ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные
установленные федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации
осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы
Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные
подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в
службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
2. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами
Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности
подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому
сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной
службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства
специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России
федеральные органы исполнительной власти).
3. Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и
подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной
власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов
по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства
войск и воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны
России федеральных органов исполнительной власти;
6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными законами и международными
договорами Российской Федерации;
7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей;
10) выработка и реализация государственной политики в области
международного военного сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами и международными организациями (далее -
международное военное сотрудничество) и военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и
международными организациями (далее - военно-техническое
сотрудничество).
4. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том
числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
5. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и
через органы управления военных округов, иные органы военного
управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
6. Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
иными федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Полномочия
7. Минобороны России осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в
области обороны и по ее проведению, предложения по военной доктрине и
иным документам, определяющим военную политику Российской Федерации;
2) осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере
деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) обобщает практику применения федеральных конституционных законов,
федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области обороны,
организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в
области обороны, а также подготавливает предложения по совершенствованию
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в
области обороны;
4) совершенствует правовую основу деятельности Вооруженных Сил,
организует правовую работу в Вооруженных Силах;
5) разрабатывает предложения по проектам государственных программ в
области обороны, в том числе касающиеся развития оборонного
промышленного комплекса, а также предложения по формированию
государственного оборонного заказа;
6) разрабатывает предложения, касающиеся расходов на оборону, и
представляет их в Правительство Российской Федерации, а также
координирует работы, выполняемые в целях обороны;
7) осуществляет в качестве органа в области обороны:
руководство морской деятельностью Российской Федерации в интересах
решения оборонных задач;
руководство созданием и организацией функционирования единой
государственной системы освещения подводной и надводной обстановки;
координацию проведения мероприятий по развитию и использованию
прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и
гражданского) назначения;
координацию проведения системных исследований морской деятельности
Российской Федерации;
полное государственное регулирование использования воздушного
пространства Российской Федерации;
государственное регулирование деятельности в области государственной
авиации;
государственный контроль за деятельностью авиационного персонала
государственной авиации;
контроль поисково-спасательного обеспечения полетов;
расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и
инцидентов в государственной авиации;
реализацию государственной политики в области космической деятельности в
интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
координацию использования космического пространства в интересах обороны;
координацию деятельности по контролю околоземного космического
пространства;
организацию работы по созданию космической техники военного назначения и
совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической
деятельности - космической техники двойного назначения в рамках
космического раздела федеральной программы разработки, создания и
производства вооружения и военной техники;
реализацию совместно с иными заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти международных космических проектов и программ
Российской Федерации в пределах своей компетенции;
разработку совместно с иными заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти планов запусков космических аппаратов
экономического, научного и иного назначения, а также планов запусков
космических аппаратов по программам международного сотрудничества,
участвуя в их реализации на договорной основе;
8) определяет порядок использования радиочастотного спектра в целях
обороны и координирует деятельность иных федеральных органов
исполнительной власти в этой области;
9) обеспечивает защиту государственной границы Российской Федерации в
воздушном пространстве и подводной среде;
10) организует взаимодействие с иными федеральными органами
исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские
формирования и органы, по вопросам обороны, а также в пределах своей
компетенции организует мероприятия в целях обеспечения безопасности
государства;
11) разрабатывает и реализует концепцию и план строительства Вооруженных
Сил;
12) разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной
власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и
органы, план применения Вооруженных Сил, мобилизационный план
Вооруженных Сил, федеральную государственную программу вооружения и
федеральную государственную программу оперативного оборудования
территории Российской Федерации в целях обороны;
13) разрабатывает предложения по мобилизационным планам экономики
Российской Федерации, по плану технического прикрытия инфраструктуры
железнодорожного транспорта Российской Федерации и по плану гражданской
обороны;
14) координирует строительство и применение войск, воинских формирований
и органов в интересах обороны;
15) осуществляет контроль реализации планов строительства войск и
воинских формирований, планирования применения и применения войск,
воинских формирований и органов в области обороны;
16) организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил,
обеспечивает мобилизационное развертывание других войск, воинских
формирований и органов;
17) организует и проводит мероприятия по обеспечению боевой и
мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
18) организует и проводит мероприятия оперативной, боевой и
мобилизационной подготовки Вооруженных Сил;
