назад

О ротации в военкоматах.

Наконец-то нашли козлов отпущения, виновных в коррупции нашего государства. Это оказывается работники военкоматов. Поэтому заместитель Председателя Правительства - министр обороны РФ С. Иванов принял решение о ротации в этих учреждениях ряда ключевых должностей, то есть их замены через каждые три года.
Тема коррупции в нашем обществе в последнее время разве что только на устах грудного ребенка не звучала. А одно из её проявлений - взятка, стало сегодня обыденным термином и повсеместным способом дополнительного пополнения семейного бюджета у многих наших семей. И чем крупнее город, населенный пункт, где соответственно и чиновников разного уровня значительно больше, тем больший круг населения живет сегодня этими взятками. И не секрет, что это явление исходит в первую очередь из верхних эшелонов власти. Как говорится «рыба всегда гниет с головы». Только там всё это для простолюдинов за «семью печатями», то есть огласке особенно не передается. А если и бывают такие случаи, то не более двух строчек в прессе. Зато ужасаешься оперируемым суммам взяток (буквально последний пример: заместитель министра Республики Коми -1,8 млн. долларов). Как правило, высокопоставленные чиновники попросту откупаются или их тихо переводят на другую почетную работу. Взятки же в небольших суммах тут же передаются широкой огласке, материалы и информация по ним сразу же попадают жаждущим «горяченького» средствам массовой информации, желтой прессе и т.д. В последнее время под их обстрел попадают в основном работники Госавтоинспекции и военных комиссариатов, чуть реже преподаватели вузов и медицинские работники. В общем, все те, кого наше Правительство не очень то и жалует размерами трудовых заработков. Создается впечатление, что чьей-то невидимой рукой выполняется заказ открытого унижения этих слоев общества, а точнее прикрытия реальной коррупции властных структур.
До нас в основном доводится только одна стороны явления взяток, то есть освещают в прессе тех, кто берёт. А ведь в большинстве случаев провоцируют на взятки те, кому необходимо во чтобы то ни стало решить свои задачи. И на это у них всегда есть средства. Чтоб купить, например, своему чаду или жене водительские права. Или «отмазать» сынка от армии. Купить место в вузе. Сделать больничный бюллетень за прогулы. И так далее. Причем давят в такой форме и с такой убедительной настойчивостью, что трудно бывает порой и отказаться. Почему эта сторона нигде в СМИ не упоминается? Почему дающие не привлекаются к уголовной ответственности? Хотя в Уголовном кодексе и для них имеется статья.
Наверное, на всю оставшуюся жизнь останется в моей памяти семейная трагедия офицера Николая Логинова, бывшего начальника призывного отделения одного из районных военкоматов г. Перми. О нем ходила легенда в районе, да и в области, как не подкупном человеке. Порой он даже был препятствием у своего военкома, который решал вопросы по обустройству и совершенствованию материальной базы здания военкомата с руководителями разных рангов. Те в свою очередь ставили встречные условия (чаще всего по вопросам призыва). Но принципиальность и честность Николая мешала этим договоренностям. Как на каменную стену натыкались и некоторые состоятельные чиновники и предприниматели, пытаясь незаконным способом уберечь своих чад от службы в армии. И вот решили его подставить. Бросили ему в рабочий стол конверт с 3 тысячами рублей, сообщили в военную прокуратуру, правоохранительные органы. Быстренько организовали обыск с понятыми, и дело было сфабриковано. Факт наличия конверта в рабочем столе – это уже аргумент. Почти четыре месяца офицер провел в СИЗО, пока шло следствие. Все верил в справедливость, думал, что разберутся. Но суд приговорил его к условному сроку и штрафу в более чем 70 тысяч рублей. А семья у него большая, больная жена и четверо детей. Пришлось ему продать старый свой автомобиль «Волынь», чтобы как - то выжить со своей семьей. А тут ещё ударил его инсульт. В итоге паралич правой стороны – нога и рука онемели. Стал инвалидом 2 группы. И вот представьте молодой ещё офицер запаса, инвалид, без пенсии (на срок условного наказания), на работу нигде не берут. Человеку нанесли большую душевную рану, разочаровали его веру в справедливость, порядочность и честность в обществе. Как он там сейчас в Перми, как его дети? Дай то бог, чтоб все у него наладилось в жизни. Благо, что есть ещё у него друзья, которые не дадут ему пропасть.
Теперь о ротации в военкоматах. Своим приказом министр обороны под одну гребенку «взяточников» подвел весь офицерский коллектив военных комиссариатов. А ведь это далеко не так. В большинстве этих учреждений работают порядочные и честные люди, и не три года. Пользуются в своих районах, городах непререкаемым авторитетом, уважением, как со стороны администраций, предприятий, так и среди молодежи. Имеют богатейший опыт работы по подготовке этой самой молодежи к службе в Вооруженных силах. А опыт этот вместе с навыками приходит не сразу. Пока разберешься во всей этой системе, пока наладишь контакты со всеми организациями, школами, военно-патриотическими клубами, ветеранскими обществами, потребуется не один год кропотливой работы. А что до взяток, то это зависит в первую очередь от самого человека. Не чистый на руку их будет брать с первого дня своей службы в военном комиссариате, и даже не обязательно работая на призыве. Примеров тому можно привести не мало. А теперь давайте представим, что будет, если каждый год путем кадровой «чехарды» будут заменяться по 4 тысячи офицеров, то есть где-то каждый четвертый пятый офицер военкомата. А за три года поменяется почти 70-80%. Да ни в одном военкомате тогда не будет того сплоченного и слаженного коллектива, о каких всегда модно было говорить в армии. Ведь чтобы сколотить работоспособный коллектив, руководителю приходилось тратить не один год. А тут самому через три года уходить. Ну, какой будет настрой, да и цель становится призрачной. Прислали на отбытие своего срока, как солдата. А что его будет ждать впереди – не известно. Ни постоянного жилья, ни работы для супруги, проблемы с детским садом, школой и т.д. В общем, наплодится ещё больше бесквартирных офицеров. За три года ещё нигде в сегодняшней ситуации военные не получали так быстро квартиры. А если ещё учесть, что Министерство обороны уже давно не выделяло служебного жилья для работников военных комиссариатов, то положение офицеров и их семей станет вообще удручающим. Снимать жилье в поднаем за 5-6 тысяч рублей и получать от части 1,2 тыс. рублей, это значит обрекать свою семью на ограниченный режим питания и в прямом смысле – выживание.
