назад

Где корни зла «дедовщины»?

Трагическое происшествие в Челябинском танковом училище потрясло всю общественность России. В сознании возникали мыслимые и немыслимые картины этого чудовищного преступления. «Дедовщина» в армейской среде проявилась в самом ужасном и нечеловеческом виде. Даже в самых страшных снах такого не увидишь. И все сегодня задают себе, собеседникам и другим одни и те же вопросы – как это остановить? Как покончить с неуставными отношениями в армии, из-за которых молодые солдаты бегут из воинских частей, кончают жизнь самоубийством, совершают преступления в отместку своим обидчикам? В чем причина порождения этого самого страшного негатива? Откуда этот садизм? Где корни этого зла под названием «дедовщина»? И почему, тем не менее, в одних подразделениях этих проявлений «дедовщины» нет, а в других возникают постоянно?
В последнее время все чаще стали уповать на два источника, создающих этот негатив в армии. Первое - некачественный отбор в Вооруженные Силы, проводимый в военных комиссариатах и, соответственно, низкая допризывная подготовка к военной службе молодежи. Второе - это слабая воспитательная работа со стороны офицеров непосредственно в воинских частях, а также не проводимая ими на должном уровне работа по профилактике предупреждений воинских нарушений.
В какой-то степени можно согласиться с тем, что неподготовленный в военном отношении призывник создает в последующем предпосылки неуставных взаимоотношений в подразделении, в котором ему будет суждено выполнять уставные обязанности военной службы. А таких, к сожалению, попадает в армию не мало. Это и с ненормальной психикой, и с "зачатками" алкоголизма, и скрытые наркоманы, и стоявшие на учете в милиции, т.е. потенциальные кандидаты в "места не столь отдаленные". И если их через психологические тесты всех отсеять – это, значит, не выполнить задание по призыву. А это не в интересах командования всех уровней, вплоть до Генерального штаба, да и государства в целом. Кому захочется иметь неукомплектованную армию. Вот и приходится довольствоваться тем, что дают.
Но, прежде всего, чтобы понять глубже суть этого вопроса, надо все-таки сначала представить и проследить путь молодого человека в армию.
Всем известно, что армия начинается с порога военного комиссариата. Когда 17-летний юноша впервые приходит для первоначальной постановки на воинский учет. Приходит уже с почти сформированным психологическим образом, характером, который создавался в семье, в школе, на улице. Естественно, что самое сильное влияние на сознание, на ещё абстрактное мышление молодого человека оказывает общество, в котором он живет и развивается.
Да, мы живем по существу в демократическом обществе. Но такая демократия как у нас сопоставима с анархией. Это всё та же вседозволенность, это безнаказанность за совершаемые проступки и преступления, это беспорядки и отсутствие дисциплины. Есть власть, есть оппозиция этой власти. А значит, происходит раздробление общества на группы, движения, партии и объединения, ведомые этой оппозицией. Мы это называем свободой выбора, зачастую не понимая толком чего, хочет та или иная оппозиция, их программы. В большинстве случаев люди делают свой выбор из симпатий к красноречию, к внешнему виду, к подачкам, которыми их иногда пичкают. Главное – есть оппозиция, значит, есть альтернатива, о которой в советские времена народ не мог и думать и мечтать. Тогда свободомыслие жестоко подавлялось и пресекалось (особенно в "сталинские" времена). При Хрущеве и Брежневе начали появляться зачатки демократии, появились диссиденты. Которые при Горбачеве образовались в мощную оппозицию, приведшую Россию и всё постсоветское пространство, в конечном счете, к тому, что сейчас у нас есть. Партия коммунистов оказалась в большинстве своем партией продажных людей. Многие из них после "путча" быстро переметнулись к оппозиции, без раздумий вышли из КПСС, и активно поучаствовали в разграблении страны (так называемой "приватизации"). Да и что этому удивляться, ведь в последние два-три десятилетия многие в партию вступали из-за собственной карьеры, потому что только членство в партии давало перспективу роста по службе, получение какого-нибудь руководящего поста. А идеи и убеждения были всегда на втором плане. Да и не все в них верили, особенно после обещаний построить коммунизм к 80-м годам и постепенного развала социалистической системы в восточной Европе.
В общем, все это привело к тому, что общество раздробилось по своим взглядам на происходящее в стране, в мире. Изменилось сознание и внутренняя духовность человека. Но самое главное, менялись люди, живущие в этом обществе, новое поколение "воспитывалось" в другом измерении нравственности, духовности, морали.
