назад
Выступление Министра обороны
Российской Федерации С.Б.Иванова на встрече с главами администраций
субъектов Федерации Сибирского федерального округа в
г.Омске 16.01.2004, 10:55
Уважаемый
полномочный представитель Президента! Уважаемые руководители регионов
Сибирского федерального округа! Товарищи генералы и офицеры! Прежде
всего, хотел бы сказать, что очень рад представившейся мне возможности
встретиться с вами, руководителями крупнейших – и по площади, и по
значению - субъектов Российской Федерации. Сибирь всегда была становым
хребтом России - и в географическом, и в экономическом, и в
военно-политическом смысле. Еще наш великий соотечественник Михаил
Васильевич Ломоносов предсказывал, что «могущество России будет
произрастать Сибирью». И теперь значение сибирского региона для развития
нашей державы, для будущего российской цивилизации исключительно велико.
Здесь сосредоточена значительная часть нашей индустрии, огромное
количество природных богатств, а самое главное - здесь живут замечательные
люди, которые зовутся «сибиряками». Мы все понимаем, что перспективы
России как мировой промышленно развитой державы связаны именно с
реализацией экономического, геополитического и человеческого потенциала
Сибири. Сибирский военный округ является крупнейшим
оперативно-стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской
Федерации. Состояние дел в СибВО, в силу размеров территории и важностью
стратегического направления, существенно влияет на общую ситуацию в
Вооруженных Силах. Отрадно, что по итогам 2003 года Сибирский военный
округ признан одним из лучших по боевой и мобилизационной подготовке и
ряду других показателей. В этом огромная личная заслуга всех вас –
руководителей Сибирского федерального округа и субъектов Федерации. Вы не
на словах, а на деле демонстрируете заботу о наших Вооруженных Силах и
живое участие в обеспечении обороноспособности страны. Обращаюсь к вам со
словами искренней благодарности от имени руководства Министерства
обороны. Сегодня мы все являемся свидетелями дальнейшей консолидации
российского общества, промышленного и духовного подъема в нашей
стране. Как вы понимаете, вместе с развитием и укреплением
российской государственности выстраивается современная модель военной
организации государства, основой которой являются Вооруженные Силы. И в
этой связи хочу сказать, что все позитивные сдвиги, о которых я только что
сказал, произошли на новой доктринальной базе. Подготовленный
Министерством обороны и одобренный Президентом Российской Федерации
документ - «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской
Федерации» дает ответы на все основные вопросы, связанные с развитием
Вооруженных Сил Российской Федерации и в целом военной организации
государства. Хотел бы напомнить, что в качестве основных приоритетов
развития Вооруженных Сил мы выделяем: сохранение и совершенствование
потенциала Стратегических сил сдерживания; укрепление соединений и частей
постоянной готовности; совершенствование подготовки войск;
совершенствование системы комплектования; модернизацию вооружения и
военной техники; совершенствование военной науки и военного образования;
совершенствование системы социального обеспечения военнослужащих,
патриотического воспитания и морально-психологической
подготовки. Необходимо еще раз подчеркнуть: период кардинального
реформирования Вооруженных Сил России и структурной перестройки
Вооруженных Сил завершен. Пришло время для нормальной боевой учебы, работы
и полноценного военного строительства. Хотел бы особо
остановиться на задаче более тесной координации деятельности всех
составных частей системы национальной обороны. Для этого в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации Министерство обороны наделено
полномочиями осуществлять через Генеральный Штаб контроль над
строительством и развитием Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований, планированием их применения и самим
применением. Приоритетными направлениями этой деятельности, по
нашему мнению, должны стать: – организация совместного с другими
министерствами и ведомствами планирования применения Вооруженных Сил; –
совершенствование системы управления военной организацией
государства; – формирование единой государственной политики в области
разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной
техники; – дальнейшее развитие межведомственной унифицированной системы
тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск и войсковых
формирований; – интеграция военного образования в рамках всех силовых
ведомств. Реализация данных направлений – это ликвидация параллелизма и
неоправданного дублирования в развитии военной организации государства, а
в конечном итоге – существенная экономия средств. Главным итогом
осуществленных структурных преобразований в Вооруженных Силах стал переход
на структуру, состоящую из трех видов и трех родов Вооруженных Сил,
