назад

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья С. Л. Цыганков
дело №33/1302

11 июля 2006 г.                                                                                                                                                                                     г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего судьи Н. Б. Мальковой
cудей И. М. Оспичева, Н. В. Овелиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рашида Фатыховича Сайфутдинова к Военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании убытков и выплате пенсии в надлежащем размере, по кассационной жалобе истца на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2006 г., которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи И. М. Оспичева, объяснения истца Р. Ф. Сайфутдинова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
                                                                                                                 установила:
Р. Ф. Сайфутдинов обратился в суд с иском к военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании убытков и выплате пенсии в надлежащем размере.
Исковые требования мотивировал тем, что является военным пенсионером и ответчик производит начисление и выплату пенсии без учета реальной стоимости продовольственного пайка на основании приказа Минобороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400, что не соответствует требованиям законодательства о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.
Представители ответчика Ю. И. Ильченко и Ю. А. Налетов иск не признали. Суду пояснили, что согласно статье 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выдача военнослужащим продовольственного пайка (питания) или выплата им денежной компенсации в размере его стоимости являются формами продовольственного обеспечения военнослужащих. Для исчисления пенсии месячная стоимость соответствующего продовольствия пайка, выдаваемого военнослужащим, учитывается в виде ежемесячной денежной продовольственной компенсации. Пенсии подлежат пересмотру увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, не увеличение стоимости продовольственного пайка, который не входит в состав их денежного довольствия не может служить самостоятельным основанием для пересмотра пенсии лицам, уволенным с военной службы.
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» определена норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки. Указанная норма доводилась до войск совместными телеграммами начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальника Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации. Размер стоимости продуктов питания, входящих в норму пайка, не может изменять размер денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим и соответственно военным пенсионерам. Поскольку стоимость пайка с 2000 г. не менялась, а для военных пенсионеров никаким законом стоимость пайка не определена, то оснований для пересмотра пенсий не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции с вынесением нового решения, указывая на то, что в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в денежное довольствие для исчисления пенсии входит стоимость продовольственного пайка, в то время как при исчислении пенсии учитывается ежемесячная денежная продовольственная компенсация в размере 20 руб., что является нарушением Конституции Российской Федерации; суд первой инстанции неверно истолковал определение Конституционного Суда Российской Федерации и положения федеральных законов, постановления Правительства Российской Федерации.
В возражении на кассационную жалобу Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, соглашаясь с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в денежном довольствии для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Указанные в настоящей статье понятия «месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка» и «ежемесячная денежная продовольственная компенсация» являются формами продовольственного обеспечения военнослужащих (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 429-О).
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий вышеуказанным лицам обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
С 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующий год (2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г.) установлена выплата денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки.
Выплата пенсии лицам, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, с учетом размера фактической (реальной) ежемесячной стоимости соответствующего продовольственного пайка федеральными законами о бюджете не предусмотрена.
При таких обстоятельствах при определении пенсии лиц, проходивших военную службу, в соответствии с нормативными актами, указанными в судебном решении и настоящем кассационном определении, принимается во внимание форма продовольственного обеспечения - «ежемесячная денежная продовольственная компенсация» и учет второй формы продовольственного обеспечения - «месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка» при определении пенсии недопустим, поскольку одно и то же обеспечение не может учитываться дважды для начисления пенсии.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применена норма права, подлежащая применению. В соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации всем имеющимся доказательствам суд дал оценку, приведя соответствующие доводы в решении.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами процессуального права.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и сводятся к переоценке оцененных судом первой инстанции обстоятельств дела. Указанные доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и по мотивам, изложенным в решении, и настоящем кассационном определении, не подлежат удовлетворению .
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
                                                                                                         определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 марта 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи

Hosted by uCoz