О заблуждениях относительно  военкоматов.

Военная служба начинается с военкомата. Именно в это учреждение приходят впервые все юноши для первоначальной постановки на воинский учет в 17 лет, сюда же приходят уволенные в запас, возмужавшие молодые люди. Первое впечатление об армии складывается именно по военкомату. И, к сожалению, это впечатление далеко не самое лучшее. Большое количество районных военкоматов выглядят настолько убого и бедно, что создается впечатление, будто вся армия такая. И доля правды в этом есть.

Именно по военкомату можно судить об отношении в данном субъекте федерации, городе, районе к армии. Если в районе глава уважительно относится к военной службе и к людям в погонах, то он постарается предложить военкомату для размещения приличное здание, даст деньги на ремонт. Если район совсем бедный - попросит помочь спонсоров.

Когда военкомат размещается в неприспособленном для нормальной работы здании, то возникают проблемы, отражающиеся на призывниках. Так, например, обычно медицинское обследование проводится в здании военкомата, для чего выделяются соответствующие помещения. Эти помещения должны быть определенных размеров. Если кабинет врача-отоларинголога меньше положенных 5 или 6 метров, то он не может точно поставить диагноз относительно органов слуха. Аналогичная проблема может возникнуть у врача-окулиста. Для работы врачей необходим соответствующий медицинский инструмент и оборудование. И таких моментов много. Военный комиссары постоянно сообщают главам администраций о своих проблемах. Одни главы оперативно реагируют и предпринимают меры для оказания помощи, другие - не обращают на эти проблемы внимания. А в конечном итоге страдают призывники.

Конечно, в значительной степени работоспособность военкоматов зависит от их руководителей, способности военных комиссаров добиваться поставленной цели, ладить с администрацией и т.д. Но в решающей степени условия работы, внешние атрибуты - состояние зданий, ремонт - зависят от тех лиц, которым вменено в обязанность заниматься мобилизацией в районе, призывом и прочее, т.е. от глав администраций. Поэтому по некоторым вопросам надо жаловаться не на военного комиссара, а на главу администрации, который не желает в полном объеме исполнять свои обязанности.

Для того, чтобы не возникало спорных вопросов, правительство утвердило Положение о военных комиссариатах, в котором распределены обязанности между министерством обороны и местными администрациями относительно деятельности этих органов военного управления.

На сегодняшний день более 50% военных комиссариатов Российской Федерации, особенно в сельских местностях, влачат жалкое существование, не имеют достаточных условий работы с призывниками; гражданами, пребывающими в запасе; ветеранами ВС; участниками войн. Затруднена работа (пропускная способность и соответственно качество) призывных и медицинских комиссий.

Отрадно, что в большинстве районов и городов нашего автономного округа местные власти и руководители учреждений и предприятий с пониманием и ответственностью подходят к проблемам военных комиссариатов. И в этом вопросе можно привести Ханты-Мансийский автономный округ  в качестве примера  для других регионов России.Достаточно сказать, что только за последние четыре года была предоставлена совершенно новая материальная база (здания, оборудование) 11 военным комиссариатам городов и районов округа. Сейчас, по-сути, только военные комиссариаты Березовского и Советского районов имеют проблемы благоустройства. Но есть надежда, что и здесь, на уровне местных муниципальных самообразований, будет принято положительное решение.  

Ну а то, что по мнению некоторых граждан армия должна содержать военные комиссариаты и делать ремонт - это обычное заблуждение обывателя. Точно также они думают и в отношении призыва, относительно которого также определенно заблуждаютя.Во-первых, это заблуждение заключается в том, что будто за работу, связанную с призывом граждан на военную службу, отвечает военкомат.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" за призыв, а также за подготовку граждан к военной службе несет ответственность глав субъекта федерации (города, района). На военные комиссариаты возложена задача непосредственного проведения призыва. Без соответствующей организации работы и поддержки со стороны администрации военкоматы не смогут выполнить эту задачу. Поэтому перед каждым призывом (2 раза в год) издаются постановления глав администраций, в которых ставятся задачи комитетам и отделам администрации, органам внутренних дел по проведению мероприятий, обеспечивающих призыв граждан на военную службу.

