Вооруженных Сил;
– повышение боевого потенциала Сил общего назначения и, в первую очередь, соединений и воинских частей постоянной готовности.
При этом первая задача, связанная с проведением организационно-штатных мероприятий, выполнена практически во всех органах военного управления, видах и родах войск, военных округах и на флотах.
Общая численность Вооруженных Сил на 1 января 2005 года с учетом интегрирования в их состав Железнодорожных войск составит 1 миллион 207 тысяч военнослужащих и 876 тысяч человек гражданского персонала.
Проблемным до сих пор остается вопрос, связанный с офицерами, прикомандированными к различным государственным органам власти, учреждениям и организациям, и решить который требуется на государственном уровне.
В настоящее время списочная численность таких офицеров составляет около 3,5 тысяч человек. Это менее 1% всего офицерского состава, но речь прежде всего идет о полковниках и генералах. Порядок и условия их прикомандирования, на наш взгляд, требуют корректировки с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство.
Чтобы в ближайшее время поэтапно решить эту проблему, предлагается:
Во-первых. До внесения изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" упразднить или хотя бы уменьшить лимиты на прикомандирование офицеров Вооруженных Сил в соответствии с их списочной численностью. Это позволит сократить лимит на четверть, а количество органов, учреждений, организаций и предприятий – наполовину. Кстати, соответствующий проект Указа Президента России уже подготовлен.
Во-вторых. Вместе с заинтересованными структурами, которые непосредственно участвуют в решении оборонных задач и объективно не могут при этом обойтись без военных специалистов, проработать вопрос о приемлемых вариантах прикомандирования к ним офицеров.
По нашему мнению, предпочтительнее был бы вариант законодательного приостановления военной службы таким офицерам по аналогии с порядком приостановления военной службы депутатам, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и главам муниципальных образований.
Считаю, что проведение указанных мероприятий позволит, не снижая эффективности деятельности структур, к которым в настоящее время предусмотрено прикомандирование офицерского состава, осуществить планомерный переход к новой законодательной базе функционирования госслужбы.
Что же касается выполнения второй задачи, определенной в качестве приоритетной на этот год, то с ней дела обстоят не совсем так, как бы этого хотелось.
Очевидно, что за последние годы в Вооруженных Силах приобретен богатый опыт проведения различных расформирований и переформирований, а вот от практической деятельности, направленной на повышение боевого потенциала частей и соединений, многие руководители, видимо, уже отвыкли.
Я вынужден констатировать, что на сегодняшний день Силы общего назначения по-прежнему способны привести себя в боеготовое состояние только при условии заблаговременного проведения комплекса мер, направленных на повышение их боевой и мобилизационной готовности.
Также очевидно, что в 2004 году так и не удалось в полной мере качественно улучшить состояние и повысить боевой потенциал частей и соединений постоянной готовности до уровня, обеспечивающего создание в короткие сроки на любом угрожаемом стратегическом направлении мобильной и самодостаточной группировки войск. То есть, такой группировки, которая могла бы эффективно решать задачи в целях обеспечения военной безопасности государства, в том числе, была бы способна локализовывать вооруженные конфликты и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций.
Не произошло в текущем году и качественного улучшения состояния соединений и воинских частей постоянной готовности. Так, предъявляемым требованиям полностью соответствуют только 64% из их общего состава (в 2003 году – 62%).
Можно сказать, что в полном объеме этим требованиям отвечают только соединения и воинские части постоянной готовности Дальневосточного военного округа и береговых войск ВМФ.
Тревожит нас и положение дел с укомплектованностью первичных должностей кадровыми офицерами, которые на самом деле составляют "костяк" армии.
Так, в войсках Приволжско-Уральского и Московского военных округов более половины командиров взводов и заместителей командиров рот в частях постоянной готовности, в том числе переходящих на комплектования по контракту, – офицеры, призванные из запаса. Говорить об их надлежащей профессиональной подготовке, конечно же, не приходится.