Сейчас никто не удивляется и даже не возмущается, когда молодежь не уступает место в общественном транспорте старушкам, инвалидам. Этому теперь даже не учат в школе. Дети, вырастая во взрослых людей на всем готовеньком, нажитом и заработанным их родителями, уже не могут жить без непомерных запросов. Идет деградация реального сознания людей. Противоречия между поколениями. Показ и рекламирование в средствах массовой информации, кино и телевидении насилия и разврата, откладывает в сознании человека жестокость, агрессивность, бездуховность. Рост среди молодежи во всё возрастающих масштабах таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, различных заболеваний, подхваченных на улице (ВИЧ инфекции, гепатит А, неврозы и т.д.) – всё это откладывает довольно существенный отпечаток на качественную сторону подрастающего поколения, в том числе и контингента для службы в армии. Всё это издержки того воспитания, какое получил этот будущий защитник Отечества.
Вся беда в том, что просчеты в семейном воспитании с лихвой закрепляются улицей. Еще известный педагог Я.Каменский говорил, что родители к своему ребенку должны предъявлять одинаковые требования. А если папа не разрешает, а мама тут же позволяет, или чрезмерно балуют и выполняют все капризы своего чада, то развитие ребенка в последующем будет просто не предсказуемо. Будут развиваться в нем поначалу такие качества, как ложь, обман, вседозволенность. А потом с возрастом и ненависть, жестокость, агрессивность, подлость.
Но самый необратимый процесс сегодня создался в школе. И состоит он в неравноправном отношении учителей к своим ученикам в зависимости от социального положения их родителей. Да, родители-бизнесмены могут и материально помочь в ремонте, скажем, класса; приобрести какие-то учебные материалы, да и просто поддержать малообеспеченное существование самого учителя. Естественно и дети в таком классе начинают группироваться по сословиям. Одни начинают проявлять в себе высокомерие и самоуверенность, которые каждодневно в них закрепляются. Они знают, что богатые родители дадут им дальнейшее образование, были бы только деньги. Других же в этом классе поглощает зависть, обида и униженность из-за несправедливой оценки их знаний, из-за не уверенности в завтрашнем дне в связи с несостоятельностью их родителей. Даже если будет этот ученик "семи пядей во лбу", уверенность продолжить учебу в каком нибудь ВУЗе будет у него призрачной. И пусть чадо будет трижды оболтусом, но если у него мать и отец с достатком, то он будет в классе на том уровне, на каком захочется его родителям. Вот что сейчас самое парадоксальное в нашей российской школе. Школа сама создает подлецов, наглецов и т.д.
Сегодня основу призывного личного состава в воинских частях составляют дети несостоятельных родителей (состоятельные родители устраивают своих "чад" за соответствующую плату в ВУЗы, либо попросту откупают их от армии). Можно сказать, что конституционный долг по защите своего Отечества касается только "избранных" - детей рабочих и крестьян и бедной прослойки части интеллигенции. Соответственно это также накладывает отпечаток на сознание таких солдат, которые в последствии становясь "дедами" в полной мере отыгрываются на своих сверстниках из простого желания чем - то доказать себе и другим, что он тоже хоть какая – то, но «личность». И вот с этим контингентом в основном и приходится работать военным комиссариатам, готовя их к службе в Вооруженных силах через школы РОСТО, оборонно-спортивные клубы и другие организации. И там, где улица заменяется в жизни подростка каким-то полезным для него занятием, там и более качественный эффект подготовки его к самостоятельной жизни, к будущей армейской службе.
Надо признать, что те юноши, которые прошли через систему допризывной подготовки, в последующем сравнительно легче переносят армейские трудности. И это не пустые слова, а высказывания многих отслуживших сегодня ребят.
Подготовка молодого человека к службе в армии - это задача государственная, а не только военного комиссариата. И поэтому, чем больше будет охвачено молодых людей в оборонно-спортивных, военно-патриотических организациях, спортивных секциях, школах РОСТО и других молодежных структурах, тем меньше проблем качественного комплектования будет в войсках. И не надо жалеть на это средства. То, что будет заложено в подростковом возрасте, то и будет в последующем проявляться по жизни.
А теперь попробуем ответить на другой вопрос: почему же не занимаются солдатами офицеры?
Во-первых, профессионально подготовленных молодых офицеров явно недостаточно. На первичных офицерских должностях (командиров взводов) ощущается острый дефицит.
