назад

                                             В Конституционный Суд Российской Федерации

                            103012, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

                                                                                              Заявитель:    Чухин Василий Андреевич
                                                                                                               236000,  г. Калининград, ул.  Сержанта Колоскова,
                                                                                                          д. 1 «А» кв. 6               Телефон: (0112)  21-80-68

                                    Орган, издавший акт подлежащий проверке:  
                                       Государственная   Дума                Федерального    
                                      
Cобрания     Российской      Федерации, 103265,
                  г. Москва, ул.Охотный ряд,
дом 21.

           

ЖАЛОБА
О нарушении конституционного права на пенсию

          абзацем 1статьи  128  и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002     года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»; статьи 144 и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003       года   №186-ФЗ   «О   федеральном   бюджете   на   2004   год»;
абзацем  1 статьи  128  и
подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002    года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», статьи 144 и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003       года   №186-ФЗ   «О   федеральном   бюджете   на   2004   год»;
 
аналогичными нормами Федеральных законов:
 от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»,
 от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»,
 от 30 декабря 2001 г.№ 194-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2002 год»,
 и  секретными приложениям к ним.
 

(В порядке ст.96  и  97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)

          Я являюсь пенсионером министерства обороны РФ с 19 декабря 1995 года.  Военным комиссариатом Калининградской области мне выплачивается денежная компенсация взамен продовольственного пайка.

          В соответствии со статьей 43 указанного Закона РФ, для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Согласно определения № КАС 01-370 « В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. По своему составу это понятие -"денежное довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия "денежное, довольствие военнослужащих", определяемого ст. ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь по подп. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, и их семей" пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей

Таким образом, предметом жалобы являются нормы правового регулирования , которые значительно уменьшили  размер моей пенсии, о чем подробно:

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003   год» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 декабря 2002 года принят,     одобрен   Советом   Федерации   Федерального   Собрания Российской Федерации 18 декабря 2002 года, подписан Президентом Российской Федерации 24 декабря 2002  года (N  176-ФЗ) и официально  опубликован  в «Российской газете» 28 декабря 2002 года.

Абзацем первым статьи 128 и подпунктом 34 пункта 1 приложения 20 к указанному Федеральному закону приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости а также в части выплаты этой компенсации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» принят

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 28 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 10 декабря 2003 года, подписан Президентом Российской Федерации 23 декабря 2003 года (N186-ФЗ) и официально опубликован в «Российской газете» 30 декабря 2003 года.

Статьей 144 и подпунктом 37 пункта 1 приложения 20 к указанному Федеральному закону действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости, а также в части выплаты этой компенсации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

            Основанием к рассмотрению жалобы в Конституционном суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации  указанные нормы.

 Указанные нормы, по мнению Главного финансово-экономического управления  Министерства обороны, фиксируют размер стоимости продовольственного пайка из расчета в 20 рублей в день только для категории военнослужащих уволенных в запас.

Проходящим военную службу стоимость продовольственного пайка установлена из расчета в 51.45 рубль в день, что не соответствует требованию   статьи 19 Конституции РФ, согласно которой равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.  и требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции РФ,  согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Подведомственность  Конституционному Суду Российской Федерации, в данном случае,  устанавливается тем, что обжалуемые нормы применены,  существенно снизили размер пенсии и денежной компенсации взамен продовольственного пайка .

         Отказавшись в рамках нового правового регулирования предусмотренного обжалуемыми статьями от выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости  как критерия индексации, федеральный законодатель, в то же время не установил какой-либо другой  механизм  индексации компенсации за продовольственный паек в условиях роста цен и стоимости жизни, что существенно  снижает уровень  ранее установленных социальных гарантий и не соответствует требованиям ст. 1, 2 , 7, 42, 53 , 55 (часть 2 и 3)  и  71 пункту «в» Конституции РФ.

         Факт применения обжалуемых норм подтверждается решением  Ленинградского суда от 26 августа 2004 г.

 Существенное снижение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается  из материалов, приложенных мной к кассационной жалобе на решение суда.

          Прекращение индексации и фиксирование денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается из текста обжалуемых норм.

Назначенная мне военным комиссариатом Калининградской области (236029, г. Калининград, ул. Озёрная, 29 областной военный комиссариат) пенсия за выслугу лет исчислена неправильно и выплачивается мне не в полном размере, как это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Так, согласно статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, т.е. окладов по должности, воинскому или специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Пунктом 11 постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» в редакции постановления Правительства от 12 ноября   2003 г. «месячную стоимость продовольственного пайка, учитываемую при исчислении пенсии военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, определять исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному   пайку   для   лиц   рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчёта им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12».

