назад
Пресс-конференция начальника Главного
организационно-мобилизационного управления Генерального штаба
Вооруженных сил РФ генерал-полковника Василия Смирнова
5.10.2004, 13:41,
Пресс-служба МО РФ
ВЕДУЩИЙ:
Уважаемые друзья, коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию. Вы
знаете, завтра начинается призыв граждан на военную службу -- 1 октября.
И мы сегодня специально собрались здесь для того, чтобы вы имели
возможность в завтрашних своих публикациях выдавать именно те цифры,
которые отражают действительную картину, складывающуюся на сегодняшний
день с призывом граждан на военную службу.
И я думаю, что самым прекрасным и человеком, и специалистом (в этой
области лучшего нет), кто мог бы рассказать об этой проблематике. У нас
сегодня в гостях начальник Главного организационно-мобилизационного
управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации
генерал-полковник Василий Васильевич СМИРНОВ.
СМИРНОВ:
Еще раз здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Приятно
видеть очень много знакомых лиц, тех, с кем мы практически каждый месяц
общаемся по проблемам вооруженных сил, конечно, не только проблемы
призыва, но это очень хорошо, что есть большой интерес и к проблемам
призыва.
Действительно, уже стали традиционными наши встречи перед очередным
призывом. Это уже стало традицией. Интерес средств массовой информации,
интерес населения Российской Федерации, проблематики призыва понятен.
Он, наверное, будет вечен, пока будет существовать призыв, а в
Российской Федерации он будет существовать, наверное, не побоюсь этого
слова, всегда.
Действительно, с завтрашнего дня начинает работать призывная комиссия.
25 сентября подписан Указ Президентом Российской Федерации, называется,
вот он этот Указ -- "О призыве в октябре-декабре 2004 года граждан
Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы
граждан, проходящих военную службу по призыву".
Здесь сказано, что руководствуясь федеральными законами от 31 мая 1996
года "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе"
постановляю: осуществить с 1 октября по 31 декабря призыв на военную
службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не
пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с федеральным Законом
"О воинской обязанности и военной службе" по призыву на военную службу в
количестве 176 тыс. 393 человека.
Второй пункт -- осуществить в соответствии с Федеральным законом "О
воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы
солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву
которых истек.
Третий -- Правительству Российской Федерации и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение мероприятий,
связанных с призывом на военную службу. Руководителям федеральных
органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в
отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе,
принятых на службу, работу в подведомственные органы и организации этих
федеральных органов исполнительной власти, подлежащих призыву на военную
службу.
То есть с завтрашнего дня во всех регионах, во всех субъектах, во всех
поселках, городах начнут работать призывные комиссии.
Хотел бы довести до вас некоторые особенности предстоящей призывной
кампании. Осенняя призывная кампания этого года не будет значительно
отличаться от кампании весны этого года. Некоторые особенности
действительно будут. Это прежде всего особенности, связанные с тем, что
в полную силу как бы вступает Федеральный закон "Об альтернативной
гражданской службе". И новым в этой призывной кампании является то,
что мы переходим от эксперимента по переодеванию на сборных пунктах
военных комиссариатов, отдельных сборных пунктов, к полному переодеванию
граждан на всех сборных пунктах военных комиссариатов. То есть сегодня
гражданин, призываемый на военную службу, в военную форму будет
переодеваться на сборных пунктах военных комиссариатов и в войска будет
убывать уже в военной форме одежды.
Действительно, сегодня положением о прохождении военной службы
гражданам, призываемым на военную службу, предписывается прибывать в
форме одежды гражданской по сезону. Но практика показала, что прибывают
кто в чем может, и, видимо, не всегда семейный бюджет позволяет
экипироваться по сезону. Поэтому министром обороны было принято решение
всех переодевать. Весной мы провели эксперимент: 20 тысяч переодели.
Эксперимент показал, что правильно мы делаем, и надо это внедрять везде.
И так будет в этом году сделано. Это вот те особенности, которые как бы
являются новыми в осенней призывной кампании.
Проблемы? Ну проблемы, я, наверное, уже говорил, они повторяются каждые
полгода. Если по количественным параметрам, ну можно так сказать, мы
имеем достаточное количество призывных ресурсов -- по завершении призыва
мы предполагаем укомплектовать Вооруженные силы и другие войска до 95-96
процентов, это в общем-то не плохо, -- то по качественным параметрам,
конечно, не совсем благополучно. Я хочу сказать, что как и прежде
вызывает опасение у нас состояние здоровья граждан. Практически каждый
третий не годен или ограниченно годен к военной службе. Из числа
призванных более 53 процентов имеют ограничения по состоянию здоровья, в
связи с чем мы их не можем направить в режимные части,
воздушно-десантные войска, на флот, ну и другие войска, где требуются
определенные ограничения по состоянию здоровья.
