назад
ОПЯТЬ "ХРУЩЕВСКОЕ" СОКРАЩЕНИЕ
Масштабные увольнения начнутся со спортсменов, строителей и начальников
клубов
Александр Бабакин
До 1 января 2005 года Российская армия станет меньше на 100 тысяч
военнослужащих. Такие сведения просочились из недр Министерства обороны
РФ - судя по всему, не без одобрения сверху. Эту информацию наотрез
отказались прокомментировать "НГ" в пресс-службе Минобороны, Главном
организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ), Главном управлении
кадров - военных департаментах, которые непосредственно ведают личным
составом армии и флота. Все, что связано с численностью военнослужащих,
считается военной тайной. Однако, как говорится, шила в мешке не утаишь.
Это новое масштабное сокращение.
Еще в октябре прошлого года министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что
численность российских Вооруженных сил доведена до оптимального состава
в 1,2 млн. человек. С его слов можно было судить, что именно такая армия
способна обеспечить обороноспособность государства. Однако уже тогда
некоторые весьма информированные старшие офицеры из Генштаба говорили,
что на этой цифре наша армия не остановится. Денег катастрофически не
хватает на ее содержание, и, мол, готовится в строгой тайне новое
масштабное сокращение.
Как отметили информированные источники в Минобороны РФ, сокращение уже
почти год готовилось в недрах Главного организационно-мобилизационного
управления МО РФ, которое возглавляет генерал-полковник Василий Смирнов.
Все параметры этого масштабного мероприятия согласованы во всех военных
управлениях включая военные округа. Вначале на места была послана
секретная директива начальника Генштаба, в которой указывалось, что
необходимо точно установить, какие должности во всех военных структурах
можно сократить без ущерба для боеспособности армии.
Практически из всех военных округов поступили сообщения, что на боевую
готовность войск не влияют начальники клубов, военные строители,
военнослужащие, обучающие студентов в государственных высших учебных
заведениях. Однако, по подсчетам в ГОМУ, это 40-45 тыс. военнослужащих.
А надо было почему-то сократить именно 100 тыс. - как во времена Никиты
Хрущева, который, как говорят, сам установил для Советской армии такую
цифру. Со своей стороны в ГОМУ и Главном управлении кадров предложили на
30% сократить автомобильные части, ликвидировать в военных округах
районные военные комиссариаты, небольшие военные учебные заведения,
вывести из состава Вооруженных сил знаменитый Центральный спортивный
клуб армии.
По многим параметрам это вполне обоснованное сокращение: "клубные"
должности можно заместить гражданскими специалистами. А вот ликвидация
военных кафедр в гражданских вузах, по мнению информированного источника
"НГ" в военном ведомстве, может уже в ближайшее время привести к потере
боеспособности многих частей. Именно на этих кафедрах готовят так
называемых офицеров-двухгодичников, занимающих сегодня до 30% первичных
офицерских должностей. После двух обязательных лет службы до 10% их
подписывает с армией долговременный контракт. Замена
офицеров-преподавателей на гражданских учителей может привести к
перекосам в подготовке, и армия лишится немалой части офицерского
состава.
Мягко говоря, явно непродуманным является и предложение по замене до 30%
военнослужащих на гражданских специалистов в автобатах. Даже в
престижный гараж Генштаба на Рублевском шоссе Москвы с трудом из-за
низкой заработной платы удается набирать опытных водителей, слесарей -
что уж говорить об отдаленных частях. Явное сомнение вызывает и
сокращение районных военных комиссариатов. Пока существует призывная
система, райвоенкомы с небольшим штатом сотрудников набирают молодых
россиян для воинской службы. Простая передача призывных функций в
объединенные военкоматы может вполне привести к потере контроля над
большим количеством призывников в целых регионах.
С тревогой относятся к нынешнему сокращению в видах и родах Вооруженных
сил. Здесь предполагается ликвидировать 40 тыс. воинских должностей. В
штабе Балтийского флота "НГ" откровенно сказали, что сейчас здесь служат
примерно 28 тыс. военных моряков. Если еще сократить несколько тысяч, то
боевые корабли попросту будут ржаветь у причалов. Некому будет их
выводить в море на патрулирование. В Дальневосточном военном округе на
предполагаемое сокращение четко по-военному ответили: мол, прикажут -
сократим. Дело в том, что здесь находится большое число кадрированных
воинских частей, в которых служат только командир и несколько штабных
офицеров, а весь личный состав прибывает только в случае военной
опасности. Вот их и сократят. Но кто в случае военной опасности прикроет
нашу дальневосточную границу?
В войсках ожидают директиву начальника Генштаба о сокращении. В ней
будет четко указано, сколько и в какие сроки уволить военнослужащих. Уже
сейчас командующие округов, в которых за последние четыре года резко
уменьшено количество военнослужащих, зондируют в Минобороны вероятность
очередного уменьшения количества подчиненных. Ведь в случае войны
нынешние шесть военных округов преобразуются во фронты. Уже сейчас в
каждом округе не хватает военнослужащих практически всех специальностей.
Поэтому военные эксперты вполне справедливо замечают, что нынешнее
сокращение армии может привести к частичной потере боеспособности ряда
воинских подразделений.
PS:
Не знаю - или это очередная утка, или в действительности вынашиваются
такие замыслы? Во всяком случае статей и высказываний на эту тему
написано столько, что можно набрать не на один том печатной рукописи.
Взгляды на вопросы сокращения Вооруженных Сил России в нашем обществе
встречаются и положительные и отрицательные. Большинство военных
экспертов не с восторгом воспринимают эти правительственные шаги. В
конечном итоге это в какой то степени приводит к ослаблению армии.