Второе связано с расхожей фразой: "Военкомат призвал...".
Ни военный комиссариат, ни военный комиссар не призывает на военную службу. Для этих целей в вышеуказанных постановлениях создаются призывные комиссии, которые возглавляют заместители глав администраций и в состав которых входят представители отделов образования, здравоохранения, милиции, военкомата и другие, в т.ч. представители общественных объединений, например, комитета солдатских матерей (если такой комитет не экстремистский). Так как заместителем председателя призывной комиссии в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" является военный комиссар, то в отсутствии председателя он ведет заседания призывной комиссии. Поэтому у некоторых складывается впечатление, что призывает военный комиссар. Чем добросовестнее относятся к своим обязанностям председатели призывных комиссий, тем меньше проблем и соответственно жалоб поступает со стороны призывников и их родителей.

Третье - военкомат отправляет в войска больных призывников.
Не военкомат определяет годность граждан к военной службе. Для проверки состояния здоровья призывников в тех же постановлениях создаются медицинские комиссии из гражданских врачей, которые на время призыва откомандировываются из обычных поликлиник и больниц. Именно врачи обследуют призывников и составляют заключение относительно здоровья каждого юноши. Перед отправкой в войска призывники еще раз проходят медицинское обследование, которое проводится на областном сборном пункте уже штатной военно-врачебной комиссией (ВВК), состоящей также из гражданских специалистов (кроме председателя и зама). Если имеются жалобы со стороны призывников, то они направляются на дообследование. Окончательное решение о здоровье и степень годности исходит именно именно от ВВК, но основывается оно на решении городской (районной) медицинской комиссии.

Четвертое. Бытует мнение: "Вам (военкоматам) надо, вы и призывайте". 
Надо не военкоматам, а гражданам страны, в которой мы проживаем и именуемой Россией. А солдаты нужны для того, чтобы защищать Отечество, а также воевать в Чечне, Осетии, Таджикистане, там - куда пошлет Родина в лице высшего политического руководства. А вот на высшее руководство (Президент, Федеральное Собрание) необходимо влиять гражданам, потому что оно порой принимает решения, которые этим гражданам не нравятся. А военкоматы здесь не причем. Армия нужна обществу, государству, а не военкоматам, которые являются органами военного управления и у которых кроме призыва много других задач. 

Все эти заблуждения исходят от незнания действующего законодательства.
                                                           
 Г. Сайфутдинов

У российской военной школы есть история, есть будущее (заместитель министра Обороны генерал армии Владимир Топоров)

25 января 2001 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 300-летие отечественной системы военного образования. Первым военно-учебным заведением России стала так называемая Навигацкая школа, созданная в Москве высочайшим именным указом от 25 января (14 января по старому стилю) 1701 года. Этим указом Петр I постановил: «...быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».  