Во-вторых, разогнанный в постсоветское время институт замполитов, отвечавших за моральный дух в войсках, полноценной замены не нашел. Солдату, порой, даже некому поплакаться, излить душу, посоветоваться. А нынешние замы по так называемой "воспитательной работе"… Не хочу даже комментировать. Клубный работник он и в душе останется клубным. Здесь вообще надо все в корне менять, и даже название их должностей. Нужны психологи-профессионалы, а уж потом плюс воспитатели. И причем не ниже ротного звена.
В-третьих, не проявляется заинтересованность у офицеров в крепкой воинской дисциплине в подчиненном подразделении. "Ну, выгонят из армии - так выгонят. Не много потеряю", - думает большинство молодых лейтенантов, выпускников военных училищ, столкнувшись с армейской реальностью, с бытовой неустроенностью, безденежьем, бесперспективностью. А те, у кого закончился первый контракт, увольняются «пачками» из армии. Призванные лейтенанты на два года в качественном и профессиональном отношении не могут заменить кадрового лейтенанта с настоящей военной подготовкой. Как считает Руководство Минобороны, «двухгодичники» в армии «отбывают» свой безрадостный срок. Вот только не противоречием ли будет мера удержания затраченных сумм на учебу с нежелающих служить после выпуска из училища. Ведь если у них не будет такой возможности откупиться, то, наверняка, они тоже будут «отбывать» срок заключенного ими контракта, т.е. в пять лет. Пять лет держать в подразделении не заинтересованного в службе офицера – это все равно, что оставить «дитятку без глаза» (имеется в виду личный состав подразделения, которым командует данный офицер).
В-четвертых, отсутствие идеологической основы не позволяет сплачивать коллектив, а ведь именно силой духа была всегда сильна наша армия.
В-пятых, армия никак не поймет, кого же она защищает? Народ, который ей не доверяет? Правительство, которое о ней не заботится? Высокие идеалы, которые исчезли вместе с распадом Советского Союза? Или "новых русских", которым есть, что терять?
В-шестых, офицерский контингент, воспитываемый в военно-учебных заведениях, в силу вышеназванных причин, уже не тот, который готов сутками не выходить из казармы в целях наведения порядка. А без самоотдачи нет результата. Неискренность офицера определяется солдатами сразу.
Можно назвать еще достаточно много причин. Это и страх командиров за свою «шкуру», поэтому и покрываются все случаи неуставных отношений среди военнослужащих, следовательно, не проводится и профилактика предупреждения всех этих нарушений. Поэтому все скрывается, все покрывается. Кому охота вешать на воинскую часть очередную «палку» (этот термин в армии знают все офицеры и прапорщики)? Для командира части и более высокого начальника это всегда было позором, когда называлась его фамилия где-нибудь на сборах, совещаниях или Военном совете, как командира, не способного навести у себя порядок. В общем, в частях зачастую царит безнаказанность, вседозволенность. Так, по журят один раз, второй… А это психологически разлагает человека, затягивает его в «болото» и окончательно развращает.
Кстати, для военных прокуратур было бы резонно поработать хотя бы в военных госпиталях, разобраться со всеми попавшими туда солдатами срочной службы. Уверен, вскроются ещё десятки-сотни проявлений «дедовщины». Приведу только один пример. Как-то недавно встретил одного знакомого. Вид удрученный, заросший щетиной, в глазах чувствуется какая-то грусть. «Что случилось, - спрашиваю – Николаевич?». Он мне и поведал про своего сына, которого в осенний призыв 2005 года отправили служить под Тюмень. А через неделю с небольшим положили в окружной госпиталь. Ездила к нему мать. У парня более месяца улучшения никакого, высокое давление и что-то ещё, о чем врачи не говорят. Так вот этот знакомый мне начал говорить о «дедовщине», какая она была при нем (а служил он в 80-х годах) и во что она превратилась сейчас. Он сказал только про одну разницу – это изощренный садизм, которого раньше не было. И ещё про то, что раньше под пресс дедов попадали в основном физически слабые, изнеженные родителями и так называемые «сачки». А сейчас и те, кто попросту был не подготовлен к армейской службе, т.е. не занимался в системе начальной военной подготовки. Достается и наркоманам (попавшим каким то образом в армию), тихушникам, стукачам.
Порекомендовал ему обратиться в военную прокуратуру, - отказался. А мне кажется, побоялся за дальнейшую судьбу сына. В конечном итоге сына его списали и весной он вернулся домой. Я не исключаю того, что сегодня в военных госпиталях не мало находится таких ребят. Вот с такими солдатиками сейчас надо работать военным прокурорам в первую очередь.