Непростая ситуация складывается в этой связи и в Военно-воздушных силах, где снижение престижности летной службы и отсутствие жилья приводят к досрочному увольнению из рядов Вооруженных Сил подготовленного летного состава.
В Военно-Морском Флоте молодые офицеры из-за несоответствия уровня их материального обеспечения уровню возложенной на них ответственности не стремятся к продвижению по командной линии. В результате, имеют место случаи, когда на должности командиров кораблей назначаются офицеры, не окончившие высшие офицерские классы.
Уважаемые товарищи, нарисованная мной картина, к сожалению, полностью соответствует действительности. Причем, проблемы, которые имеют место в частях и соединениях постоянной готовности, характерны для всех Вооруженных Сил. Они очевидны и, как говорится, лежат на поверхности.
Наиболее злободневными из них являются: низкий престиж военной службы, вызванный во многом недостаточным уровнем материального обеспечения военнослужащих, а также моральный износ и старение военной техники.
Естественно, эти проблемы носят комплексный характер и их решение возможно только совместными усилиями руководства страны и Вооруженных Сил, органов исполнительной и законодательной власти, при активной поддержке всего российского общества.
Начну со второй проблемы.
Необходимо отметить, что в вопросах оснащения армии и флота вооружением и военной техникой уже наметилась положительная динамика. В этом году в войска во все более значительном количестве стали поступать как новые, так и модернизированные образцы ВВТ.
Однако еще большие ожидания связаны у меня со следующим годом.
И основания для этого есть. Судите сами.
В проекте бюджета на 2005 год по статье "Национальная оборона" на оснащение Вооруженных Сил предусмотрено выделение более 186,9 млрд. рублей. Из них:
– 62,8 млрд. рублей (33,6%) направляется на проведение НИОКР по созданию перспективных вооружений;
– 112,3 млрд. рублей (60,1%) – на закупку новых и модернизированных образцов ВВТ;
– 11,8 млрд. рублей (6,3%) – на проведение ремонта вооружения и военной техники.
Наряду с поддержанием на достаточном уровне сил ядерного сдерживания и космической группировки в 2005 году из общего объема, выделяемого на закупки ВВТ и ремонт с модернизацией, направляются по линии вооружения Сухопутных войск 40 млрд. рублей, по линии вооружения ВВС и Военно-Морского Флота по 20 млрд. рублей.
Остальная часть закупочных средств в размере 15,4 млрд. рублей будет направлена на решение межвидовых задач (разведывательная деятельность, техника РЭБ, медицинская и тыловая техника, топогеодезическое обеспечение и ядерная безопасность, изделия электронной техники).
Много это или мало? Для сравнения, в 2004 году на оснащение армии и флота выделялось 148, в 2003 – 113, а в 2002 – всего 80 млрд. рублей.
Конечно, для того, чтобы, например, взять и обновить в течение года весь танковый парк Вооруженных Сил, не хватит и всего государственного бюджета. Да в этом и нет необходимости.
Россия идет по тому пути, который давно избрал весь мир: постепенное обновление всего арсенала, и, не в последнюю очередь, – за счет модернизации имеющегося.
По нашим оценкам, выделяемые на следующий год средства позволят выполнить все предусмотренные Государственной программой вооружения на 2001-2010 годы мероприятия по оснащению армии и флота современным вооружением и военной техникой.
В результате Вооруженные Силы в следующем году смогут получить 4 ракеты стратегического назначения, 9 космических аппаратов, 5 ракет-носителей. В Сухопутные войска поступят 2 пусковые установки ракетного комплекса "Искандер-М", 17 танков Т-90 и 3 батальонных комплекта бронетранспортеров (92 БТР-80). В состав Военно-Морского Флота будут введены 2 новых корабля. ВВС получат 1 новый и 1 отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160, 7 модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ, новые высокоточные ракеты "воздух-земля".