Таким образом, действующим законодательством установлено, что в денежное довольствие для исчисления пенсии включается:

-оклад по должности;

-оклад по воинскому званию;

-процентная надбавка за выслугу лет;

-месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка исходя их суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому пайку, по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчёта пенсии.

Данный вывод подтверждён определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. по делу КАСО-1 370 по жалобе Храпова В.П., Галиева Т.З и других лиц.

Вместе с тем необходимо отметить, что взамен положенного продовольственного пайка (питания), пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих» в редакции от 23 декабря 2003 года допускается денежная компенсация, как одной из форм продовольственного обеспечения, но однако в размере стоимости продовольственного пайка.

Документом, устанавливающим    общевойсковой паёк, которым обеспечиваются солдаты, сержанты, матросы и старшины, прапорщики и мичманы и т.д. является приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2000 г. № 400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных   Сил   Российской   Федерации   на   мирное   время», зарегистрированного в Минюсте РФ 1 б октября 2000 г. за № 2421.

Названным приказом Министр обороны РФ ввёл в действие общевойсковой паёк по норме № 1, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 г. № 479-28.

Пунктом 18 вышеназванного приказа Министра обороны РФ предусматривается, выплата денежной компенсации взамен положенных продовольственных пайков в размере их стоимости.

Этим же пунктом приказа МО РФ от 22. 07. 2000 г. № 400 предусмотрено, что исчисление размера денежной компенсации взамен продпайка и доведение его до военных округов и до соответствующих федеральных органов осуществляется Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ ежемесячно по согласованию с Главным  управлением  военного  бюджета  и  финансирования Министерства обороны. 

Учитывая, что  пунктами 3 и 5 статьи 2, пунктами 2-5 статьи 3 Федерального закона « О статусе военнослужащих» граждане, проходившие военную службу в ВС Российской Федерации, в ВС бывшего СССР, в воинских частях - участников Содружества Независимых Государств и уволенные с военной службы пользуются всеми гарантиями в порядке предусмотренными названным федеральным законом,    федеральными конституционными  законами.   Федеральными   законами   и   иными нормативными актами Российской Федерации, можно сделать вывод, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в части гарантий правовой и социальной защиты распространяется в отношении граждан, уволенных с военной  службы.  Следовательно,     я  должн  обеспечиваться общевойсковым пайком (денежной компенсацией взамен продовольственного пайка в размере его месячной стоимости) в порядке, установленным вышеназванным приказом Министра обороны Российской Федерации.

Однако, несмотря на это, пенсия мне выплачивается не в полном размере, т.к. часть составляющей пенсии - общевойсковой паёк выплачивается не   в размере месячной стоимости продовольственного пайка, а ограничивается денежной компенсацией двадцатью рублями в сутки, что составляет 608 рублей 33 коп. в месяц (20 руб. х 365:12) чем существенно нарушаются наши социальные права, поскольку я ежемесячно недополучаю около 900 рублей пенсии.

Стоимость месячного продовольственного пайка на основании данных Госкомстата России составляла в 2001 г. не 20 рублей в сутки, а гораздо в большем размере. Так, на июль- 43 руб. 49 коп., август - 42 руб. 59 коп., сентябрь - 41 руб. 85 коп., октябрь - 41 руб. 82 коп., ноябрь - 42 руб. 64 коп., декабрь - 43 руб. 74 коп., 2002 год январь- 45 руб. 33 коп., февраль - 45 руб. 82 коп., март - 46 руб.ОЗ коп., апрель - 46 руб. 74 коп., май - 48 руб. 38 коп., июнь — 48 руб. 56 коп., июль - 48 руб. 78 коп., август - 47 руб.81 коп., сентябрь - 46 руб.78 коп., октябрь - 46 руб. 92 коп., ноябрь - 46 руб. 92 коп., декабрь - 46 руб. 92 коп.

Такое несоответствие стоимости пайка по норме № 1 и выплатой денежной компенсации в размере 20 рублей в сутки произошло в связи с тем, что Федеральными законами от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» (приложение № 3, пункт 13, секретно), от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (приложение № 4, пункт 8, секретно), от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (приложение № 9, пункт 5, секретно), от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (статья 97), от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (статья 102) денежная компенсация взамен продовольственного пайка установлена не в размере месячной стоимости продовольственного пайка, а в размере 20 рублей в сутки.