Недавно получил копию письма призывника, которую мне передало одно местное отделение ветеранской организации «Боевое Братство». В своем военно-спортивном клубе они готовят ребят к службе в армии. Воспитывают в них будущих защитников Отечества, настраивают на военную службу. Письмо одного из таких воспитанников этого клуба меня повергло в ужас. Парень прибыл на сборный пункт с желанием служить в элитных войсках – ВДВ. Был хороший настрой, была соответствующая подготовка. Но то, что с ним сделали так называемые «покупатели» из воинской части при попустительстве администрации сборного пункта, не вписывается ни в какие рамки. В общем, через пять дней, парень сбежал со сборного пункта. Похудевший на 4 кг, с приобретенными болячками (ноги, лицо и т.д.). Парень не выдержал издевательств офицеров и прапорщиков, разочаровался в армии не успев даже надеть военную форму. Весь его настрой на военную службу эти «ублюдки» (больше никак их назвать нельзя) в его сознании убили «на корню». Спрашивается, для чего общественные и государственные институты, ветеранские организации тратят усилия и время на то, чтобы воспитать из молодежи патриотов своей Родины? Если весь этот труд в мгновение такими «мерзавцами» уничтожается самым варварским способом. И вся многолетняя работа идет насмарку. Я понимаю, что дисциплина должна быть и среди призывников. Но зачем же показывать свое «быдло»?
В общем, негативов в работе командиров, элементарных просчетах – хоть отбавляй. А что делать? Менять уставы, менять старые методы организации воинской службы офицерского состава? Но в настоящих уставах все это прописано, и все правильно определено в требованиях к офицерскому составу. Тогда почему такой вал преступлений? Да потому что, в первую очередь, Государство поставило весь офицерский корпус в такое положение, что они теперь работают не по своей профессии «Родину защищать», а отбывают, как и солдаты срочной службы, воинскую повинность на срок заключенного контракта. Унизив их материально и морально. И пока армия не станет в приоритете государства на том же уровне, что и при советской власти, отношение офицеров будет адекватное. Сегодня не 1918 год, когда командиры Красной армии воевали за свою новую власть необутые, голодные. Тогда они воевали за безбедную и счастливую жизнь. Президент России В. Путин в своих декларативных выступлениях постоянно призывает Правительство и депутатов Думы работать в направлении уменьшения в стране количества бедных. А на поверку выходит, что законы, принимаемые нашими государственными чиновниками только увеличивают пропасть между бедными и богатыми. Количество бедных, живущих ниже прожиточного минимума становиться все больше. К этой черте приближаются (когда это было в истории России?) и военные.
Сейчас в прессе и других источниках СМИ на фоне челябинского чрезвычайного происшествия появилось столько предложений, что диву даешься – а что, раньше у нас разве не было «дедовщины»? И что только не предлагают. СПС назвал вообще призыв в армию насильственной акцией. Как будто у нас нет Конституции страны, где черным по белому сказано, что служба в Вооруженных силах – почетная обязанность гражданина РФ. Солдатские матери предлагают установить общественный контроль (может они и в окопы к солдатам полезут во время учений или занятий, или спать будут в казармах вместе со своими сыночками). Какой-то абсурд. Или предложение начальника Главного управления по воспитательной работе генерал-полковника Резника об использовании так называемого «Детектора лжи» - аппарата полиграфа. Но что это даст? Сегодня более 90% общества погрязло во лжи. Начиная с тех чиновников, которые своим законотворчеством привели нашу армию в такое жалкое состояние.
Военная полиция – это было бы не плохо. Но какова её все-таки будет функция? Если проводить расследования по фактам содеянного, то для этого есть военные прокуратуры. Если проверять части, проводить профилактику с потенциальными нарушителями, то в составе этой полиции должны быть обязательно военные следователи. Если для розыска дезертиров, тогда можно комплектовать эти подразделения и бывшими милиционерами. А так, что-то не представляется, каким образом они искоренят это страшное явление в армии – «дедовщину». Если это будет на подобие немецкого ГЕСТАПО или советского КГБ, то тогда понятно к чему мы возвращаемся.
Православная церковь уже не первый год предлагает ввести в штаты воинских частей священнослужителей (наподобие капелланов в зарубежных армиях).
