назад

ЗАКОНОПРОЕКТ
О внесении изменений в статьи 43 и 50 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Вносится депутатом Государственной Думы А.А.Сигуткиным
Проект № 248195-4


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 43 и 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля
1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993 г., N 9, ст. 328; Собрании законодательства Российской Федерации 2004 г. N 27 ст. 2711; 1998 г., N 30, ст. 3613) следующие изменения:
1) статью 43 изложить в следующей редакции:
«Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий
В денежное довольствие для исчисление пенсий, назначаемых лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию, (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, выплачиваемые военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, рассчитанная на начало очередного финансового года, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая лицам рядового и начальствующего состава. Порядок расчета месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять указанный расчет, определяются Правительством Российской Федерации.»;
2) статью 50 изложить в следующей редакции:
«Статья 50. Организация работы по пенсионному обеспечению
Организация работы по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей, включая издание соответствующих нормативных правовых актов и иных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку выплаты пенсии, установленному законодательными и другими нормативными правовыми актами для органов социальной защиты населения.»
Президент
Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 43 и 50 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
 службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю
 за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Законопроект изменяет редакцию статей 43 и 50 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» без изменения смысла законоположений указанных статей.
Целью законопроекта является исключение предпосылок для неправильного толкования и применения указанных статей федеральными органами исполнительной власти при организации и осуществлении пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, приравненных к ним лиц и членов их семей.
Основанием для внесения законопроекта является выявленное отсутствие единообразного понимания федеральными органами исполнительной власти и судами существа указанных правовых норм, а также неясность для ряда федеральных органов исполнительной власти характера, объема и порядка реализации возложенных на них полномочий.
В предлагаемой редакции статьи 43 ее содержание приведено в соответствии с названием статьи. А именно, устранена возможность некорректного прочтения статьи в части понимания исходных условий для исчисления пенсий, в связи с чем из текста исключено первое предложение. Более четко и точно сформулировано содержание понятия "денежное довольствие для исчисления пенсий", для чего указаны его составные части. Статья дополнена положениями о полномочиях по определению порядка расчета месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в части сроков проведения этой процедуры, действия рассчитанного норматива во времени, а также по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного рассчитывать месячную стоимость продовольственного пайка.
Необходимость указанных изменений обусловлена следующим:
1. Первое предложение статьи 43 «пенсии … исчисляются из денежного довольствия военнослужащих..» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение военнослужащих, понимается как указание на идентичность двух разных норм материального права "денежное довольствие военнослужащих" и "денежное довольствие для исчисления пенсий", содержащее ограничение на включение в денежное довольствие для исчисления пенсий тех денежных выплат , которые не входят в денежное довольствие военнослужащих. Исходя из такого понимания делается вывод о том, что ни одна из составляющих, учитываемых и включаемых в денежное довольствие для исчисления пенсий, не может по размеру быть больше аналогичных выплат военнослужащим. Логика при этом следующая: пенсия рассчитывается из денежного довольствия военнослужащих, в состав которого, как считает Минобороны России, входит денежная компенсация взамен продовольственного пайка, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации и в связи с этим указанный размер должен быть принят как месячная стоимость продовольственного пайка для включения в состав денежного довольствия для исчисления пенсий.
На ошибочность такого понимания смысла названного законоположения указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 14 декабря 2004 г. N 429-О, где записано, что «понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии».
2. В качестве недостатков правовой нормы статьи 43, обуславливающих, по мнению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих, сложившуюся практику ее применения, отмечаются отсутствие указаний на порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка, и орган, уполномоченный ее рассчитывать. В этой связи Минобороны России полагает, что не должно самостоятельно рассчитывать месячную стоимость продовольственного пайка, включаемую в денежное довольствие для исчисления пенсий. А поскольку в отношении иных федеральных органов исполнительной власти также не установлены такие полномочия, то для целей пенсионного обеспечения используется выплачиваемая военнослужащим денежная компенсация взамен продовольственного пайка, которая устанавливается Правительством Российской Федерации. Наличие действующего в настоящее время Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941, пунктом 11 которого установлен порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка, Минобороны России игнорируется.
В части изменений в статье 50. Для приведения редакции статьи в соответствие с её названием первое предложение дополнено словом «организация». При этом учитывались также Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие полномочия федеральных органов исполнительной власти, названных в статье 50 Закона, в части вопросов пенсионного обеспечения граждан. В частности, так записано в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082. «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».
Кроме того, дополнительно в текст статьи 50 включено указание о необходимости издания ведомственных нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения, поскольку, как выяснилось, в Министерстве обороны Российской Федерации до настоящее время таковые отсутствуют (около 13 лет). Указанное не позволяет определить структурные подразделения Минобороны России, задействованные в пенсионном обеспечении граждан, ответственность конкретных должностных лиц Минобороны России за надлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения, не обеспечивает достаточную степень прозрачности для внешнего контроля, не позволяет военным пенсионерам своевременно и в достаточной мере полно реализовать требования статьи 15 Конституции Российской Федерации в части получения информации по вопросам реализации своих законных прав на пенсионное обеспечение из опубликованных источников.

Законопроект не вводит и не отменяет налогов, не освобождает от их уплаты, не предусматривает выпуска государственных займов, не изменяет финансовых обязательств государства, не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Заключение Правительства Российской Федерации не требуется.

Hosted by uCoz