19) осуществляет подготовку Вооруженных Сил к решению задач по их
применению совместно с другими войсками, воинскими формированиями и
органами;
20) координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск,
воинских формирований и органов, осуществляет контроль состояния их
мобилизационной готовности;
21) организует сохранение, поддержание и совершенствование
мобилизационной базы Вооруженных Сил;
22) совершенствует и развивает системы управления Вооруженными Силами и
координирует в интересах обороны развитие систем управления другими
войсками, воинскими формированиями и органами;
23) осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и в
пределах своей компетенции - в интересах безопасности Российской
Федерации;
24) организует картографические работы в интересах обороны, осуществляет
навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением
трасс Северного морского пути;
25) организует научные исследования в целях обороны, осуществляет в
установленном порядке размещение и оплату научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в области обороны;
26) организует службу войск и обеспечивает безопасность военной службы в
Вооруженных Силах;
27) организует деятельность по обеспечению информационной безопасности,
защите государственной тайны в Вооруженных Силах;
28) подготавливает предложения по численности, составу и структуре
Вооруженных Сил и координирует в интересах обороны предложения по
численности, составу и структуре других войск, воинских формирований и
органов;
29) организует комплектование Вооруженных Сил;
30) координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по
воинскому учету;
31) подготавливает предложения по численности граждан Российской
Федерации, призываемых на военную службу, военные сборы, устанавливает
количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную
службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской
Федерации, распределяет их между Вооруженными Силами, другими войсками,
воинскими формированиями и органами;
32) разрабатывает государственные образовательные стандарты подготовки
специалистов с высшим и средним специальным образованием для Вооруженных
Сил, а также предложения по государственным образовательным стандартам в
области обязательной подготовки граждан Российской Федерации к военной
службе;
33) организует совместно с иными федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления работу по подготовке граждан Российской
Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу,
переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе;
34) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной
основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку
граждан по военно-учетным специальностям;
35) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию
законодательства Российской Федерации об альтернативной гражданской
службе;
36) формирует и проводит кадровую политику в Вооруженных Силах,
организует функционирование и оптимизацию системы подготовки военных
кадров для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов, осуществляет подготовку, подбор и расстановку кадров в
Вооруженных Силах;
37) организует деятельность подведомственных Минобороны России
образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций;
38) организует прохождение военной службы военнослужащими, а также
работу (службу) гражданского персонала в Вооруженных Силах;
39) обеспечивает укрепление правопорядка и воинской дисциплины в
Вооруженных Силах;
40) совершенствует систему воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;
41) организует морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил;
42) разрабатывает и реализует меры, направленные на информирование о
деятельности Вооруженных Сил, повышение в обществе авторитета и престижа
военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций,
организует в этих целях военно-историческую, культурную работу и иную
деятельность;
43) реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц
гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей;
44) организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной
службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
45) организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое
обеспечение Вооруженных Сил;
46) организует функционирование и развитие единых систем технического и
тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов;
47) разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской
Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной
техники и координирует ее проведение;
48) осуществляет размещение и оплату заказов на закупку, сервисное
обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной
техники, капитальное строительство, закупку продовольствия, вещевого и
другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, а
также в установленном порядке для других войск, воинских формирований и
органов в пределах выделенных на эти цели средств;
49) координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание,
модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для
войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и
военной техники;
50) организует в установленном порядке в пределах своей компетенции
работы по оценке соответствия вооружения и военной техники, а также по
сертификации средств защиты информации, стандартизации оборонной
продукции и каталогизации предметов снабжения, метрологическому
обеспечению войск (сил);
51) организует в установленном порядке патентно-лицензионную,
изобретательскую, рационализаторскую работу и учет результатов
интеллектуальной деятельности, осуществляет распоряжение от имени
Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности,
полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том
числе исключительными правами на них, а также организует рассмотрение
заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к
средствам вооружения и военной техники;
52) организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной
техники и имущества в Вооруженных Силах;
53) организует ядерное обеспечение Вооруженных Сил, проведение
мероприятий по ядерной и радиационной безопасности и физической защите
ядерного оружия;
54) осуществляет государственный оборонный заказ ядерного оружия,
координирует государственный оборонный заказ ядерных зарядов, ядерных
боеприпасов, средств их эксплуатации и испытаний, а также ядерных
энергетических установок военного назначения;
55) осуществляет государственный надзор за ядерной и радиационной
безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации,
хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения;
56) обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование
материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с
установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль
финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;
57) организует воинские перевозки автомобильным, железнодорожным,
морским, внутренним водным и воздушным транспортом Вооруженных Сил, а
также в установленном порядке других войск, воинских формирований и
органов;