    За первые 15 лет существования Навигацкая школа подготовила около 1.200 специалистов. Ее выпускники назначались не только в армию и на флот. Они направлялись на службу в государственные учреждения, на строительство будущего Петербурга и укреплений Кронштадта. Многие их них становились учителями нарождавшейся сети образовательных учреждений.
    Историческое значение Навигацкой школы состоит не только в том, что она положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 300-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отмечает вся профессиональная инженерная и техническая школа страны. Создание в 1992 году российских Вооруженных Сил поставило перед военной школой новые сложные задачи. Сегодня подготовку военных кадров для Вооруженных Сил осуществляют 55 вузов: 8 академий, 11 военных университетов и 36 военных институтов.
    Есть немало проблем, от которых во многом зависят эффективность системы военного образования и качество подготовки офицерских кадров. На их решение будет направлена Федеральная программа реформирования системы военного образования на период до 2010 года, которая разрабатывается в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 июля 2000 года. Министерство обороны назначено государственным заказчиком и исполнителем программы.
    В числе важнейших приоритетов реформы - обеспечение преемственности в развитии российской военной школы, сохранение и укрепление ее научно-педагогического потенциала, а также экономное и рациональное использование средств, выделяемых на подготовку офицеров.
    Как показал опыт предыдущих реформ, наиболее сложной является задача реорганизации сети военно-учебных заведений. В связи с предстоящим сокращением объемов кадрового заказа на подготовку офицеров неизбежно встанет проблема расформирования какой-то части военно-учебных заведений. Вместе с тем вся 300-летняя история военного образования показывает, что каждый ликвидируемый вуз теряется для Вооруженных Сил практически безвозвратно. На его воссоздание потребуются огромные средства и не один десяток лет для становления как высшего учебного заведения. Поэтому при определении судьбы каждого конкретного вуза должен быть всесторонне и объективно проанализирован весь комплекс технико-экономических, кадровых и других показателей, характеризующих его состояние, проведена оценка его потенциальных возможностей по расширению спектра подготавливаемых специалистов.
    Безусловно, должны быть сохранены военные академии и военные университеты. Они являются теми системообразующими вузами, учебно-методологическими и научными центрами, вокруг которых строится вся система военного образования. В академиях и университетах сосредоточены более половины всех докторов и кандидатов наук, работающих в вузах и НИО Министерства обороны, сложились признанные научные школы. Обладая мощным научно-педагогическим потенциалом, они выполняют в больших объемах фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах своего вида Вооруженных Сил, рода войск в Министерстве обороны, более 50 процентов воспроизводства научно-педагогических и научных кадров.
    Очень важно сохранить вузы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, а также вузы, единственные в своем роде войск, ликвидация которых потребует непомерных затрат для организации подготовки специалистов на другой базе.
    Все предпринимаемые меры будут способствовать дальнейшему укрупнению военно-учебных заведений, последовательному переходу от малочисленных вузов со слабым научно-педагогическим потенциалом к крупным учебно-методическим и научным комплексам.
    Вместе с тем какая-то часть вузов неизбежно будет расформирована.
    Одна из задач предстоящей реформы - минимизация затрат на подготовку военных кадров, рациональное и экономное расходование выделяемых средств. Ее решение представляется тем более важным, что потребности образовательного процесса удовлетворяются в настоящее время не более чем на 30 процентов. В вузы практически не поступают новые образцы вооружения и военной техники, лабораторное и полигонное оборудование, современная вычислительная техника. Из-за отсутствия расходных материалов и истощения ремонтных фондов значительное их число находится в нерабочем состоянии. Недостаток боеприпасов, горючего и смазочных материалов приводит к сокращению до непозволительного уровня практики в вождении боевых машин, полетов, стрельб и других занятий, обеспечивающих практическую выучку выпускников.
    Вместе с тем даже те скудные средства, которые выделяются вузам, далеко не всегда используются эффективно. Большие потери Министерство обороны несет в результате недопустимо высокой отчисляемости курсантов. Увеличивает стоимость обучения также неоправданное дробление специальностей и, как следствие, дублирование подготовки офицеров по очень близким и даже тождественным специальностям.
    Не решена и проблема унификации образовательных программ при подготовке офицеров по одной и той же специальности в вузах различных ведомств. В целях оптимизации расходов на военное образование предполагается реализовать большой комплекс мер.
    Во-первых, добиться сокращения отчислений курсантов в процессе учебы. Рост отчислений по существу спровоцирован несовершенством действующего законодательства. Оно позволяет недобросовестным юношам избежать призыва на военную службу и получить в военном вузе высшее образование по гражданской специальности, после чего в одностороннем порядке разорвать контракт и уйти из армии, не неся за это никакой ответственности. Предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» подготовлены и представлены в Правительство России. Требуется, кроме того, установить меры ответственности курсантов за невыполнение условий контракта, а также существенно повысить качество профессионального отбора кандидатов на учебу.
    Во-вторых, необходимо пересмотреть перечень военных специальностей и сократить их количество.
