назад

«СТАРЫЙ ВОИН – МУДРЫЙ ВОИН!»
Л.Л. Климаков, подполковник юстиции, юрисконсульт Управления кадров Военно-воздушных сил
(к вопросу заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе)

Ветераны военной службы всегда играли значительную роль в военных действиях – для примера достаточно вспомнить старую гвардию Наполеона. Одной из причин неудач Советской Армии на первоначальном этапе войны с немецко-фашистской Германией аналитики впоследствии назвали отсутствие в звене среднего и высшего командного состава опытных командиров и начальников, имеющих боевой опыт. Причиной вышеизложенного стала политика изыскания в Вооруженных Силах СССР “вредителей” и “врагов народа”, в результате чего видные советские военачальники были либо расстреляны, либо сосланы в лагеря, либо в лучшем случае отстранены от командования.
И в настоящее время вопрос сохранения опытных кадров при проведении массовых организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах РФ является одним из самых актуальных вопросов боеспособности войск. Ведь не секрет, что на “гражданке” бывший военнослужащий может заработать в несколько раз больше, чем во время прохождения военной службы. При этом, несмотря на сокращение численности военнослужащих, объем задач, стоящих перед Вооруженными Силами, не сокращается. Таким образом, ближайшей задачей военной реформы является создание компактной армии, которая благодаря не числу, а именно умению, сможет в полном объеме выполнять стоящие перед ней задачи.
Переходя непосредственно к рассматриваемому вопросу, необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта № 53-ФЗ с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
В свою очередь, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1637 Положение о порядке прохождения военной службы (в дальнейшем – Положение) определило порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.
Данный контракт является по своей сути новым контрактом о прохождении военной службы. В соответ-ствии с подп. “а” п. 1 ст. 9 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в случае окончания срока предыдущего контракта.
Хотелось бы особо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” предельный возраст пребывания на военной службе установлен в зависимости от во-инского звания военнослужащих и составляет:
1) для Маршала Российской Федерации, генерала армии (адмирала флота), генерал-полковника (адмира-ла) – 60 лет;
2) для генерал-лейтенанта (вице-адмирала), генерал-майора (контр-адмирала) – 55 лет;
3) для полковника (капитана 1 ранга) – 50 лет;
4) для подполковника (капитана 2 ранга), майора (капитана 3 ранга), капитана (капитан-лейтенанта), старшего лейтенанта, лейтенанта, младшего лейтенанта, старшего прапорщика (старшего мичмана), прапорщика (мичмана), старшины (старшего корабельного старшины), старшего сержанта (главного старшины), сержан-та (старшины 1 статьи), младшего сержанта (старшины 2 статьи), ефрейтора (старшего матроса), рядового (матроса) – 45 лет;
5) для военнослужащего женского пола – 45 лет.
В соответствии со ст. 10 Положения военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта. Данный срок обусловлен тем, что в соответствии с действующим законодательством и Указаниями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации решение о заключении вышеуказанного контракта либо об отказе в этом должно быть принято за три месяца до истечения предельного срока военной службы военнослужащего. При этом не следует забывать, что в случае отказа в заключении контракта документы на увольнение данного военнослужащего еще за два месяца до истечения предельного срока его военной службы должны поступить в кадровый орган, издающий приказ (по личному составу) о его увольнении по подп. “а” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обя-занности и военной службе”.
Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:
1) для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, – Президентом Российской Федерации;
2) для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, – руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
3) для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, – должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности (в соответствии с Номенклатурой назначения (приказы Министра обороны 1989 г. № 0065; 2001 г. № 30). Рассмотрим несколько примеров.
27 марта 2000 г. в адрес начальника Военного университета ПВО по команде с ходатайством о подписании с ними новых контрактов о прохождении военной службы на 3 года обратились 3 военнослужащих (полковник Махов А.Р., подполковник Маслов Н.Г., прапорщик Архипов Д.В.), у которых в сентябре 2000 г. истекал предельный возраст их пребывания на военной службе. Все трое были установленным порядком рассмотрены на аттестационной комиссии университета, которая приняла решение ходатайствовать перед начальником университета об удовлетворении просьб данных военнослужащих. После рассмотрения протокола заседания комиссии, а также изучив иные документы, характеризующие вышеуказанных военнослужащих, начальник университета дал указание подготовить проект приказа начальника университета (по личному составу) о заключении нового контракта с фельдшером поликлиники университета прапорщиком Архиповым Д.В. сроком на три года. В отношении старшего преподавателя кафедры АСУ подполковника Маслова Н.Г. было также принято положительное решение, а заместителю начальника кафедры тактики Военного университета ПВО полковнику Махову А.Р., ввиду того, что он несколько раз в течение 1999 – 2000 гг. находился на лечении в госпиталях, было предложено в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения пройти военно-врачебную комиссию. По-сле прохождения Маховым А.Р. ВВК его документы (представление, рапорт, выписка из заключения ВВК, иные документы) вместе с документами подполковника Маслова Н.Г. были отправлены в Управление кадров ВВС.
После рассмотрения вышеназванных документов и доклада начальнику Управления кадров ВВС подполковник Маслов Н.Г. был включен в Cписок военнослужащих ВВС, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, подпадающих под номенклатуру назначения Главнокомандующим ВВС, представленный ему на подпись на предмет принятия решения о заключении с ними новых контрактов на различные сроки. После принятия Главнокомандующим ВВС соответствующего решения по вышеуказанным военнослужащим (в отношении подполковника Маслова Н.Г. было принято положительное решение) список был возвращен в Управление кадров ВВС. В дальнейшем выписка из вышеуказанного решения Главнокомандующего ВВС была отправлена в университет. На основании данной выписки был издан приказ начальника университета (по личному составу) о заключении с Масловым Н.Г. нового контракта о прохождении им военной службы сроком на 1 год.
Что касается полковника Махова А.Р., то представление на него было установленным порядком подписано Главнокомандующим ВВС и отправлено в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. Там полковник Махов А.Р. был включен в список, аналогичный вышеуказанному, но решение по вопросу заключения с ним нового контракта в соответствии с подп. “б” п. 4 ст. 10 Положения принималось Министром обороны Российской Федерации. В дальнейшем выписка из данного решения была выслана в Управление кадров ВВС, а оттуда в университет, где в дальнейшем был издан приказ начальника университета (по личному составу) о заключении с полковником Маховым А.Р. нового контракта сроком на 5 лет. Ниже приводятся примерные образцы рапорта военнослужащего, представления (основания), списка офицеров, представляемых для принятия решения по заключению нового контракта, приказа (по личному составу) о заключении контракта:

                                                                                                                                         Начальнику кафедры тактики
                                                                                   Р А П О Р Т
В связи с достижением мною предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии со ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о заключении со мной нового контракта на срок 5 лет.
Заместитель начальника кафедры тактики
Полковник ________________ (А. Махов)
“25” марта 2000 г.

                                                         II. ОСНОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
Представляется к заключению нового контракта о прохождении военной службы в порядке ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы в связи с достижением военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе.
Дисциплинированный, исполнительный офицер. При выполнении поставленных задач проявляет разум-ную инициативу.
Постоянно повышает свой профессиональный уровень. Кандидат военных наук. Доцент. Заслуженный военный специалист. Автор 29 научных работ. Занятия со слушателями проводит на высоком методическом уровне.
Контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе заключен 25 сентября 1994 г. (приказ Главнокомандующего Войсками ПВО от 31 сентября 1994 г. № 0788). Обеспечен жильем по установленным нормам по адресу: г. Тверь, ул. Ленина, д. 16, кв. 678. Положительно рассмотрен на заседании аттестационной комиссии университета (протокол № 4 от 28 марта 2000 г.).
Ходатайствую о принятии положительного решения по вопросу заключения нового контракта о прохождении военной службы с полковником Маховым А.Р. сроком на 5 лет.
НАЧАЛЬНИК ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПВО
Генерал-полковник ___________________ (С. Петров)
“29” марта 2000 г.