58) реализует совместно с иными заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и организациями мероприятия технического
прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков
инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего
пользования, повышения ее живучести и пропускной способности, устройства
обходов узлов, мостов, тоннелей, осуществляет наводку и эксплуатацию
наплавных железнодорожных мостов;
59) координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, войск, воинских формирований и органов
по вопросам технического прикрытия, восстановления, разминирования и
заграждения участков инфраструктуры железнодорожного транспорта
Российской Федерации общего пользования, поддержания требуемой степени
готовности мобилизационных мощностей, предназначенных для технического
прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской
Федерации общего пользования, обеспечения ее устойчивой работы в целях
обороны страны и безопасности государства; 60) организует содержание,
ремонт и реконструкцию автомобильных дорог специального значения
Минобороны России и контроль за организацией технического прикрытия
объектов на автомобильных дорогах, имеющих оборонное значение, а также
управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
61) разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных,
санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий,
направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц
гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной
службы, членов их семей, организует деятельность медицинских,
санаторно-курортных и оздоровительных учреждений;
62) реализует государственную политику в области государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах, других
войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
63) реализует государственную политику в области ветеринарного и
фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских
формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
64) осуществляет экологическое обеспечение Вооруженных Сил в целях
сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой
подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения
воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и
объекты военной и социальной инфраструктур;
65) организует в Вооруженных Силах мероприятия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
66) организует противопожарную защиту и гражданскую (местную) оборону в
Вооруженных Силах;
67) организует в Вооруженных Силах, других войсках, воинских
формированиях и органах торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и
членов их семей;
68) осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление
и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в
соответствии с его назначением, а также организует строительство и
эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных
Силах;
69) проводит государственную экспертизу градостроительной, предпроектной,
проектной документации и инвестиционных проектов, осуществляет
государственный архитектурно-строительный надзор за качеством
строительства объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
70) осуществляет государственный надзор на опасных производственных
объектах Минобороны России и государственный контроль на всех стадиях
жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под
давлением, в составе вооружения и военной техники;
71) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника
имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в
отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов,
предоставленных в пользование Вооруженным Силам;
72) разрабатывает совместно с иными заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти предложения по формированию
государственной политики в области международного военного
сотрудничества и военно-технического сотрудничества, реализует ее в
пределах своей компетенции и осуществляет управление в этой области;
73) осуществляет в пределах своей компетенции внешнеполитическую
деятельность по вопросам обороны и военной безопасности Российской
Федерации, международное военное сотрудничество и военно-техническое
сотрудничество;
74) участвует в переговорах по проблемам безопасности, сокращения
(ограничения) вооружений и вооруженных сил, а также по другим военным
вопросам;
75) организует выполнение в Вооруженных Силах международных договоров
Российской Федерации и выполняет их в пределах своей компетенции, а
также участвует в наблюдении за их выполнением другими государствами -
участниками этих договоров;
76) координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной
власти по реализации международных договоров об ограничении и запрещении
ядерных испытаний, осуществляет контроль за выполнением этих договоров
их участниками, выполняет функции национального органа по Договору о
всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;
77) осуществляет сотрудничество с военными ведомствами иностранных
государств;
78) организует оказание в установленном порядке иностранным государствам
услуг по подготовке национальных военных кадров и технического
персонала;
79) утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и
военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию
продукции военного назначения, а также основные положения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного
назначения, разрешенных для экспорта;
80) осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции
военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль
качества и приемку указанной продукции;
81) реализует высвобождаемые из наличия Вооруженных Сил вооружение и
военную технику, запасные части и комплектующие изделия к ним, а также
боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
82) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности,
предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
8. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам,
отнесенным к его компетенции;
2) заключать в установленном порядке международные договоры
межведомственного характера;
3) направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации
запросы и получать от них в установленном порядке информацию и
материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к его
компетенции;
4) образовывать координационные и совещательные органы (комиссии), в том
числе межведомственные, на представительной основе, а также иные
коллегиальные органы (в том числе научные, научно-технические,
методологические) для обсуждения актуальных вопросов деятельности
Минобороны России, привлекать специалистов;
5) осуществлять издательскую и иную деятельность, в том числе учреждать
средства массовой информации;
6) рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии
с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минобороны России осуществляет также иные полномочия, предусмотренные
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
9. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации
(далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации. Министр подчиняется непосредственно
Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к
ведению Правительства Российской Федерации, - и Председателю
Правительства Российской Федерации.
Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы.
Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию
полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и
осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.
Министр имеет первых заместителей и заместителей. Первым заместителям
Министра предоставляется право подписывать приказы и директивы Министра
(за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации).
Определение обязанностей первых заместителей, заместителей Министра, а
также начальников служб Минобороны России осуществляет Министр.
Начальники служб Минобороны России имеют право представлять Минобороны
России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации,
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, законодательными
(представительными) и судебными органами государственной власти
Российской Федерации, осуществлять согласование проектов нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, вести переписку от имени Минобороны России.
10. Министр:
1) осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России;
2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской
Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации в области обороны, а
также нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности
подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной
власти;
3) представляет Президенту Российской Федерации, а по вопросам,
относящимся к компетенции Правительства Российской Федерации, - в
Правительство Российской Федерации предложения по выработке и реализации
государственной политики в области обороны;
4) представляет Президенту Российской Федерации на утверждение концепцию
и план строительства Вооруженных Сил, план применения Вооруженных Сил и
мобилизационный план Вооруженных Сил, планы оперативного оборудования
территории страны в целях обороны, дислокации Вооруженных Сил,
размещения военных объектов, предложения по структуре, составу
Вооруженных Сил от соединения и выше, штатной численности военнослужащих
Вооруженных Сил, проекты общевоинских уставов, положений о Боевом
знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации,
порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах,
военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
5) представляет в установленном порядке предложения по расходам на
оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на
соответствующие годы, по порядку расходования выделенных Минобороны
России средств, определению условий финансово-хозяйственной деятельности
организаций Вооруженных Сил, по финансированию подведомственных
Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
6) представляет в Правительство Российской Федерации федеральную
государственную программу вооружения, федеральную государственную
программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в
целях обороны, предложения по объемам накопления материальных средств в
государственном материальном резерве и их размещению, проекты положений
о воинском учете, о подготовке граждан Российской Федерации к военной
службе, о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, о
порядке обеспечения из местных ресурсов мобилизационной потребности
воинских частей и соединений, о военных кафедрах при государственных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования, о
проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе граждан
Российской Федерации, призываемых на военную службу, проект перечня
военно-учетных специальностей, а также проекты актов Правительства
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Минобороны
России;
7) издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы
и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых
случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает
указания, организует и проверяет их исполнение;
8) отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц
Вооруженных Сил, противоречащие федеральным конституционным законам,
федеральным законам, актам Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Минобороны России;
9) издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его
компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями, должностными лицами и гражданами;
10) организует взаимодействие в области обороны с федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
11) утверждает ежегодный план и показатели деятельности подведомственных
Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, а также
отчет об их исполнении;
12) вносит в установленном порядке проект положения о Минобороны России
и по представлению руководителей подведомственных Минобороны России
федеральных органов исполнительной власти - проекты положений об этих
федеральных органах исполнительной власти;
13) вносит в установленном порядке по представлению руководителей
подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной
власти предложения о предельной штатной численности этих федеральных
органов исполнительной власти и фонде оплаты труда их работников;
14) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и
Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения
подведомственным Минобороны России федеральным органам исполнительной
власти и контролирует их исполнение;
15) отменяет решения подведомственных Минобороны России федеральных
органов исполнительной власти, противоречащие федеральным
конституционным законам, федеральным законам, актам Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иной
порядок отмены решений не установлен указанными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
16) осуществляет на основании решения Президента Российской Федерации в
установленном порядке управление стратегическим развертыванием
Вооруженных Сил и их применением;
17) утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его
центрального аппарата, в пределах установленной штатной численности,
положения о службах и им равных подразделениях, центральных органах
военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру
Минобороны России;
18) утверждает организационную структуру, состав и штатную численность
видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода
войск Вооруженных Сил, в пределах установленной штатной численности
военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;
19) принимает решения о формировании, переформировании и расформировании
воинских частей и подразделений до полка включительно, а также о
дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка
включительно в пределах территорий, переданных в пользование Минобороны
России, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления;
20) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных
предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил; в
соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок
утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и
учреждений, программ деятельности федеральных государственных унитарных
предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от
должности руководителей федеральных государственных предприятий и
учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими
руководителями;
21) представляет в установленном порядке предложения по созданию,
реорганизации и ликвидации научно-исследовательских и
проектно-конструкторских организаций оборонного назначения, военных
образовательных учреждений профессионального образования, факультетов
военного обучения, военных кафедр при государственных учреждениях