Вызывает сожаление -- по-другому я бы, наверное, не назвал,
образовательный уровень нашей молодежи. Сегодня общее полное среднее
образование имеют всего лишь 81 процент. Есть даже неграмотные, к стыду
нашему. В армейскую среду приходят более 35 процентов молодых ребят,
которые до службы в армии нигде не работали и не учились. И вы знаете,
эта цифра, к сожалению, не уменьшается.
Остается проблема количества призываемых на военную службу. Мы сегодня
призываем 9,5 процента от призывного контингента. 90 человек из каждых
100 не идет служить в армию на законных основаниях, на законных
основаниях.
Это вот те проблемы, которые, действительно, тревожат нас, я думаю,
тревожат и вас, и тревожат все наше общество.
Хочу сказать, что мы продолжаем реализацию федеральной целевой
программы перехода ряда соединений и частей на контрактную основу. К
исходу этого года мы планируем укомплектовать полностью контрактниками
42-ую мотострелковую дивизию. Хотя по плану, определенному федеральной
целевой программой, мы в этом году должны были укомплектовать половину
этой дивизии. Но мы принимаем меры к тому, чтобы укомплектовать ее
полностью. И министром обороны поставлена задача -- с 1 января
следующего года ни одного солдата по призыву в Чеченской Республике не
будет.
Я думаю, что это важный показатель, который снимет некоторую остроту
проблемы службы в армии в обществе. Хочу сказать, что молодые ребята
будет направляться, прежде всего, в учебные соединения и части для
получения ими военно-учетной специальности, после чего будут
направляться в линейные части.
Ряд из них, имеющих гражданскую специальность, родственную с военной --
ну, например, водители, и так далее -- могут направляться в линейные
части, но уверяю вас, ни один военнослужащий нигде и близко к "горячим
точкам" до истечения шести месяцев прохождения службы, то есть до
получения военно-учетной специальности, находиться не будет. А с учетом
того, что, я еще раз повторюсь, в 42-й дивизии и вообще в Чеченской
Республике будут проходить службу только по контракту, я думаю, проблему
опасения за службу своих сыновей мы все-таки снимем. Войска занимаются
боевой подготовкой. Вы это видите. Вы участвуете сами в этих
мероприятиях боевой оперативной подготовки и видите, что солдатам есть
на чем и есть чему учиться.
Я остановился на особенностях, называя особенности призыва, что полная
реализация законодательства об альтернативной гражданской службе. Да,
это новая страничка в нашей истории. Первые альтернативщики, так
назовем, пошли весной этого года. Таких было по судебным решениям 270
человек. При освидетельствовании их 155 получили освобождение от службы,
83 человека были направлены для прохождения службы, 32 человека в бегах.
Три человека из направленных, уже направленных, тоже в бегах. По ним
возбуждены уголовные дела; будут привлечены, естественно, к
ответственности.
То есть мы открыли счет новых уклонистов, но уже в рамках альтернативной
гражданской службы. А отсюда, наверное, мы можем и сделать некоторые
выводы об истинности намерений проходить альтернативную гражданскую
службу.
На сегодняшний день мы имеем полторы тысячи заявлений граждан о замене
военной службы альтернативной гражданской службой; по 1005 заявлений
приняты решения. Практика осени покажет истинность намерений граждан,
изъявивших желание проходить альтернативную гражданскую службу.
Возвращаясь к контракту, хотел бы сказать, что на будущий год на
контрактную основу планируется перевести порядка 39 соединений и частей
вооруженных сил, с общей численностью около 50 тысяч контрактников.
Повторюсь, по реализации федеральной целевой программы с 1 января 2008
года мы предполагаем переход на один год службы по призыву.
У некоторых из вас может возникнуть вопрос
снимет реализация федеральной целевой программы объемы призыва,
напряженность призывных кампаний? Я полагаю, что нет, и постараюсь
показать вам на простом примере. К примеру, возьмем какое-то количество
призывного контингента, ну, для ровного счета возьмем, к примеру, 800
тысяч. Если их разделить на четыре периода, то каждый период мы должны
призывать по 200 тысяч. Если разделить на две периода, когда будем
служить один год, то надо призывать будет уже по 400 тысяч. А практика
показывает, что в 90-м, в 85-м, вернее, году мальчиков родилось уже в
два раза меньше. То есть возможности по призыву значительно уменьшаются.