которая в большей степени соответствует сегодняшним
требованиям. Численность Вооруженных Сил приведена к уровню
оборонной достаточности, соответствующей примерно миллиону
военнослужащих. В рамках проводимых структурных мероприятий
оптимизирована группировка войск Сибирского военного округа. Его
численность и организационно-штатная структура приведены в соответствие с
требованиями сегодняшнего дня и возлагаемыми на округ задачами. Наиболее
крупным мероприятием в 2003 году стало формирование управления 29-й
общевойсковой армии в г.Улан-Удэ. Кардинальные изменения происходят в
системе комплектования Вооруженных Сил. Начат активный переход к
контрактному принципу комплектования должностей солдат и
сержантов. Успешно завершен практический эксперимент на базе 76
воздушно-десантной дивизии по комплектованию должностей рядового и
сержантского состава контрактниками – теперь в России есть боеспособное
соединение постоянной готовности, полностью переведенное на контракт. Один
из полков этой дивизии уже возвращается после выполнения боевой задачи на
территории Чеченской Республики, где псковские десантники
продемонстрировали высокую результативность при минимальных потерях. Я
лично встречался с побывавшими в Чечне контрактниками и могу заверить вас,
что этих ребят можно уже назвать первыми профессиональными солдатами
Российской Армии. Серьезной проблемой остается вопрос технического
оснащения Вооруженных Сил и перевооружения армии и флота, что во многом
является следствием ряда негативных тенденций последнего
десятилетия. Но даже в этих сложных условиях нам удалось сохранить и
укрепить ядерный щит России. 21 декабря 2003 года поставлен на боевое
дежурство еще один полк РВСН, оснащенный новейшим ракетным комплексом
«Тополь-М». В то же время, что касается обычных вооружений, сегодня мы
располагаем совершенно недостаточным количеством современных образцов
вооружения и военный техники. Порой приходится слышать: дайте нам денег,
дайте нам новую технику и дела в войсках сразу же кардинально улучшатся.
Это – большая и, не побоюсь этого слова, опасная иллюзия. Нехватка средств
– далеко не единственная проблема развития Вооруженных Сил и даже не
главная. Мало иметь новую технику и достаточно средств для учений, полетов
и тому подобное. Надо уметь пользоваться этой техникой с умом. А для этого
необходимо, прежде всего, переломить психологию переходного периода, когда
надо было выжить любой ценой, даже ценой утраты боеготовности и
боеспособности. Теперь такое положение недопустимо. Реально
оценивая возможности государства по финансированию Министерства обороны на
ближайшую перспективу, можно говорить только о поэтапном перевооружении
армии и флота. Возможно, российское общество ожидает от нас гораздо
большего, но хочу заметить, что достигнутые на сегодня результаты
находятся в полной зависимости от экономических возможностей государства.
Хотя, конечно, у нас есть и определенные нереализованные возможности. В
целом же - и это является главным результатом прошедшего года - несмотря
на объективные трудности в вопросах комплектования,
материально-технического обеспечения войск, процесс боевой, оперативной и
мобилизационной подготовки войск вышел на новый качественный уровень -
армия стала реально заниматься боевой учебой. В 2003 году по сравнению
с прошлыми годами резко увеличилось число проведенных учений. Эта
тенденция сохранится и далее. В 2004 году удельные расходы на боевую
подготовку значительно возрастут и составят около 16 процентов от всех
средств, выделенных на оборону. Министерство обороны сделало главный
акцент на проведении полковых и батальонных тактических учений – их число
в 2003 году выросло вдвое. Серьезным прорывом, совершенным в прошлом
году в боевой подготовке войск, стало проведение впервые за последние
десять лет двух дивизионных учений с боевой стрельбой в Северо-Кавказском
военном округе. Особенно впечатляющих успехов в боевой учебе достиг
Военно-Морской Флот. Корабли всех наших флотов в течение 2003 года вышли
на просторы всех четырех океанов. В Северной Атлантике были
проведены совместные учения Северного флота и ВМС Франции с участием
атомных подводных лодок. Корабли Тихоокеанского и Черноморского флотов
совершили дальний поход в Индийский океан, где провели совместные учения с
ВМС Индии. В рамках данных учений с нашими кораблями взаимодействовали
стратегические ракетоносцы дальней авиации, выполнившие пуски крылатых
ракет. Северный и Балтийский флоты провели межфлотские учения с
выполнением практических боевых стрельб. Очень важно то, что
произошли качественные изменения в повышении уровня оперативной и
мобилизационной подготовки органов военного управления. При планировании и
проведении командно-штабных учений руководители стали отходить от
сложившихся ранее стереотипов, больше учитывать реалии сегодняшнего дня.