высшего профессионального образования, а также предложения по порядку
подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
22) организует инспектирование (проверку) состояния Вооруженных Сил, в
том числе боевой и мобилизационной готовности, ядерной и радиационной
безопасности;
23) руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах;
24) представляет Президенту Российской Федерации предложения по
уточнению перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими
офицерами в Вооруженных Силах;
25) решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими
Вооруженных Сил и присваивает им воинские звания до полковника (капитана
1 ранга) включительно;
26) решает вопросы прохождения государственной службы лицами
гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими трудовых
обязанностей, представляет в Правительство Российской Федерации
предложения по штатной численности гражданского персонала Вооруженных
Сил, а также предложения по установлению указанному персоналу социальных
гарантий;
27) определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах
флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков
отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков
различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков,
порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок
изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков
различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических
знаков;
28) представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц
гражданского персонала Вооруженных Сил к награждению государственными
наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами
военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также
других граждан Российской Федерации и иностранных граждан (кроме
присвоения почетных званий), оказывающих содействие в решении задач,
возложенных на Вооруженные Силы;
29) имеет наградной фонд, в том числе фонд огнестрельного и холодного
оружия, для награждения в установленном порядке военнослужащих и лиц
гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан
Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в
решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;
30) решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского
персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций;
представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по
вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала
Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
31) является главным распорядителем средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных
на него полномочий;
32) организует контроль финансово-экономической и хозяйственной
деятельности Вооруженных Сил;
33) утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил,
планы капитального строительства в Вооруженных Силах;
34) определяет порядок утверждения программ научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, выполняемых предприятиями и
научно-исследовательскими организациями Минобороны России;
35) принимает в установленном порядке на вооружение (снабжение, в
эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, военной
техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации)
устаревшие образцы;
36) определяет порядок списания с учета вооружения, военной техники и
других материальных средств в Вооруженных Силах, исключения из состава
Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и
судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
37) обеспечивает проведение мероприятий по повышению качества и
надежности вооружения и военной техники;
38) определяет классификацию и утверждает нормы создания, накопления и
расхода вооружения, военной техники и других материальных средств;
39) представляет на утверждение в Правительство Российской Федерации
нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков;
40) утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и нормы
продовольственных пайков для отдельных категорий военнослужащих,
выполняющих специальные задачи или находящихся в особых климатических
условиях;
41) издает приказы по личному составу, дающие право на бесплатную (за
исключением государственных пошлин, предусмотренных правилами
регистрации) регистрацию военнослужащих, проходящих военную службу по
контракту, для предоставления им жилой площади во всех пунктах
дислокации;
42) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти предложения по совершенствованию систем денежного
довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала
Вооруженных Сил, пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной
службы, и их семей;
43) определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил
денежным довольствием, устанавливает, исходя из окладов по типовым
воинским должностям военнослужащих, утвержденных Правительством
Российской Федерации, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским
должностям соответствующих категорий военнослужащих, а также в пределах
выделенных средств - дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных
Сил;
44) утверждает перечни должностей военнослужащих и гражданского
персонала Вооруженных Сил, осуществляющих отдельные виды деятельности, в
том числе в ядерном оружейном комплексе, участие в которых дает право на
получение социальной поддержки в соответствии с законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
45) определяет по согласованию с Минфином России особенности
бухгалтерского учета в Вооруженных Силах;
46) вносит предложения о заключении международных договоров Российской
Федерации в области обороны, заключает в установленном порядке такие
договоры, проводит в пределах своей компетенции переговоры с
представителями иностранных государств и международных организаций.
Министр осуществляет также иные полномочия в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
11. В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей,
начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами
Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других должностных
лиц.
Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц,
входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской
Федерации по представлению Министра. Коллегия на своих заседаниях
рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и
оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии
могут издаваться приказы и директивы Министра.
В случае разногласий между Министром и другими членами коллегии Министр
проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях
Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем
мнении Президенту Российской Федерации.
При необходимости проводятся совместные заседания коллегий Минобороны
России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Минобороны России и
иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами
и при необходимости реализуются совместными приказами Министра и
руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
12. Минобороны России является государственным заказчиком в области
обороны.
13. Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати,
штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки
установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в
банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах
федерального казначейства, открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Минобороны России имеет военный
геральдический знак - эмблему, а также флаг.
14. Местонахождение Минобороны России - г. Москва.
|