Мы также планируем завершить значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подготовить к принятию на вооружение около трехсот новых и модернизированных образцов.
Вместе с этим, товарищ Верховный Главнокомандующий, разрешите доложить, что в соответствии с Вашим поручением в Минобороны приняты все необходимые решения и начинается формирование единого органа заказов вооружения и военной техники. Создаваемая структура призвана повысить эффективность оснащения Вооруженных Сил.
В Министерстве обороны впервые разделяются задачи и приоритеты органов оперативного управления войсками и заказчика.
Первые – сосредотачивают усилия на планировании и обеспечении поддержания в боеготовом состоянии имеющегося парка вооружения и военной техники, а единый орган заказов концентрируется на планировании и обеспечении разработок и поставок новых и модернизированных вооружений.
Таким образом, система управления заказами будет централизована и выведена из сферы деятельности командований видов и родов войск.
Это должно, в свою очередь, позволить практически реализовывать единую военно-техническую и ценовую политику, сократить типажи разрабатываемых ВВТ, проводить объединенные конкурсы и создать условия для перехода на единую систему технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск.
Теперь перехожу к самой острой проблеме, стоящей перед Вооруженными Силами. Она касается людей.
Вынужден признать, что социальное самочувствие большинства военнослужащих и членов их семей на сегодняшний день далеко от желаемого.
Это обусловлено, прежде всего, комплексом накопившихся проблем, связанных с размерами денежного довольствия, обеспечением жильем, медицинским обеспечением.
Назову ряд цифр. На сегодняшний день более 34% семей военнослужащих имеют доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, принятого в регионах. Около 90 тысяч не обеспечены постоянным и примерно 45,5 тысяч – служебным жильем.
Естественно, мы не можем мириться с подобным положением дел и конкретные шаги для того, чтобы улучшить ситуацию, предпринимаются.
В этом году принят Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Он вводит в действие совершенно новый механизм обеспечения жильем военнослужащих, главным достоинством которого является то, что он призван одновременно и стимулировать пребывание военнослужащего в рядах Вооруженных Сил.
Понятно, что результаты действия новой системы скажутся только через несколько лет, но рост очередей на получение жилья будет все-таки остановлен. Параллельно с этим военнослужащие будут по-прежнему обеспечиваться жилищными сертификатами и строящимися служебными квартирами.
Теперь о том, что касается денежного довольствия.
Как Вы знаете, Президентом России подписан Указ, которым предусмотрено увеличение размеров денежного содержания военнослужащим, проходящим военную службу в центральном аппарате Минобороны.
Представляется необходимым после издания Указа Президента о совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности в территориальных органах исполнительной власти, подготовить проект нормативного правового акта, предусматривающего аналогичное увеличение денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковом звене.
С 1 января 2005 года будет установлен новый размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, призванный компенсировать финансовые затраты, связанные с переводом ряда натуральных льгот в форму денежных выплат.
Вместе с тем не могу не отметить, что в течение этого года не была проведена предусмотренная законодательством ежегодная индексация денежного довольствия военнослужащих. Более того, такая индексация не предполагается и в следующем году. При этом рост индекса цен в период с 2003 до конца 2005 года составит по прогнозам примерно 25%.
В итоге на столько же ухудшится и материальное положение основной массы военнослужащих. И это происходит на фоне заявлений Правительства об увеличении до конца следующего года оплаты труда работников бюджетной сферы не менее чем на 30%.
Понятно, что такое положение дел не способствует снижению социальной напряженности среди военнослужащих.
Мы понимаем, что экономические возможности государства не безграничны, но все-таки надеемся, что Правительство изыщет средства для того, чтобы исправить складывающуюся ситуацию.
Уважаемые товарищи!
Хочу обратить ваше внимание на то, что, несмотря на свою значимость, не только социальный статус определяет престиж военной службы.
Значительную роль также играет и имидж Вооруженных Сил. Ведь вполне очевидно, что от их образа, формируемого общественным мнением, во многом зависит отношение наших сограждан к тому, что в настоящее время происходит в армии и на флоте.