    Одновременно должны быть скорректированы уровни подготовки офицеров. В ходе аттестации офицерских должностей было установлено, что значительная их часть в звене до заместителя командира батальона и им равных может замещаться офицерами со средним военно-специальным образованием. Увеличение масштабов подготовки таких специалистов позволит в короткие сроки сократить некомплект офицеров на первичных должностях, расширить контингент поступающих на учебу прежде всего за счет сельской и рабочей молодежи и уменьшить затраты на подготовку.
    В перспективе представляется необходимым сформировать унифицированный перечень специальностей для подготовки офицеров для всех силовых министерств и ведомств. Он послужит первым шагом к сближению ведомственных систем военного образования, реальной основой для последовательного и поэтапного перехода к системе федерального заказа на подготовку военных кадров.
    И, наконец, следует, видимо, расширить практику осуществления вузами платной деятельности в области образования. Это даст возможность привлекать дополнительные внебюджетные средства и направлять их на развитие и содержание учебно-материальной базы, материальное стимулирование работников вузов, что будет способствовать повышению качества подготовки слушателей и курсантов.
    В ходе реформы предстоит решить большие задачи по обновлению содержания военного образования и повышению качества подготовки офицерских кадров. Опыт последних лет показал, что введение подготовки курсантов по двум специальностям, военной и родственной ей гражданской, имело не только положительные, но и отрицательные последствия. С одной стороны, опора на государственные образовательные стандарты способствовала усилению фундаментальности обучения, более тесной интеграции военного образования с гражданской высшей школой. С другой стороны, жесткие требования госстандартов первого поколения по гражданским специальностям заставили пойти на сокращение военно-профессиональных дисциплин, особенно по специальностям командного профиля. Образовательные стандарты второго поколения с учетом установленного порядка их применения в военно-учебных заведениях предоставили вузам несколько больше возможностей для обеспечения необходимой военно-профессиональной подготовки. Однако проблема обучения по двум специальностям, особенно при подготовке командных кадров, не может считаться решенной.
    Военная служба - это особый вид государственной службы, требующий сочетания знаний в области военного и административного управления, педагогики и психологии, эксплуатации современной техники и в других областях. Анализ показывает, что многие командные специальности не имеют близкого аналога в номенклатуре гражданских. Поэтому представляется необходимым в командных вузах отказаться от реализации «двойных» специальностей. Для этого придать военным специальностям государственный статус, включив их в общегосударственный перечень. Это даст право разработать на них государственные образовательные стандарты и выдавать выпускникам полноценный диплом государственного образца.
    Будет усилена и целевая направленность обучения офицеров в системе дополнительного профессионального образования. Это позволит полнее реализовать в обучении требования к практической деятельности офицеров в соответствии с их конкретным должностным предназначением, осуществить последовательный переход к непрерывному военному образованию.
    Главным же и конечным итогом реформы должно стать гарантированное и устойчивое комплектование Вооруженных Сил квалифицированными офицерскими кадрами. Решение этой задачи далеко выходит за рамки возможностей военно-учебных заведений и системы военного образования в целом. Несокращающийся некомплект офицеров в войсках вызван небывалыми масштабами увольнения молодых офицеров с военной службы. Это обусловлено переходом на контрактный порядок комплектования ВС с сокращением минимальной продолжительности военной службы для офицеров с 20 до 5 лет, а также их неудовлетворительным материальным положением и падением престижа военной службы.
    При таких условиях, если не принять кардинальных мер, вузы в перспективе будут в состоянии укомплектовывать не более 50 процентов потребности Вооруженных Сил в офицерах.
    Анализ показывает, что потенциал существующих источников комплектования офицерами использован практически до предела. Возможности военно-учебных заведений по увеличению выпуска за счет сокращения отчислений курсантов не превышают 10 процентов. Увеличение масштабов призыва офицеров запаса не решит проблему ни в количественном, ни тем более в качественном отношениях.
    Таким образом, можно рассматривать два возможных направления решения этой проблемы: совершенствование контрактной системы прохождения военной службы и привлечение потенциала гражданских вузов к подготовке военных кадров.
    Пятилетний срок первого контракта, заключаемого с выпускниками вузов, не компенсирует затрат на их подготовку. Представляется необходимым увеличить его до 10 лет.
    Другим источником восполнения растущего некомплекта офицеров в перспективе может стать организация подготовки военных специалистов в гражданских высших учебных заведениях.
    Переходу к подготовке офицеров в гражданских вузах должен предшествовать полномасштабный эксперимент, для чего предполагается в 2001 году совместно с Минобразования России решить организационно-правовые вопросы, а в 2002 году приступить к проведению эксперимента. Положительные результаты эксперимента дадут возможность законодательно закрепить эту форму подготовки военных кадров.
    Проект Федеральной программы предусматривает также меры по повышению эффективности довузовской военной подготовки молодежи, совершенствование организационного и экономического механизмов управления военным образованием и ряд других направлений.
    Реализация Федеральной программы должна обеспечить переход к новому качеству подготовки офицерских кадров, к созданию унифицированной системы военного образования Российской Федерации, отвечающей современным и перспективным задачам военной организации, обороны и безопасности государства.
    Таковы стратегия и некоторые важнейшие направления реформирования системы военного образования. Мы ожидаем, что Правительство России во втором квартале текущего года одобрит представленную концепцию.

 

Hosted by uCoz