Так вот реализация федеральной целевой программы и те возможности,
которые у нас будут по призыву в рамках действующего законодательства,
они с трудом позволят нам комплектовать вооруженные силы и другие
войска, где предусмотрено прохождение военной службы.
Проблема большая. И над этой проблемой, я думаю, есть необходимость
подумать и вам, и обществу. Мы -- люди военные, и предложить что-то нам
трудно, потому что мы не обладаем и правом законодательной инициативы,
и, вообще-то, этими вопросами должны заниматься законодатели.
Я прошу вас, уважаемые дамы и господа, помочь через ваши средства
массовой информации в организации и проведении призывной кампании осенью
этого года. Мы готовы с вами сотрудничать, мы готовы с вами
контактировать в любое время, в любом месте и по любому поводу. Мы
согласны на то, чтобы мы вместе разбирались с тем негативом, который
может выявляться в ходе призывной кампании. Но я прошу вас убедительно
доносить до людей правдивую, реальную информацию.
В ноябре месяце будет работать горячая линия. Телефоны мы вам дадим.
Прошу также через средства массовой информации довести телефоны этой
горячей линии с тем, чтобы у нас был хороший контакт и хорошая работа в
ходе этого призыва.
Вот коротко то, что я хотел сказать в небольшом своем вступлении.
ВОПРОС:
Василий Васильевич, уже сколько? -- наверное, 5 лет на
эти пресс-конференции хожу два раза в год. Ну, по числу этих самых
кампаний.
СМИРНОВ:
Ну, два раза в год призыв, да.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Да, пока. Вот, и постоянно я не хочу
как-то обижать, но вот эти рыдания Минобороны, вы уж там, до 9,5
процентов сейчас дошли, да. Но, тем не менее, задачи решаются, все идет.
И волей-неволей напрашивается вывод - уже и в Госдуме-то большинство,
надо там что-то с отсрочками как-то решать.
СМИРНОВ:
Спасибо. Спасибо. Вот человек, с которым мы работаем уже
многие годы, и я скажу, уважительно относимся друг к другу. Мы можем и
поспорить иногда и поговорить.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Конечно...
СМИРНОВ:
Это так и должно быть, это все нормально.
Значит, ситуация ведь вот в чем. Действительно, мы призываем, как я и
сказал, 9,5 процентов. Мы на сегодня призываем всех, кто не имеет права
на отсрочку и укомплектованы на 96 процентов. Мы не имеем возможности
выбрать. Мы не имеем возможности комплектовать армию лучшими ребятами
нашего общества, мы берем всех поголовно. Вот это главное -- то, что
присутствует сегодня. И это, наверное, неправильно. Я думаю, вы меня
поддержите. Армию надо комплектовать лучшими гражданами нашего общества.
И вот когда будут другие возможности, мы сможем отобрать, мы сможем
снизить процент призываемых, имеющих незначительные ограничения по
состоянию здоровья. Мы будем иметь возможность повысить образовательный
уровень граждан. А это ведь нужно армии: сложная техника, вооружение. И
тяжело готовить солдата, у которого 8-9 классов образования, поверьте
мне, и вы с этим сталкивались неоднократно, бывая в войсках.
Отсюда и наша боль -- каждодневная. Я вам говорю правду. Правду, какая
она есть. Да, действительно, мы укомплектованы, мы собираем всех. А что
делать? Мы не можем быть не укомплектованы. Поэтому вы подскажите и
помогите в этом плане, как решить вопросы законодательно -- и я вами
полностью согласен, что возможно посмотреть на многие аспекты нашей
жизни, потому что все-таки военная служба -- это обязанность гражданина,
и вот эту обязанность надо реализовать соответствующим образом, подведя
соответствующую законодательную базу. Но это вопрос к законодателям, не
к Министерству обороны. Я ответил на ваш вопрос, да? Второй давайте.
ВЕДУЩИЙ:
Второй. Иван Иванович.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Второй вопрос. Значит, буквально неделю
или, может, дней десять тому назад прошла информация, что в связи с
предстоящим сокращением в вооруженных силах ну штатной численности, да?