А объективная оценка обществом ратного труда, в свою очередь, повышает значимость профессии защитника Отечества, дает военнослужащим заслуженное право гордиться своей причастностью к Вооруженным Силам России.
В то же время, эффективное воздействие на этот процесс практически невозможно без налаживания заинтересованного и конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации, которые выступают в качестве связующего звена между армией и гражданским обществом.
Кроме того, СМИ для нас – еще и своеобразный индикатор того, как общественность воспринимает те или иные наши решения в области военного строительства, как вообще она относится к Вооруженным Силам и оценивает качество выполнения ими своих функциональных задач.
Нужно сказать, что такая двусторонняя связь в последние годы развивается достаточно динамично.
Вспомните, еще относительно недавно выступление в прямом эфире или на страницах печатных СМИ командиров и начальников различного уровня было редкостью.
Сегодня это стало уже привычным явлением. Фактически, можно говорить о том, что между Министерством обороны и средствами массовой информации заложен фундамент принципиально новой модели информационных отношений. Но для того, чтобы эффективно взаимодействовать на информационном поле, нужно новое качество работы.
Именно для этого в рамках формирования аппарата Министерства обороны были созданы новые структурные подразделения, сориентированные на взаимодействие со СМИ и гражданским обществом. Мы хотим, чтобы информация о деятельности Вооруженных Сил была более разносторонней, оперативной и объективной, а не основывалась только на негативных стереотипах, таких, как "дедовщина" и произвол командиров, плохое питание и обеспечение обмундированием. Тем более, многие из них уже устарели и не отражают реального положения дел.
Солдаты у нас одеты и накормлены. На плохое питание давно никто не жалуется, а в этом году мы даже призывников стали одевать в военную форму на сборных пунктах. Что касается так называемой "дедовщины", то в 80% соединений и воинских частей полностью отсутствуют факты неуставных взаимоотношений.
Однако надо признать, что подобные нарушения в воинских коллективах все же продолжают иметь место, хотя мы принимаем адекватные меры для искоренения этого зла, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности. К примеру, в этом году было осуждено более 900 военнослужащих (в 2003 году – 1256).
В целом же, оценивая морально-психологическое состояние личного состава армии и флота, отмечаю, что оно продолжает оставаться стабильным. При этом, необходимо признать, что еще не во всех военных округах и флотах налажена системная работа в решении конкретных задач, направленных на укрепление здоровой морально-нравственной обстановки в воинских коллективах.
На результаты воспитательной работы продолжает негативно сказываться отсутствие дифференцированного подхода к работе с различными категориями военнослужащих, неподготовленность офицерского состава к индивидуально-воспитательной работе с подчиненными, недостаточная поддержка вышестоящими начальниками требовательных и волевых командиров подразделений и воинских частей.
Обращаю особое внимание на то, что еще не везде в достаточной степени используется воспитательный потенциал, опыт и авторитет ветеранских организаций. В преддверии празднования 60-летия Великой Победы отдача от взаимодействия с ними могла бы быть весьма ощутимой.
В качестве положительного момента хочу отметить, что в последнее время в Минобороны активно развивается институт воспитанников.
Определен перечень воинских частей, в которые разрешено зачисление детей, оставшихся без попечения родителей. Всего в армии и на флоте уже прошли обучение и воспитание более 1,5 тыс. подростков. На сегодняшний день в Вооруженных Силах их насчитывается 416, в том числе 73 из них зачислены в текущем году.
В октябре этого года были приняты решения, позволяющие в 2005 году увеличить количество воспитанников в несколько раз.
Тем самым Министерство обороны принимает посильное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Кроме того, наличие воспитанников способно самым благотворным образом влиять на микроклимат в воинских коллективах. И некоторые руководители эффективно используют это обстоятельство в интересах повышения действенности воспитательной работы.