Казалось бы стремление государства из количества перейти в качество -
благое дело. Но опять же, когда это делается в спешке, не просчитано и
необдуманно по несколько раз, мы в результате теряем и количество, и не
приобретаем качества. Что такое - сократить военные кафедры гражданских
ВУЗов? Сегодня выпускники этих кафедр являются пожалуй единственным
источником заполнения "брешей" в комплектовании войск. При условии (не
от хорошей жизни) постоянного оттока молодых кадровых офицеров из
Вооруженных Сил (в год - более 15 тысяч человек) из-за их нежелания
продолжать военную службу в нищенских условиях и бесперспективности
получения жилья, хорошей зарплаты и других причин. А ведь большинство
военных кафедр готовит именно тех специалистов, которыми заполняются
первичные офицерские должности в боевых частях (командиры взводов,
расчетов). И вот представьте себе - в одночасье все это ликвидируется.
Исчезнет ещё одна кадровая база пополнения офицерского корпуса, который
даже сегодня не полностью укомплектован. Работая в свое время с
призывным офицерским контингентом, воочию убедился, что если по
окончании ВУЗа как-то ещё можно "выцепить" молодого человека (не
без помощи руководства ВУЗа) к службе в Вооруженных Силах, то уже
устроенных на работу выпускников призвать в армию становится
проблематичным. Здесь уже руководитель этого кандидата в армию не
заинтересован терять только что приобретенного специалиста, да и сам
виновник не особо то и хочет прерываться на два года и терять свою
квалификацию. И будут они (руководитель предприятия, фирмы,
компании, учреждения и призывник) всеми правдами и неправдами добиваться
отсрочки от армии. Поэтому эта категория и составляет ежегодно от общего
числа офицеров, призываемых на 2 года, процентов 15-20. Значит
здесь надо продумать все-таки вариант - без ликвидации военных кафедр, с
заменой кадровых офицеров-преподавателей военными пенсионерами. То есть
оставить в ВУЗах структуру с "военруками" с подчинением одному - двум
(начальнику и заму) офицерам.
Что касается военных комиссариатов, то в свете изменений в последнем
законодательном акте, ФЗ РФ от 16.08. 2004 года №122, они и так потеряли
много в своих полномочиях, в вопросах воинского учета,
финансирования и т.д. А если убрать ещё и военкоматы, то возникнет
проблема, кто вообще будет призывать в армию и солдат-срочников и на
контрактную службу, заниматься отбором в военные ВУЗы? Кто будет
поставщиком людских ресурсов для будущей профессиональной армии? Если
укрупнять военкоматы, то тоже палка о двух концах. У нас есть на Севере
такие районы, по территории это несколько европейских стран (Бенилюкс, а
то и больше), где есть и несколько крупных городских военных
комиссариатов и районный. И если их все объединить в один, то возникнет
сложность работы с людскими ресурсами, их оповещением по повесткам. А
если учесть, что с января 2006 года ликвидируются военно-учетные столы в
населенных пунктах (в поселковых и сельских советах), то практически эта
работа будет просто не выполнима.
Вообще говоря о военных комиссариатах, хотелось бы вспомнить ту мысль,
которая как-то витала в кулуарах военных экспертов (в конце 80-х и
начале 90-х годов). Когда разговоры шли о передаче этой структуры в
администрации субъектов РФ и муниципальные образования. Но тогда
Генеральный штаб жестко наложил вето на это предложение, боясь лишиться
"лакомого кусочка". Хотя жизнь все равно заставит это
когда-то сделать. А коль речь пошла о сокращении военных должностей в
военных комиссариатах - то более благоприятного случая и не придумаешь.
Ведь так или иначе местные органы военной власти давно уже срослись с
выполняемыми задачами со структурами государственной власти как в
субъектах, так и в городах и районах. В администрациях имеются штатные
структуры, которые называются военно-мобилизационными управлениями
(отделами), функционально решающие те же самые задачи, что и военкоматы.
Почему бы их не объединить и видоизменить структуру в составе
администрации. Тогда роль и ответственность главы (субъекта,
муниципального образования) безусловно повысится. И вопросы всего
спектра функциональных обязанностей военных комиссариатов будут решаться
гораздо эффективней. Отпадут запутанные вопросы финансирования (сейчас
идет постоянное недофинансирование военных комиссариатов со стороны
Министерства обороны), воинского учета, мобилизационной и военной
подготовки. Проблемы с призывом действительно будут уже решаться на
государственном уровне. Меньше будет поводов уклонения от службы
незаконным путем, так как целенаправленней будет осуществляться контроль
со стороны государственных и правоохранительных структур. А главное, для
служащих будет стимул - и материальный, и моральный. Вот над чем было бы
неплохо подумать начальнику ГОМУ ГШ РФ Смирнову Василию Васильевичу.
Указ Президента РФ с приложенным (Генеральным штабом) нарядом на призыв
для губернаторов субъектов и глав муниципальных образований выполнялся
бы не менее укоснительно, как это сейчас пытаются военные комиссариаты.
Ну а если все-таки пожелает Генштаб оставить хоть какую-то ниточку связи
с бывшей военкоматовской структурой, пожалуйста - оставьте 2-3 военные
должности. И какие-то проблемы будут решены. Но делать это надо все таки
взвешенно, сколько это будет стоить Министерству обороны, сколько
субъектам и муниципалитетам. Но мне кажется от этого выиграют все, а
Государство в первую очередь. Надо только продумать механизм передачи
структуры из одного ведомства в другое.
Полковник запаса Григорий Сайфутдинов.
|