Так сейчас у нас какая численность -- 172 тысячи, да? или 162? Ну вот
будет на 100 тысяч сокращаться. И будет в том числе происходить реформа
военных комиссариатов, которые будут сокращаться, укрупняться,
объединяться, так сказать, и т.д. Вот ну там еще есть свои вопросы.
Объясните, пожалуйста, что их вообще ждет, да? Вот в сельской местности,
их вообще ликвидируют. Там нет численности по призыву -- молодежь на
селе не остается. В городе, там, так сказать, какие-то районы укрупнят,
ну то есть вот что можно сказать? Спасибо.
СМИРНОВ:
Спасибо. Действительно вопрос с военными комиссариатами,
он интересный вопрос, и я думаю, что мы тоже так же, как и вы находимся
в постоянном поиске. Вы знаете о том, что с началом перехода ряда
соединений и частей на контрактную основу мы были вынуждены ввести
военные комиссариаты как городов, как субъектов, так и районных.
Определенные структуры занимались вопросами отбора на контрактной
основе. То есть, мы уже создали пункты отбора и пункты предварительного
отбора, и эта структура, и эта система сегодня работает. Работает.
Действительно, появилась новая проблема -- альтернативная гражданская
служба. С учетом того, что возложены определенные полномочия на военные
комиссариаты и на призывные комиссии -- следовательно, пришлось вводить
определенные должности, которые должны заниматься этой проблематикой.
В части структуры военных комиссариатов в количественном плане, я хочу
сказать, что каждый год, исходя из специфики наших административных
каких-то преобразований -- объединений, разъединений, передачи каких-то
сел, поселков, районов и т.д. -- мы тоже корректируем соответственно
структуру военкоматов.
Сказать, что мы завтра отменим все военкоматы, которые находятся в
сельской местности, это будет неправильно. Сказать, что мы оставим в том
виде, как есть сегодня, -- тоже неправильно. Действительно, идет поиск,
поиск структуры военкомата, поиск формата их работы. И действительно
структура будет совершенствоваться. Но не такие они большие по
численности, но -- большие по задачам, чтобы их взять и в одночасье
ликвидировать.
Ведь я поясню, что задача военных комиссариатов не только призыв граждан
на военную службу, там много других задач, которые они должны решать
вместе с субъектами Российской Федерации, вместе с органами местного
самоуправления: это и проблематика призыва, это и проблематика начальной
военной подготовки, это проблематика работы с пенсионерами, в том числе
с пенсионным обеспечением -- т.е. большой блок проблем, который возложен
на военные комиссариаты. Поэтому будем реформировать.
ВЕДУЩИЙ:
Дмитрий Литовкин, "Известия".
ВОПРОС:
Василий Васильевич, хочу попросить вас уточнить, не так
давно вы приняли определенные меры по уточнению формулировок
предоставления отсрочек, вот в Государственной Думе законодательно было
прописано, что вот по уходу за родителями теперь как бы определен
возраст этих родителей, да? Какие отсрочки еще могут быть таким же
образом уточнены для того, чтобы снизить количество людей, которые могут
ими воспользоваться?
СМИРНОВ:
Спасибо. Я не думаю, что та отсрочка, о которой вы
говорите, которая в настоящее время рассматривается в Государственной
Думе, повлияла каким-то образом на возможности по призыву или
невозможности призыва. Просто несколько конкретизируется возрастной ценз
-- для женщин 55 лет, а для мужчин 60 лет. Раньше было написано,
достигшим пенсионного возраста, а как вы знаете, сегодня пенсионного
возраста, с учетом специфики и различных профессий, достигают в разное
время, и некоторые пенсионный возраст достигают и в 40 лет. Поэтому
несколько, чтобы упорядочить этот вопрос, и были конкретизированы вот
эти возрастные параметры.
Мне трудно ответить на тот вопрос, что бы можно еще предложить для
снятия каких отсрочек. Я бы предложил этот вопрос вот ко всем нам,
вместе, здесь сидящим в зале и обсудить его с тем, чтобы действительно
на согласии общества, на понимании обществом той проблемы, которая
является серьезной, и принять решение, и принять решение. Но то, что
призываем 9,5 процентов, наверное, это, мягко говоря, не совсем
правильно.
ВЕДУЩИЙ:
Пожалуйста.
ВОПРОС:
"Новые Известия", Колесниченко Александр. Василий
Васильевич, солдатские матери сообщали, что в ходе весеннего призыва
было зафиксировано множество случаев, когда военкоматы призывали
заведомо больных ребят, которых затем в течение месяца или двух
увольняли из воинских частей, но в военкомате стояла "галочка", что план
по призыву выполнен. Вот действительно ли это имело место и сколько
таких вот призывников весны 2004 года уже уволено? Спасибо.