А именно от качества организации и проведения воспитательной работы во многом зависит уровень правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
В этом году произошло некоторое сокращение количества преступлений, связанных с уклонением от военной службы, которые уже традиционно имеют наибольший удельный вес в общей структуре армейской преступности. Если в 2003 году их было 3241, то за десять месяцев этого года – 3085. Вместе с тем, непреложным фактом остается рост почти на 5% общего количества правонарушений (в 2003 году – 10849, в 2004 году – 11624), а уровень преступности в войсках продолжает быть недопустимо высоким.
Наиболее тревожная обстановка сложилась в Северо-Кавказском, Приволжско-Уральском, Сибирском, Дальневосточном и Ленинградском военных округах, на Северном флоте и в Воздушно-десантных войсках.
Это стало следствием недостатков в организационной и воспитательной работе, низкой требовательности к подчиненным со стороны командующих и штабов.
Практика также показывает, что одной из основных предпосылок к воинским преступлениям является отсутствие адекватной дисциплинарной ответственности за совершенные ранее проступки.
Такому положению делу в немалой степени способствует прекращение применения такой эффективной меры дисциплинарного воздействия, как арест военнослужащего с содержанием его на гауптвахте.
Минобороны предлагает ввести в войсках дисциплинарный или административный арест с последующим судебным подтверждением этой меры пресечения с тем, чтобы предоставить командирам реальную возможность в полном объеме использовать данную им власть.
Однако в течение двух лет, несмотря на все наши усилия, законопроект, определяющий возможность и порядок применения дисциплинарного ареста к военнослужащим, так и не был внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Прошу поддержать нас в решении этого вопроса.
В то же время считаю необходимым привлекать к ответственности тех руководителей, которые пытаются прикрыть свою бездеятельность, а порой и беспомощность, ссылками на так называемые "объективные причины", обусловленные высоким уровнем преступности в стране и низким качеством призывного контингента.
Требую, чтобы в отношении должностных лиц, занимающих такую позицию, независимо от их служебного положения, принимались самые жесткие меры.
Также отмечаю, что в этом году наметился рост количества военнослужащих, осужденных судами за различного вида преступления. Всего осуждено 6140 военнослужащих, в том числе 807 офицеров (в 2003 году – 5396 и 695 соответственно).
Хочу подчеркнуть, что нередко возбуждение уголовного дела является следствием внутренних проверок и ревизий или результатом нашей совместной работы с органами военной прокуратуры и ФСБ.
Так, в настоящее время возбуждено уголовное дело на основании материалов работы Финансовой инспекции Минобороны, которая вскрыла нарушения финансово-экономической и хозяйственной деятельности Главного военно-медицинского управления, в результате которых причинен реальный ущерб на сумму 26,8 млн. рублей, в основном за счет завышения стоимости приобретаемого медицинского оборудования и имущества, а также нарушения требований законодательства по организации конкурсов для выбора поставщиков продукции.
Уважаемые товарищи!
Обращаю ваше внимание, что в условиях ограниченного финансирования именно от эффективности экономической деятельности и ее полного соответствия требованиям действующего законодательства и руководящих документов во многом зависит качество выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

В ряду происшествий, имеющих место в армии и на флоте, без сомнения, особую тревогу вызывают, прежде всего, те, которые привели к гибели личного состава.
В текущем году в Вооруженных Силах погибло 932 военнослужащих, из них 423 человека при исполнении служебных обязанностей и 509 во внеслужебное время, включая погибших в результате поступлений со стороны гражданских лиц.
Анализ показывает, что основными причинами гибели людей стали суицидальные происшествия (24,6%), нарушения требований безопасности (11%), нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (9%).
Повторяю то, что уже говорил неоднократно: любой суицид в войсках, прежде всего, – вина командира и его заместителя по воспитательной работе. Какими бы ни были жизненные обстоятельства военнослужащего, какие бы письма ни приходили солдату из дома, но всегда есть возможность избежать самого страшного – гибели человека.