Почти все мероприятия стали носить совместный характер. Так, в
ходе учений с Тихоокеанским флотом в августе месяце были отработаны
совместные действия всех видов Вооруженных Сил, а также органов
управления, сил и средств 15 федеральных органов исполнительной власти,
четырех дальневосточных субъектов Федерации. Органы военного и
государственного управления получили практические навыки в организации
совместной работы по обеспечению безопасности государства в Тихоокеанском
стратегическом районе, а также в совместном решении задач чрезвычайного
положения и борьбы с терроризмом. Вскрытые в ходе проведения различных
учений проблемные вопросы позволили уточнить планы строительства и
развития Вооруженных Сил, изменить подходы к подготовке войск. Стало ясно,
что нужно изменить в боевой учебе с учетом опыта недавних войн и
вооруженных конфликтов. С большим удовлетворением отмечаю, что по
итогам учебного года Сибирский военный округ стал одним из лучших в
Вооруженных Силах. Говоря о мобилизационной подготовке, нельзя не
сказать, что особого внимания заслуживает положительная практика
проведения в ряде военных округов региональных командно-штабных
мобилизационных учений с привлечением других войск и воинских
формирований, органов государственной власти, местного самоуправления и
организаций. Такой подход к совместной учебе позволяет в рамках
одного или нескольких субъектов Российской Федерации на стратегическом
направлении отрабатывать модель проведения частной мобилизации и готовить
к ней все объекты инфраструктуры, ресурсы, войска и органы власти. Без
постоянных контактов и взаимопонимания с органами государственной власти,
другими силовыми структурами наши мобилизационные планы так и останутся
только планами. Наличие подготовленных мобилизационных ресурсов,
существующих не только на бумаге, но и в реальности, является важнейшим
залогом укрепления обороноспособности нашей страны. И, в сущности, -
служит свидетельством того, насколько деятельность Министерства обороны
понимается и поддерживается гражданским обществом, насколько планы
Министерства сопряжены с другими общегосударственными
приоритетами. Мне приятно отметить, что, несмотря на имеющиеся
трудности, многие главы субъектов федерации, проявляют инициативу и
государственный подход к вопросам мобилизационной подготовки, оказывают
содействие и помощь, принимают самое активное личное участие в
мероприятиях. И особенно приятно заявить, что именно Сибирский военный
округ и вы, присутствующие здесь уважаемые руководители, стали
застрельщиком этого очень важного и нужного дела. Год назад в Сибирском
военном округе на территориях ряда субъектов федерации Сибирского
федерального округа, в том числе в Омской области, впервые прошли подобные
учения. В ходе учения в Омской области был отработан целый комплекс
практических мероприятий: - проведено доукомплектование до штатов
военного времени всех военных комиссариатов области с привлечением
приписного состава из запаса; - в полном объеме была развернута
мобилизационная база военных комиссариатов и участвующих воинских
частей; - была осуществлена реальная поставка мобилизационных ресурсов
в воинские части, к занятиям было привлечено около 4-х тысяч
человек. Одним из главных факторов, обеспечивших успешное проведение
данного учения, явилось личное участие губернатора Омской области
Полежаева Леонида Константиновича и его первого заместителя Третьякова
Валентина Алексеевича. Из бюджета области и бюджетов муниципальных
образований на подготовку учения, базы мобилизационного развертывания и
