назад

Ханты-Мансийский районный суд

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                                   21 марта 2006 года
Ханты-Мансийский районный суд

в составе:
председательствующий судья: Цыганков С.Л.,
при секретаре: Басировой О.П.,

с участием:

истца: Сайфутдинова Р.Ф.,
представителей ответчика: Налетова Ю.А., Ильченко Ю.И.,

рассмотрев в открытом  судебном заседании гражданское дело 2-29-06 по иску Сайфутдинова   Рашида   Фатыховича  к   Военному   комиссариату   Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении перерасчета пенсии - взыскании убытков и выплате пенсии в надлежащем размере,

УСТАНОВИЛ:

Сайфутдинов Р.Ф. обратился в суд с иском о понуждении перерасчета пенсии -взыскании убытков и выплате пенсии в надлежащем размере, который поддержал в судебном заседании, мотивировав свои требования тем, что он является пенсионерами Министерства обороны РФ. Военным комиссариатом ему начислена и выплачивается пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, причщ^размер денежной компенсации установлен с 1 января 2000 года в размере 20 рублей. Однако на сегодняшний день, в соответствии с действующим законодательством, для исчисления пенсии должны учитываться оклады по должности, воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, и месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка. Причем пересмотр пенсии должен осуществляться при изменении любого из составляющих, учитываемы^ при расчете пенсии. Компенсации в размере 20 рублей установлена для военнослужащих, а не для лиц уволенных с военной службы, а денежная компенсация взамен продовольственного пайка, применяемая при расчете размера пенсии лицам, проходившим военную службу, законодательством не предусмотрена, поэтому сумма определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому пайку по ценам на продовольственные товары. Отсюда изменение суточной нормы довольствия или цен на продовольственные товары влечет изменение и месячной стоимости пайка, а следовательно, и размера пенсии. Письмом № 299 от 22.04.2004 г. Центральное продовольственное управление Минобороны России сообщает, что с 2000 года стоимость общевойскового продовольственного пайка обсчитывается на основании среднестатистических цен Госкомстата РФ исключительно для прогнозирования и оперативного планирования при подготовке бюджетной заявки на предстоящий год и контроля ее исполнения. Также в этом письме сообщается, что стоимость данного пайка в сутки на январь 2000 года составила 32 рубля 71 копейку, на февраль 2004 года составила 55 рублей 18 копеек, а на июнь 2005 года - 70 рублей 70 копеек. На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика убытки в сумме 116818 рублей 11 копеек и обязать ответчика производить выплаты его пенсии на будущее исходя из реальной стоимости продовольственного пайка на день выплаты и проиндексированного должностного оклада.

Представители ответчика, Ильченко Ю.И., действующая на основании доверенности № 269 от 16.02.2006 г., в также Налетов Ю.А., действующий на основании доверенности № 268 от 16.02.2006 г., в судебном заседании требования истца не признали и пояснили, что согласно ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» выдача военнослужащим продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости является формами продовольственного обеспечения военнослужащих, при этом месячная стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, не включена. Для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел определены конкретные составляющие денежного довольствия, которые учитываются именно для исчисления пенсий, и исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, также месячная стоимость соответствующего продовольствия пайка, выдаваемого военнослужащим в виде ежемесячного денежного продовольственной компенсации. Пунктом «б» ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 - 1 определено одно из оснований для пересмотра назначенных пенсий, то есть, при увеличении денежного довольствий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. Таким образом, пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящим на службе, но увеличение стоимости продовольственного пайка, который не входит в состав их денежного довольствия не может служить самостоятельным основанием для пересмотра пенсии лицам, уволенным с военной службы. В ФЗ «О статусе военнослужащих» определена норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. Указанная норма доводилась до войск совместными телеграммами Начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - Заместителя Министра обороны РФ и Начальника Гласного финансово - экономического управления Министерства обороны РФ - заместителя Министра Обороны. Установленный федеральными ведомством_- Министерством обороны РФ размер стоимости продуктов питания, входящих в норму пайка, не может изменять размер денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим и соответственно военным пенсионерам. Закупочная же стоимость продовольственного пайка складывается в том числе и из затрат Министерства обороны на приобретение продуктов питания и не означает, что военным пенсионерам именно она должна компенсироваться или от нее должна начисляться пенсия. Таким образом, ответчик при расчете пенсии, исходя из стоимости продовольственного пайка 608 рублей 3 копейки в месяц, никаким образом не ухудшают положение военных пенсионеров, так как ни Правительством РФ, ни Министерством обороны РФ какая - либо иная стоимость продовольственного пайка, выдаваемая в денежном выражении военнослужащим, не устанавливается. Кроме того, определением кассационной коллегии Верховного Суда от 04.10.2001 г. подтверждается право военных пенсионеров на пересмотр пенсии при изменении стоимости продовольственного пайка, однако определение не меняет его стоимость. Поскольку стоимость пайка с 2000 года не менялась, а для военных пенсионеров никаким законом стоимость пайка не определена, то оснований для пересмотра пенсий в связи с отсутствием изменений стоимости продовольственного пайка не имеется.