Командир – это не только тот, кто посылает солдата в бой. Командир – это, прежде всего, человек, который должен уметь выслушать подчиненного, понять его душевное состояние и поддержать в трудную минуту.
Товарищи главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие военными округами, флотами и родами войск, начальники главных и центральных управлений Минобороны!
Требую приложить все усилия для того, чтобы, используя имеющиеся возможности, исправить сложившуюся ситуацию и обеспечить повышение уровня безопасности военной службы. Решение этой задачи выделить в одно из приоритетных направлений деятельности и держать на особом контроле.
Теперь считаю необходимым заострить внимание присутствующих еще на ряде вопросов, требующих решения, в том числе и на государственном уровне.
Ни для кого не является секретом, что объем средств, выделяемых по статье "Национальная оборона", год от года растет.
Однако выделяемых средств хватает лишь на то, чтобы покрыть потребности Вооруженных Сил на минимально необходимом уровне. И это лишь при условии, что уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий будет находиться в прогнозируемых пределах.
Если же происходит их внеплановый рост, такой, какой мы наблюдаем в текущем году, Минобороны сразу же начинает ощущать значительную нехватку денежных средств.
Так, например, с учетом уровня инфляции, установленным статьей 1 закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в размере 10%, планировалось закупить 2 миллиона 900 тысяч тонн нефтепродуктов. Однако фактический рост цен значительно превысил уровень инфляционных ожиданий. За десять месяцев текущего года цены уже выросли: на авиакеросин – на 39%, на автобензины – на 40%, а на дизельное топливо – на 44%.
В результате этого, в текущем году Минобороны сможет закупить на предусмотренные Федеральным бюджетом средства только 86% от объемов нефтепродуктов, установленных гособоронзаказом.
При этом полностью исправить положение дел не способны и дополнительно планируемые к выделению на эти цели еще 2,1 млрд. рублей.
Аналогичная ситуация сложилась и с оплатой потребляемых топливо-энергетических ресурсов. По этой статье расходов Минобороны уже сегодня имеется дефицит бюджетных ассигнований с учетом задолженности за прошлый год и роста тарифов.
Значительные проблемы возникают и с оплатой услуг транспортных организаций и выполнением гособоронзаказа.
При этом кредиторская задолженность накапливается также и за счет штрафных санкций, которые поставщики товаров и услуг предъявляют Минобороны за несвоевременную оплату выставляемых ими счетов.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
В этой связи видится более целесообразным производить корректировку бюджета не один раз в год, как это делается в настоящее время, а два – с уточнением по итогам роста тарифов за полугодие и за девять месяцев. Топливо, перевозки, в том числе и людей, нам нужны постоянно, а не в декабре. Получается лукавая статистика – денег все больше, а реальных ресурсов – все меньше.
При Вашем согласии прошу дать Правительству соответствующее поручение.
Со своей стороны Минобороны будет и далее ориентироваться в своей деятельности на режим самой жесткой экономии.
И положительный опыт в этом уже есть.
Так, только за счет применения энергосберегающих технологий и оптимизации использования казарменно-жилищного фонда удалось в зависимости от видов топливо-энергетических ресурсов сократить расходы их потребления на 2-4%. В денежном эквиваленте эта экономия составила около 300 млн. рублей.
Другим шагом в этом направлении должна стать поэтапная передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Минобороны, в собственность местных органов власти.
Во исполнение соответствующих указов Президента и постановлений Правительства уже передано более 8 тысяч жилых домов.
В 2004 году запланировано осуществить передачу 4450 домов. Однако в настоящее время передано только 1480.
Главная причина такого положения дел – необоснованные требования администраций муниципальных образований, предъявляемые к квартирно-эксплуатационным органам Министерства обороны. Они касаются, прежде всего, перечисления денежных средств на проведение ремонтно-восстановительных работ и передачи дополнительной коммунальной техники для обслуживания передаваемых объектов.