тренировочные занятия с приписным составом было выделено около 4 миллионов
рублей. И это не единичный эпизод. Подобное понимание
продемонстрировали и главы администраций Республики Бурятия, Красноярского
и Алтайского краев, Иркутской области. Такой подход позволил прийти не
только к общему пониманию, что подготовка граждан, пребывающих в запасе,
является общегосударственной задачей, но и увидеть ряд проблем, решение
которых возможно только совместными усилиями. Прежде всего, это
проблемы внесения изменений в нормативно-правовую, в том числе
законодательную, базу, которую необходимо адаптировать под реалии рыночной
экономики. В том числе необходимо незамедлительно пересмотреть
механизмы стимулирования граждан, привлекаемых на военные сборы и
руководителей организаций-работодателей. Нужно привести объемы
компенсации денежных средств предприятиям за отрыв военнообязанных на
сборы к уровню среднемесячного оклада работающих на них граждан. Поощрять
налоговыми льготами организации, направляющие своих работников на сборы и
занятия. Отыскивать разумный баланс в обеспечении исполнения обязанностей
граждан запаса за счет средств из местных, региональных и федерального
бюджетов при приоритете последнего. Так как органы исполнительной
власти краев и областей являются субъектами законодательной инициативы,
хочу призвать вас выступить с инициативой внесения изменений в
законодательство, подготовив предложения в Правительство и Федеральное
собрание. Предметами правового регулирования, которые не развиты для
рыночных условий или не действуют сегодня могут быть: стимулирование
прохождения гражданами, пребывающими в запасе, военных сборов; повышение в
этом заинтересованности руководителей организаций-работодателей путем
внесения изменений в статьи Федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе"; усиление административной ответственности руководителей
организаций и граждан за ненадлежащее выполнение воинской и
военно-транспортной обязанностей; совершенствование механизмов по
воинскому учету. Очевидна положительная динамика и в самостоятельной
работе органов государственной власти сибирских субъектов Федерации в
решении задач мобилизационной подготовки. Высокую оценку заслуживают
мероприятия, проведенные в 2003 году администрациями Омской области и
Красноярского края. Для решения имеющихся проблем в этой области
и активизации мероприятий мобилизационной подготовки в субъектах
Российской Федерации целесообразно организовать ежегодное проведение
мобилизационных сборов с руководителями органов государственной власти и
местного самоуправления, приурочивая их по срокам к мероприятиям
мобилизационной подготовки войск. Данные мероприятия можно было бы
организовывать и проводить в масштабе федерального округа на базе одной из
областей. Это позволит решить многие проблемы не только собственно
органов власти, но и Вооруженных Сил, создать основу для обеспечения
надежного управления и гарантированного выполнения мобилизационных
планов. В связи с этим хочу отметить, что в настоящее время
Министерство обороны располагает отлаженной системой подготовки
специалистов высокой квалификации для работы в этой
области. Одним из ключевых звеньев этой системы и единственным
образовательным учреждением дополнительного профессионального образования
такого профиля в Российской Федерации являются 8-е Центральные офицерские
курсы усовершенствования офицеров мобилизационных органов в городе
Саратове. Ежегодно на курсах обучаются свыше 1000 специалистов как
Вооруженных Сил, так и других министерств и ведомств Российской Федерации.