Кроме того, пунктом 34 приложения 20 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 176 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 г., пунктом 37 приложения 20 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 г. приостановлено действие абзаца четвёртого пункта 1 статьи 14 в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

Возникшая практика установления размеров денежной компенсации взамен выдачи продовольственных пайков федеральными законами   о федеральных бюджетах в размере 20 рублей в сутки, а также приостановление выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка входит в противоречие с   не отменённым   Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу...», пунктом вторым статьи 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливающим, что правовые и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации иначе, как путём внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, не отменённым постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий .. .военнослужащим»

Никаких изменений, дополнений по вопросам выплаты пенсии без учёта месячной стоимости продовольственного пайка, с установлением выплаты денежной компенсации в размере 20 рублей в сутки взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не вносилось!

Изложенные выше обстоятельства нарушают мои конституционные права и свободы, предусмотренные частью второй статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом «а» статьи 106 Конституции Российской федерации, федеральный бюджет как форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности публичной власти и выполнения ее функций - самостоятельная сфера правового регулирования, а потому юридической формой, в которую облачается федеральный бюджет, служит специальный федеральный закон о федеральном бюджете, который в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в других федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е., предполагающих предоставление каких-либо   средств   материальных   гарантий   и   необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более лишать их юридической силы.

Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований -федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами.

         Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 г.», «О федеральном бюджете на 2003 г.», «О федеральном бюджете на 2004 г.» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского отмечено, что при внесении изменений, касающихся социальных прав граждан, должны соблюдаться предписания статей 1, 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3) Конституции Российской Федерации.

     В силу статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19 (часть 1), 76 (части 1 и 2), и пункта 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации структурирование системы федерального законодательства по общему правилу предполагает, что нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены. В связи с этим. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» пунктом 2 статьи 4 закрепляет, что предусмотренные им правовые и социальные гарантии не могут быть отменены или снижены иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в данный Федеральный закон.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также подпунктом 3 пункта 1 статьи 1, статьями 36-39, 96-97 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», -

 Прошу  Конституционный Суд Российской Федерации:

1)      Признать не соответствующими ст. 1, 2 , 7, 42, 53 , 55 (часть 2 и 3)  и  71 пункту «в»

Конституции РФ. обжалуемые нормы, как существенно снизившие размер пенсии и прекратившие индексацию пенсии по одной из ее составляющих - выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка  военнослужащим, а именно:

Абзац 1статьи  128  и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002     года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»; статьи 144 и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003       года   №186-ФЗ   «О   федеральном   бюджете   на   2004   год»;

Абзац  1 статьи  128  и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002    года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», статьи 144 и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003       года   №186-ФЗ   «О   федеральном   бюджете   на   2004   год»

2)      По тем же основаниям признать не соответствующими ст. 1, 2 , 7, 42, 53 , 55 (часть 2 и 3)  и  71 пункту «в» Конституции РФ. аналогичные нормы Федеральных законов:

 от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»,

 от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»,

 от 30 декабря 2001 г.№ 194-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2002 год», и  секретные приложения к ним.

3) Признать не соответствующими ст. 19 Конституции РФ. обжалуемые нормы, предусматривающие выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка пенсионерам из числа  военнослужащих, исходя из базового размера равного 20 рублей  в той мере, в какой это допускает нарушение равенство их прав по сравнению с военнослужащими проходящими службу по контракту.

  Приложение.

В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» к настоящей жалобе прилагаются:

1.  Текст оспариваемых положений абзаца первого статьи 128 и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 года  N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 23 июня 2003 года N 78-ФЗ, от 07 июля 2003 года N 107-ФЗ и N 121-ФЗ, от 11 ноября 2003 года N 150-ФЗ) - в 4 экземплярах.
                2.
           Текст оспариваемых положений статьи 144 и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» - в 4 экземплярах.
                3.
     Копия   настоящего   запроса   в   Конституционный   Суд   Российской Федерации - в 4 экземплярах.
            4.    Копия решения Суда Ленинградского района г. Калининграда от 26 августа 2004 г.

         5.Квитанция об уплате государственной пошлины (в соответствии со
статьей 39 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») - с копиями в количестве 4 экземпляров

               24 сентября 2004 г. ___________________    /В.А. Чухин/

Hosted by uCoz