На экономию бюджетных средств направлена и другая мера, принимаемая Министерством обороны. В настоящее время работы по оформлению земельных участков, находящихся в пользовании военного ведомства, выполняются не за счет федеральных средств, а исключительно силами военных топографических служб.
Вот в таких непростых условиях, продиктованных с одной стороны повышенными требованиями со стороны руководства страны, а с другой – необходимостью придерживаться режима самой строгой экономии, Вооруженным Силам пришлось действовать в этом году.
Завершая свое выступление по итогам подготовки армии и флота в 2004 году, хочу подчеркнуть, что в целом основные задачи по всем направлениям их деятельности выполнены.
Определяя перспективы строительства и развития Вооруженных Сил, подчеркну, что для нас 2005 год – это завершение выполнения пятилетнего плана военного строительства.
Руководствуясь этим, уже в настоящее время идет разработка концептуальных документов долгосрочного планирования, таких, как Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2021 года, Замысел строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2016 года, Государственная программа вооружения на период до 2015 года, Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны страны на период до 2025 года.
Указанные концептуальные документы предусматривают.
Первое. Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания, способных в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение цели любой возможной агрессии против нашей страны. Это планируется осуществить за счет сбалансированного развития и поддержания на достаточном уровне боевого состава, в первую очередь, Стратегических ядерных сил и войск ракетно-космической обороны. А также повышения технической оснащенности, обеспечения устойчивой работы систем управления и всестороннего обеспечения. При этом особое внимание обращается на соблюдение Россией своих договорных обязательств.
Второе. Качественное повышение возможностей Вооруженных Сил до уровня, обеспечивающего гарантированное парирование современных и возможных в будущем военных угроз России. Это должно происходить в условиях жестких ресурсно-экономических ограничений за счет создания самодостаточных группировок войск и сил на потенциально опасных стратегических направлениях, которые будут предназначены для нейтрализации и локализации вооруженных конфликтов.
Третье. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы деятельности Вооруженных Сил, в том числе и переработка положений об органах военного управления в соответствии с утвержденной структурой Министерства обороны.
Четвертое. Создание научно-технологического и производственного заделов, обеспечивающих независимость Российской Федерации в области разработки и производства видов вооружения и военной техники, имеющих стратегическое значение. Дальнейшее плановое и последовательное оснащение войск и сил перспективными образцами вооружения и военной техники.
Пятое. Разработку направлений развития оборонной инфраструктуры, нормативных правовых основ деятельности Вооруженных Сил в этой области в условиях рыночных отношений.
Учитывая значимость проблемы, представляется необходимым при утверждении в 2005 году Федеральной целевой программы оперативного оборудования территории страны придать ей статус целевой.
Шестое. Дальнейшая реализация мер социальной направленности, призванных поднять статус и престиж военной службы.
Таковы основные направления развития армии и флота, последовательная реализация которых, при соответствующем финансировании, позволит создать в Российской Федерации действительно качественные Вооруженные Силы. Они должны стать, в конечном итоге, рациональными по структуре, составу и численности, обладать высоким уровнем профессионализма личного состава, иметь самые современные образцы вооружения и военной техники.
Это – планы, над выполнением которых предстоит много потрудиться.
При этом хотел бы обратить ваше внимание на то, что все намеченное может остаться лишь на бумаге, если мы не решим главного. А главное на сегодняшний день и на ближайшую перспективу, и в этом ни у кого не должно быть ни малейших сомнений, заключается в повышении организованности, обеспечении должного уровеня правопорядка и дисциплины, безопасности военной службы. Это должно стать определяющим во всех сферах функционирования военного организма.
Что касается нашего сбора, то впереди еще два дня занятий.
У нас, уважаемые товарищи, есть возможность обсудить многие проблемные вопросы и совместными усилиями найти эффективные пути их решения.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Доклад закончен.
(г. Москва, 17 ноября 2004 года)

Hosted by uCoz