Выслушав  стороны,   исследовав  письменные  материалы  дела,   суд  считает,  что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

Сайфутдинов Р.Ф. является военным пенсионером и ему выплачивается военная пенсия, что подтверждается справкой, расчетным листком, копией удостоверения (л.д. 12, 15,22-23).

Согласно ст. 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для начисления им пенсий учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для начисления им пенсий в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим (в редакции №186-ФЗ от 28.11.1995г., № 117-ФЗ от 21.07.1998 г., № 78-ФЗ от 30.06.2002 г., № 116-ФЗ от 25.07.2002 г).

Статьей 49 этого же Закона установлены основания пересмотра пенсий. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия военнослужащих, состоящих на военной службе. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (п. «б» ч.1 ст. 49).

Названный порядок установлен п.п. «б» п. 14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в РФ», согласно которому, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. «а» п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Таким образом, пересмотр пенсий бывших военнослужащих должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленный Федеральным законом для военнослужащих, проходивших действительную военную службу.

В связи с чем, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Суд считает ссылку истца на разъяснения Центрального продовольственного Управления Министерства обороны РФ № 299 от 22.04.2004 г., где указано, что стоимость общевойскового продовольственного пайка с 1 января 2000 года по настоящее время, исчисленная ЦПУ МО РФ по среднестатистическим потребительским ценам Госкомстата РФ с приведением таблицы динамики роста стоимости общевойскового продовольственного пайка 2003 - 01.03.2004 г. необоснованной, так как информация, содержащаяся в данным разъяснениях предназначена исключительно для прогнозирования и оперативного планирования при подготовке бюджетной заявки на предстоящей год и контроля ее исполнения. Кроме того, значения, указанные в таблице динамики роста, не могут служить основанием для исчисления пенсии военнослужащему, что установлено вышеуказанными разъяснениями.

В соответствии со ст. 14 Федерального закон «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка на 2005 год установлен в размере 20 рублей в сутки постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №906.

Таким образом, норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 год из расчета 20 рублей в сутки ФЗ от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 год», на 2001 год из расчета 20 рублей в сутки ФЗ от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», на 2002 год из расчета 20 рублей в сутки - ФЗ от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», на 2003 год из расчета 20 рублей в сутки - № 176 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», статьей 102 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предусматривает выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка в 2004 году также в сумме 20 рублей в сутки, на 2005 год из расчета 20 рублей в сутки ФЗ от 23.12.2004 г. № 173 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».

Соответствующие законы были опубликованы и доведены до войск, в том числе и до ответчика.

Положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства.

На указанные положения Федеральных законов «О федеральном бюджете» были поданы жалобы в Конституционный суд РФ.

Однако в п.5 Определения Конституционного суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 429-О указано следующее. Положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000 год, на 2001 год, на 2002 год, на 2003 год, на 2004 год и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан и не предполагают изменение (приостановлении) действующего в настоящее время порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного специальным законом (статьи 43 и 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Руководствуясь ст. ст. 56,197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Сайфутдинова Рашида Фатыховича к Военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении перерасчета пенсии - взыскании убытков и выплате пенсии на будущее в надлежащем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд

Мотивированное, решение составлено и подписано составом суда  27 марта 2006 года.


Председательствующий федеральный  судья                                                             Цыганков С.Л.

Hosted by uCoz