Второе, своим приказом министр обороны на всю страну, на все Вооруженные силы России как бы узаконил всеармейской «кормушкой» для военнослужащих военные комиссариаты. И я больше чем уверен, теперь из войск будут приходить офицеры с конкретным настроем - подзаработать. Поэтому не уверен, что взятки после этого приказа прекратятся. Скорее наоборот. Примут более наглый и принудительный характер.
С одним я конечно согласен, работников призывных отделений в военных комиссариатах надо менять, но как минимум через пять лет. И сохранять преемственность налаженной качественной работы по призыву молодежи в армию, их допризывной подготовки. И причем надо менять не только начальников отделений, но и даже гражданский персонал. Тоже должно относиться и к военно-врачебным комиссиям.
Что же касается взяток в армии, то в первую очередь министру обороны было бы не плохо разобраться в своем ведомстве. Приведу пример. Как-то ещё в 90-х годах находясь в командировке в Москве, зашел к старому другу в один из районных военкоматов столицы. Там работала комиссия Генштаба. Мой друг поведал мне, что будут снимать военкома за то, что перестал «делиться». Я его спросил, а кто будет вместо него. Так вот он мне такой расклад выдал. Должность районного военкома стоит 30 тысяч «зеленых», окружного – 50 тысяч «зеленых». Сейчас эта система, скорее всего нисколько не изменилась, потому что даже в субъектах сегодня за должности тоже берут, и суммы приличные. Поэтому и приказ министра очень продуман генштабистами. Сравните - ждать от «кормушки» долю нового хозяина (городского или областного масштаба) не определенное время (может 5, а может 10 лет), или фиксировано каждые три года. Надо полагать, такая система назначения на высокопоставленные должности существует наверняка и в войсках. А в ближайшей перспективе, думаю, никого не удивит и официальное узаконивание откупа от службы в армии.
Сокращение количества военных комиссариатов (более 25%) не улучшит военно-учетной работы, и тем более работу по розыску уклонистов и дезертиров. В общем очередной «реформенный» перегиб.
Безусловно с таким явлением, как взятки, надо бороться. Всячески пресекать любые попытки, толкающие человека на подобные проступки.
Вспоминается мне рассказ французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек». Там персонаж – ростовщик до старости копил по мелочи свое состояние. Ходил в нищенском сюртуке, имея при этом в наличии большую денежную кубышку. И когда у него одежонка прохудилась или дырка образовывалась на носках, он предпочитал лучше купить нитки и сделать заплатки, чем тратиться на новый сюртук или носки.
Так вот сегодняшнее состояние в нашем обществе чем - то схоже с этим сюжетом. Правительство тоже, не трогая стабилизационный фонд, аврально штопает заплаты. Заплаты в виде законов, ущемляющих права, либо в виде небольших подачек. Тоже и в армии. Проявилась дедовщина, скорее принимаются меры по созданию института воспитателей, военных священников, младших командиров. СМИ раструбили о взятках в военных комиссариатах – приказ о ротации всех военкомов и начальников призывных отделений, о сокращении количества этих учреждений.
А вот на создание для военных нормальных и достойных условий службы - денег как всегда нет. Зато к концу года всегда остаются миллиардные излишки не использованных финансовых средств.
И последнее, я уже высказывался по этому поводу («Военкоматы - сегодня и завтра» 23.11.2004 г. на сайтах: Ветеран МОВУ и Региональный информационный фарватер, а также посылалось в «Красную звезду», «Независимую газету», «Комсомольскую правду»), и даже писал Президенту, что военные комиссариаты, как местные органы военной власти, целесообразно передать в администрации всех уровней (от субъекта до муниципального образования) только по одной причине, что они на 90% работают с гражданским населением и выполняют в большей степени задачи государственные, а не армейские. Мобилизация и призыв – это, скорее всего термины для руководителей тех регионов, где эти вопросы им и предстоит решать, и решаются ими повсеместно сегодня. Даже в зарубежных государствах вопросами призыва занимаются структуры, подчиненные главам регионов. Сегодня у нас имеются в штатах администраций мобилизационные управления (отделы), которые почему - то в одностороннем порядке занимаются только учетом неприкосновенных запасов на случай войны. И почти никаких обязанностей по учету людских ресурсов, транспорта, призыва. Почему бы не расширить этот круг задач за счет присоединения к этим структурам военных комиссариатов. Оставить две-три военные должности и предельно необходимое число гражданских сотрудников. Тогда и ответственность глав администраций значительно повысится, так как за вопросы мобилизационной готовности и призыв, а также соцзащиту ветеранов военной службы, боевых действий, подразделений риска и членов их семей, придется отвечать непосредственно им.
Григорий Сайфутдинов, полковник запаса.
16.04.2006 года.

Hosted by uCoz