СМИРНОВ:
Значит, на этот вопрос я бы ответил следующим образом,
что вот даже те незначительные... то незначительное количество граждан,
которых мы все-таки увольняем после призыва в течение полугода, года,
они не делают проблемы комплектования.
К примеру мы уволили за эти полгода после завершившегося призыва порядка
700 человек, но это не такая большая цифра на фоне тех 170 тыс., которые
мы призывали и многих сотен тысяч, которые прошли медицинское
освидетельствование.
Я вижу, что коэффициент врачебной ошибки, коэффициент ошибки медицинских
комиссий, которые, кстати, состоят -- и здесь я прошу понять -- не из
военных, а из медицинских работников субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления лечебных учреждений. Не такой уж большой
коэффициент этой ошибки. Он существует, существовал, и я думаю будет
существовать. И то, что солдатские матери делают из этого проблему -- я
бы из этого проблемы не делал.
ВЕДУЩИЙ:
Вот "Российская газета", Юрий Гаврилов.
ВОПРОС:
Юрий Гаврилов, "Российская газета". Василий Васильевич, у
меня два вопроса в продолжение уже начатых. Вот прошла информация, что
со следующего года все финансирование военкоматов будет осуществляться
за счет Министерства обороны. Вот сразу у многих, так сказать, граждан
возникает вопрос, тем самым не создается
ли основа, ну, для коррумпированности военкоматовских работников? Это
первый мой вопрос. И вообще, с чем это связано? Поскольку считается, что
задача эта -- государственная, и председателями призывных комиссий
являются заместители руководителей субъектов Федерации.
И второй вопрос касается контрактников. Вы не боитесь, что от одной беды
мы перейдем к другой? Если мы сейчас вынуждены призывать в армию, ну, не
очень грамотных, не очень образованных, не очень здоровых
солдат-срочников, ну, не получится ли что таким образом мы начнем
призывать таких же, но контрактников, учитывая невысокую зарплату,
которую в общем-то им кладут? И насколько я понимаю, в общем-то,
наверное, это, имеет место быть. Пока что шел разговор больше о
количественном наборе контрактников. Надо было 76 дивизию комплектовать,
ее, так сказать, вся страна комплектовала. Что-то делается для того,
чтобы не просто приходил солдат-профессионал, но профессионал, как
военный человек?
СМИРНОВ:
Спасибо. Спасибо. Действительно, вы хорошо сказали, что
задача призыва -- это государственная задача, и должна реализоваться...
реализовываться государством. Я с вами полностью согласен, это и
записано в наших руководящих документах, законодательстве. Наверное,
поэтому государство и берет на себя полномочия по финансированию решения
этих задач.
Поэтому действительно с 1 января следующего года финансирование военных
комиссариатов будет осуществляться через Министерство обороны. Деньги на
это, соответствующие, выделены; механизм реализации отработан; будем
смотреть, как он будет работать. Ничего страшного нет, что эти задачи
будут решаться Министерством обороны. Я полагаю, что это нормально.
Сегодня почему-то мы финансируем воинские части, учреждения, заведения
различные Министерства обороны, и все нормально. Я думаю, что и здесь
будет такая же структура Министерства обороны, которая также будет на
общих основаниях финансироваться. Ничего трагического здесь абсолютно
нет, тем более ответственность за эти вопросы с субъектов и органов
местного самоуправления не снимается. Более того, согласно нового
законодательства, призывную комиссию будет возглавлять уже не замглавы,
а глава субъекта или органа местного самоуправления. Так что ничего
страшного, полагаю, в этом не произошло.
В части контрактников -- очень хороший вопрос, и он, поверьте мне,
волнует всех нас. Действительно, то денежное довольствие, которое
сегодня получают контрактники, оно, его, наверное, не назовешь высоким.
В Чечне -- 15 тысяч; в обычных условиях -- 6 тысяч 300. Действительно,
это немного, но, наверное, 42-я дивизия до сих пор не укомплектована до
100 процентов, и 76-ю дивизию комплектовали всем миром целый год. Именно
поэтому, что мы отбирали туда достойных солдат, которые достойно будут
выполнять задачи. И практика показала, что задачу они выполняли
профессионально. И сегодня дивизия воздушно-десантная 76-я
укомплектована на 95 процентов, укомплектованность дивизии не упала.