Вместе с тем имеется не мало воинских коллективов, где «дедовщина» или неуставные отношения не прижились благодаря работе командиров, постоянному контролю, хорошей организации досуга личного состава, а главное полной их заинтересованности к военной службе, выполнению общих боевых задач. Приведу, может и не столь характерный для Вооруженных сил, но все-таки пример. Не понаслышке, а воочию знаю такие коллективы в ряде военных комиссариатов Субъектов РФ (Башкортастан, Татарстан, Ханты-Мансийский АО, Московская область и др.) , а именно коллективы узлов связи. Условия для их проживания, несения боевого дежурства, проведения досуга в свободное время созданы, можно сказать, идеальные. Есть все: в комнате отдыха – телевизор, игры, музыка, журналы, самовар. Спальное помещение, бытовая комната – оборудованы в современном стиле, уютно и ничего лишнего. Все в одном здании, на первом этаже, рядом с комнатой оперативного дежурного и его помощника. Контроль за личным составом осуществляет каждодневно, помимо непосредственных начальников, также и помощник оперативного дежурного. С ребятами каждый день кто-то беседует из старших. По понедельникам их приглашают на общие совещания личного состава военного комиссариата. То есть они живут равной жизнью со всем коллективом военного комиссариата. До них доводятся все новости, происходящие в воинских частях России и странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и про случаи неуставных отношений.
В общении с ними чувствуешь, да и невооруженным взглядом это видно, что нравится им служить в таком коллективе. Да, иногда устают на боевом дежурстве. Но они знают, что силы свои восстановят быстро. Условия для этого в военкомате созданы. Вся их служба проходит в будничном нормальном режиме, без стрессов и срывов.
В общем, есть коллективы с нормальным, здоровым климатом. И ничего особенно сложного в создании такой обстановки для командиров нет. Надо только настроить на это своих подчиненных, обеспечить им условия. А жестко требовать сегодня с того же молодого офицера, которому с первого дня ломают всю перспективу, окунают в житейские и бытовые неурядицы, по-моему, занятие бесполезное, которое может вызвать только обратную, противоположную реакцию. И ещё об одной казарменной работе – работе с сержантским составом. Во-первых – кого себе командиры выбирают помощниками в институт младших командиров? Самых наглых, физически крепких, которых боится весь личный состав подразделения. И эта традиция в армии идет уже десятилетиями. Вот такие «помощники» и определяют в последующем климат подразделения. И если в эту процедуру не будут и дальше вмешиваться офицеры-воспитатели, командиры рот, батальона и выше. «Дедовщина» никогда не искоренится.
Опыты набора военнослужащих на контрактной основе тоже пока не отличаются хорошим качеством комплектования частей. Как правило, в армию идут пока те, кто не может найти себя в гражданской жизни. Уйти от запоев, от "дружков", скрыться от долгов, других негативов. Но ведь с этим они и приходят в армию. Пьяница он везде пьяница, вор он везде вор, тунеядец и лоботряс он везде будет тунеядцем и лоботрясом, "псих" он и в армии будет "психом". Ежегодно от 10 до 15 % из отправленных военными комиссариатами в войска на военную службу по контракту отчисляется командованием воинских частей за недисциплинированность, или же такие контрактники (а не только солдаты общего призыва!) самовольно оставляют эти части.
Сегодня в обиходе меньше стали употребляться такие понятия, как патриотизм, любовь, счастье.
А зачем? Та же школа в детях больше развивает такие черты, как расчетливость, прагматизм, выгода. Многие сейчас не прочь уехать в какую-нибудь капиталистическую страну, преуспевающие бизнесмены и олигархи уже переводят свои прибыли в западные банки, покупают там недвижимость. (Автор далек от мысли, что они копят эти средства на совершение какой-то новой революции, как это сделал в свое время Ленин. Иначе бы не строили там себе и своим детям дворцы, коттеджи). Инвестиции зарубежного капитала ещё более углубляют процесс разворовывания и разбазаривания ресурсов страны на глазах у безмолвствующего и уже равнодушного ко всему народа. О каком патриотизме здесь можно говорить? О какой любви к Отечеству, которое нас породило? И какое может быть счастье в такой стране?
Все это к тому, что пока не будет общественной идеологии, не будет отлаженного механизма управления этим обществом, мы будем топтаться на месте. Ведь это все так просто. Если автомобилист собрался куда-то ехать, то он знает свою цель и есть механизм, на котором он будет добираться. У нас, к сожалению, нет ни того, ни другого. Сели в телегу, запряжённую "лебедем, раком и щукой" и расшатываем её, пока и вовсе не опрокинемся.
Полковник запаса Григорий Сайфутдинов, 1 августа 2006 года.

Hosted by uCoz