назад
Права, о которых военнослужащие
и военные пенсионеры не знают
К сожалению, недостаточная правовая информированность военнослужащих
(тем более военных пенсионеров) должностными лицами, которым это
вменяется в обязанность в соответствии с Уставами, приводит к незнанию
даже основополагающих прав. Что же касается самих военнослужащих, то
сложность и напряжённость решаемых задач, ненормированность рабочего
времени не позволяют разбираться в тонкостях военного законодательства.
За примерами далеко ходить не надо. С 1993 года Конституция РФ
установила возможность лишения имущества гражданина только в судебном
порядке, однако командиры по-прежнему продолжали "по старинке"
привлекать военнослужащих к материальной ответственности своими
приказами на основании устаревшего Положения о материальной
ответственности за ущерб, причинённый военнослужащими 1984 года (Приказ
МО СССР № 85). Причём, не желая дополнительной "головной боли" со
списанием с книг учёта недостающих материальных средств, почти всегда
привлекали к полной материальной ответственности, что было зачастую
незаконно даже по указанному Положению. Да и после 1999 года, когда был
принят Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих"
факты привлечения к материальной ответственности в размере, превышающем
один оклад месячного содержания и месячную надбавку за выслугу лет не в
судебном порядке, а приказом командира части, ещё имели место.
Другой пример касается беспредела (другого слова подобрать просто не
возможно), разразившегося в армии в 1998-1999 годах. Тогда из-за
отсутствия финансирования денежного довольствия тысячи уволенных
военнослужащих исключались из списков воинской части без проведения с
ними полного расчёта и были вынуждены месяцами ежедневно ходить в
финансовую часть за деньгами - вместо того, чтобы убыть к избранному
месту жительства. Из-за незнания своих прав лишь единицы обратились в
суд с требованием отменить незаконный приказ об исключении из списков
личного состава части, выплатить в полном объёме денежное довольствие, в
том числе и за время вынужденного прогула, и только после полного
восстановления всех нарушенных прав издать новый приказ об исключении из
списков части. Подробнее об этом можно почитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/dismiss_account.htm
Во многих военных округах денежную компенсацию взамен продовольственного
пайка вообще не выплачивали на протяжении 1996 - 1999 годов. Только в
2000 году начали выплачивать задолженности, однако не по ценам,
установленным с 1 января 2000 года (20 рублей), а по ценам,
установленным ранее, при этом разница достигала 20 тысяч рублей. И вновь
в суд за восстановлением своих нарушенных прав обратились только
единицы: по сообщению Счётной палаты РФ в январе - августе 2000 года
были удовлетворены иски о взыскании перерасчёта несвоевременно выданной
денежной компенсации взамен продовольственного пайка на сумму 343,3 млн.
рублей. Нехитрые расчёты показывают: свои права восстановили в указанном
периоде 15-20 тысяч военнослужащих.
Мало кто из военнослужащих, проходивших военную службу (как по
контракту, так и по призыву) в Чечне и по различным причинам уволенные
из армии после 25 февраля 2000 года, знают о своём праве на получение
денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере средней
стоимости путёвки в лечебно-оздоровительное учреждение (в 2000 году - 5
200 рублей). Подробно о праве на получение этих денег можно прочитать
здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/sp5.htm
Ну а что же нынешние военнослужащие и военные пенсионеры? Получают ли
они всё, что положено в полном объёме? НЕТ!
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка
(питания) производится в размере его стоимости.
Употребляя термин "положенного", законодатель имеет ввиду то, что разные
категории военнослужащих имеют право на разные продовольственные пайки
(общевойсковой, лётный, подводный, лечебный и др.). Кроме того,
различные пайки установлены для разных климатических зон, а также для
конкретных регионов (Северо-Кавказский, Югославия). В настоящее время
стоимость общевойскового продпайка (на основании еженедельных подсчётов
Центрального продовольственного управления МО РФ) составляет около 50
рублей, лётного примерно в полтора раза выше. Именно эту сумму имеет
ввиду законодатель, применяя конструкцию "в размере его стоимости".
Однако в соответствии с Федеральным законом РФ "О федеральном Бюджете на
2000 год" и последующими законами о федеральном бюджете на 2001, 2002
год денежная компенсация взамен продовольственного пайка предусмотрена в
сумме 20 рублей в сутки.
Что же делать? Обращаться в суд!
Дело в том, что любое снижение материальных и иных видов обеспечения в
отношении военнослужащих возможно только путём внесения изменений в
закон РФ "О статусе военнослужащих". Поскольку изменений в этот закон не
было, установление Федеральным законом "О федеральном бюджете..."
фиксированной суммы выплаты денежной компенсации взамен
продовольственного пайка ниже его реальной стоимости применению не
подлежит.
Что же касается граждан, уволенных с военной службы и получающих пенсию
в соответствии с законом РФ "О пенсионном обеспечении...", то здесь ещё
проще. В законе прямо указано, что в денежное довольствие, из которого
исчисляется пенсия, включается месячная стоимость продовольственного
пайка, выдаваемого военнослужащим. То же предусматривается и в
Постановлении Правительства № 941 от 22.09.93г., в котором установлен
порядок назначения и выплаты пенсии. Так почему же пенсионные
(финансовые) отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствуются не
реальной стоимостью соответствующего пайка, как это установлено
законодательством, а применяют "взятую с потолка" сумму в 20 рублей?
Потому что Вы, уважаемые пенсионеры, не добиваетесь восстановления своих
нарушенных прав!
Некоторые могут возразить: пенсии в связи с изменением стоимости
продпайка не пересматриваются до тех пор, пока у "действующих"
военнослужащих не изменится оклад денежного содержания. Действительно,
такие правила содержит указанное выше Постановление Правительства № 941.
Однако все статьи этого Постановления, которые устанавливают такое
правило, Верховным Судом РФ признаны не соответствующими пенсионному
законодательству и не подлежащими применению! Следовательно, пенсия
должна рассчитываться исходя из реальной стоимости продовольственного
пайка, и любое увеличение этой реальной стоимости обязательно влечёт
пересмотр пенсии! Определение Кассационной коллегии ВС РФ не было
опубликовано в официальном бюллетене, но его можно прочитать здесь: http://army-lawyer.hut.ru/stats/paek.htm
Сергей Паншев, адвокат, майор запаса. |