По инициативе Министерства обороны распоряжением Правительства Российской
Федерации на базе 8-х Центральных офицерских курсов создан Военный
институт усовершенствования специалистов мобилизационных органов
Вооруженных Сил Российской Федерации. Мы уже сейчас готовы
рассмотреть ваши предложения по организации обучения в этом институте
представителей органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Хочу отметить в целом слаженную работу глав
администраций сибирских субъектов Федерации и военных комиссаров, что
позволяет успешно выполнять задачи по призыву граждан на военную службу и
по отбору кандидатов для контрактной службы. Вчера в Красноярске
проводил совещание с военными комиссарами Сибири по вопросам допризывной
подготовки молодежи, призыва на военную службу и отбора кандидатов на
заключение контракта. Было отмечено, что военные комиссариаты в целом
неплохо справляются с поставленными задачами – в частности, по итогам
последней призывной кампании осени 2003 года Сибирский военный округ занял
одну из лидирующих позиций в Вооруженных Силах. Я не могу не
остановиться еще на одной важнейшей проблеме – подготовке допризывной
молодежи и в целом совершенствовании всей системы военно-патриотического
воспитания. Без вашего живого участия невозможно дать новый стимул этой
работе, здесь трудно переоценить роль руководителей субъектов Федерации и
местных властей. Ведь сегодня служить в армию идут, мягко говоря,
далеко не лучшие представители российской молодежи. Это касается как
состояния здоровья, так и уровня общей и профессиональной
подготовки. Я был немало удивлен, в частности, тем фактом, что
доля годных к военной службе среди уже прибывающих в военкоматы
призывников в Сибирском федеральном округе составляет чуть более 60
процентов, что почти на 6 процентов ниже общероссийского показателя. В
Читинской области этот показатель - самый низкий в Российской Федерации и
составляет всего 50 процентов. Более половины поступившего в войска
молодого пополнения из Сибири более половины в течение нескольких лет до
призыва в армию нигде не работали и не учились. Вызывает
серьезную озабоченность, что в такую серьезную организацию, как
Вооруженные Силы, попадают люди, не нашедшие никакого применения своим
деловым, интеллектуальным и физическим способностям «на гражданке».
Общество должно осознать, что нужно целенаправленно готовить человека к
службе в армии, воспитывать из него гражданина России, патриота и просто
достойного человека. Если в Вооруженные Силы будут приходить
подготовленные и морально здоровые люди, то и внутри военной системы все
будет в порядке. Одновременно нужно готовить и общество - с тем, чтобы
каждый его член с уважением относился к тем людям, кто призван
обеспечивать их безопасность и мирную жизнь. И мне приятно отмечать,
что, пока в других регионах нашей страны еще только «раскачиваются», в
Сибирском округе уже на практике создают эффективную систему
военно-патриотического воспитания. Не бесцельные и бессмысленные разговоры
рядящихся в тоги правозащитников политических маргиналов, а
систематическая работа по возвращению наших детей с улиц, из криминальной
среды к нормальной жизни гражданина и защитника Отечества – это и есть
настоящий залог укрепления обороноспособности страны. Так, практически во
всех областях и краях Сибири созданы и успешно функционируют
военно-патриотические организации и объединения, насчитывающие сотни и
тысячи юношей и подростков. Это прекрасно, что множество мальчишек
вовлечены в орбиту здоровой общественной жизни и занимаются достойным
мужским делом. Я прекрасно понимаю, что это ваша личная заслуга. Если бы
не вы, ничего бы не получилось. Очень просил бы обобщить накопленный у вас
опыт и сделать его доступным для других. В ходе работы в Иркутске я
встретился с руководителями ветеранских организаций региона. Ветеранское
движение обладает огромным потенциалом, который используется еще далеко не
в полной мере. Я был просто поражен этими бескорыстными самоотверженными
людьми, которые способны в нашей непростой жизни подняться над личными
неурядицами и проблемами и отдать всего себя без остатка служению людям и
своей Отчизне. Наше общество находится в поиске объединяющей «национальной
идеи» - да вот же они, живые люди, которые являются ее реальным
воплощением. У меня состоялся предметный и продуктивный разговор с
ветеранами, которые готовы направить свою активность на работу с молодежью
- пойти в школы, молодежные, военно-патриотические и военно-спортивные
организации, чтобы передавать свой бесценный опыт будущим защитникам
Отечества. Позвольте еще раз поблагодарить вас за совместную работу, за
понимание проблем мобилизационной подготовки войск, военных комиссариатов
и органов государственной власти. Думаю, что наша встреча станет ощутимым
импульсом в организации совместной творческой работы в деле обеспечения
безопасности Сибирского региона и России в
целом.
|