                                                                                   П Р И К А З
                  НАЧАЛЬНИКА ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ
                                                                            по личному составу
                                                                                        № 065
               “ 25” октября 2000 г.                                                                                                            г. Тверь

                                                                                           § 1
Нижепоименованных офицеров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и статьей 10 Положения о порядке прохождения военной службе ПОЛАГАТЬ ЗАКЛЮЧИВШИМИ КОНТРАКТ СРОКОМ НА 5 лет:
1. Полковника МАХОВА Анатолия Руслановича, заместителя начальника кафедры тактики Военного университета противовоздущной обороны.
Род. 16 сентября 1950 г. В-567436
Контракт заключен с 16.09.2000 г. до 15.09.2001 г.
ОСНОВАНИЕ: Решение Министра обороны
Российской Федерации от 10.10.2000 г.
НАЧАЛЬНИК ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПВО
Генерал-полковник _________________ С. ПЕТРОВ


Необходимо отметить, что решение о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья. Под последним фактором понимается возможность командира перед принятием окончательного решения обязать военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе пройти медицинское освидетельствование. При этом нельзя забывать, что заключение военно-врачебной комиссии должно поступить соответствующему командиру (начальнику), имеющему право принимать решение о заключении с вышеуказанным военнослужащим нового контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока его военной службы.
В соответствии с п. 7 Положения руководитель федерального органа исполнительной власти (к примеру, Министр обороны Российской Федерации), в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе. Кроме того, п. 9 ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” предоставляет преимущественное право при заключении контрактов о прохождении военной службы в порядке, установленном ст. 49 этого же Закона, военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и имеющим ученую степень кандидата наук или доктора наук.
При этом необходимо помнить, что порядок присуждения научным работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий установлен Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185. Присвоение же ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре осуществляется в соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 611.
В Министерстве обороны перечень категорий специалистов, которым отдается преимущество при заключении вышеуказанных контрактов, реально отсутствует. Вместе с тем опыт и практика Управления кадров ВВС говорит о том, что в данном случае реальное предпочтение отдается следующим категориям военнослужащих:
1) не имеющим жилья (нуждающимся в улучшении жилищных условий), так как в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в этом случае они не могут быть без их согласия уволены с военной службы в связи с достижением ими предельного возраста пребывания на военной службе;
2) имеющим ученую степень кандидата или доктора наук (п. 9 ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”;
3) имеющим остродефицитную военно-учетную специальность (специалисты медицинской, финансовой, юридической и некоторых других служб);
4) не имеющим выслугу, дающую право на пенсионное обеспечение и льготы, предусмотренные Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности практической реализации ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службы” и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы.
Дело в том, что в отдельных случаях возникают конфликтные ситуации, связанные, с одной стороны, с желанием военнослужащих, достигших предельного возраста, заключить новый контракт и, с другой стороны, нежеланием отдельных командиров и начальников удовлетворить их просьбу. Здесь хотелось бы обратить внимание на два аспекта:
а) отказ военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, должен быть мотивирован и дан только тем должностным лицом, которому в соответствии с п. 4 ст. 10 Положения предоставлено на это право. Таким образом, если подполковнику Маркину П.О., занимающему должность командира батальона (штатная категория “подполковник”), отказано в удовлетворении его рапорта о заключении с ним вышеуказанного контракта командиром полка, то такой отказ незаконен, так как такой отказ вправе дать лишь командующий армией;
б) в случае мотивированного отказа документы на увольнение данного военнослужащего должны быть немедленно представлены по команде в кадровый орган, готовящий проект приказа (по личному составу) о его увольнении.
Позднее поступление документов может создать ситуацию, при которой права военнослужащего (особенно это касается получения им денежного довольствия) окажутся нарушенными. Я имею в виду случай, когда у военнослужащего истечет срок действия контракта, а приказов о его увольнении и, тем более, об исключении из списков личного состава части на тот момент издано еще не будет. Кадровым органам необходимо помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 34 Положения о порядке про-хождения военной службы военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 34 вышеуказанного Положения. Несколько слов хотелось бы сказать и о сроке, на который подписывается вышеуказанный контракт. К сожалению, этот вопрос действующим законодательством до сих пор четко не урегулирован. Дело в том, что п. 3 ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службы определяет лишь общий предельный срок (до 10 лет), на который данный контракт может быть заключен.
Ранее действовавший в Вооруженных Силах приказ Министра обороны от 11 марта 1999 г. № 99 (отменен приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 октября 1999 г. № 472 в связи с принятием Положения о порядке прохождения военной службы) четко определял, что с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, новый контракт может быть заключен на 1 год, 3 или 5 лет (при общем максимальном сроке в 10 лет). Представляется, что применение данных сроков действия вышеуказанных контрактов и ныне не противоречит действующему законодательству. Учитывая это, а также практику, сложившуюся в Вооруженных Силах, кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил, а также нижестоящие кадровые органы заключают контракты именно на вышеуказанные сроки.
 

Hosted by uCoz