Солдаты контракты не расторгли, они проходят службу. Некоторые, у кого
подошел срок продления контрактов, продляют контракты. И я надеюсь, что
такое положение дел будет и в 42 дивизии.
Но я с вами согласен, надо думать, думать и в рамках денежного
довольствия, индексации, повышения, поиска других стимулов, которые были
бы привлекательными для проходящих военную службу по контракту. Ряд
таких стимулов, вы знаете, существует. Это и возможность обучаться, и
возможность участвовать в ипотеке, то есть, в том числе, и у
контрактника-солдата через определенное время появляется возможность
получить жилье. Я думаю, это немало.
И по мере совершенствования службы по контракту будут нарабатываться и
другие законодательные акты, и другие моменты, которые позволят как бы
сделать эту службу привлекательной. И служба контрактника, я уж, может,
так грубо скажу, на рынке труда будет котироваться.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Но ведь смотрите, что получается. Ведь опять же телега
ставится впереди лошади. Ведь посмотрите, на первичных должностях
офицерских у нас же там призывники, на два года идут офицеры из (...),
там уже сейчас кое-где даже 60, там 70 процентов, да. Но ведь смотрите,
получается так. Мы говорим о том, что нужно... контрактников
укомплектуют. Но самые те, кто должен учить, кто должен, так сказать, я
не знаю, так сказать, они уходят, кадровые, вместо них двухгодичники, то
есть получается, офицеры по призыву. Понимаете? То есть получается так,
что мы, так сказать, решая одно, так сказать, ну, как обычно, так
сказать, голову -- это же легко завязывать, (...), голова завязана. Ну,
так вот у нас, понимаете, всю дорогу. Что делать в конце концов?
СМИРНОВ:
Вопросы вы правильно ставите, правильно ставите вопрос. И
вопросы, наверное, можно еще больше расширять, увязывая, допустим, и с
проблемой технического оснащения армии, и с проблемами вузовской
подготовки. Их можно увязать в большую комплексную систему, но решать же
опять надо системно и комплексно. Мы не против достойного денежного
довольствия офицеров, солдат, сержантов как по призыву, так и по
контракту. Но, видимо, государство на сегодняшний день то, что может, то
и может. И полагаю, что все-таки будет время, когда офицеры будут иметь
достойное денежное содержание. Я бы не совсем с вами согласился, что
очень много у нас по призыву офицеров. Много их, но не очень много.
ВОПРОС:(ПРОДОЛЖЕНИЕ):
Ну сколько?
СМИРНОВ:
Я хочу сказать, что если брать отдельные воинские части
-- да, кое-где этот процент значителен и, видимо, приближается к тем
процентам, которые вы называли, но это не везде. Это отдельные воинские
части. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы в армии служили офицеры,
которые прошли подготовку в военно-учебных заведениях. Мы каждый год
выпускаем значительное количество офицеров. Они приходят. Они приходят,
приходят на замену тех, кто выслужил установленные сроки службы. И я
думаю, что те меры, которые принимаются в рамках реформирования системы
вузов, в рамках решения социальных проблем, в том числе офицеров,
все-таки дадут свои плоды. И мы видим, что сейчас решаются проблемы
служебного жилья, решаются проблемы ипотечного жилья. Мы уже имеем
достойное денежное довольствие в Чечне -- 15 тысяч. Сегодня контрактник
в частях постоянной готовности получает 6 тысяч. Следовательно, офицер
также имеет эту надбавку 3300, которая им выплачивается, т.е. есть
ростки хорошие, есть движение вперед, и давайте вместе надеяться, что мы
решим эту проблему.
ВЕДУЩИЙ:
Пожалуйста.
ВОПРОС:
Можно? Газета "Русский курьер". Вот меня интересует такой
вопрос. Вот скажите, пожалуйста, каким образом новобранцы, которые будут
направляться именно в разные рода войск, например, десантные или
военно-воздушные, будут одеваться в военкоматах, т.е. комплекты-то
все-таки разные -- например, подводник и тот же самый десантник?
И вот еще уточняющий вопрос. Какие меры вы будете принимать в отношении
уклонистов, альтернативщиков, которые так и не появились вот этой весной
на трудовом фронте? Может быть, какое-то наказание будет -- ведь в
законодательстве-то ничего не прописано?
СМИРНОВ:
Спасибо. Спасибо. Вот чувствуется вопрос специалиста.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Нет, не специалиста.
СМИРНОВ:
Мы с вами, по-моему, общаемся уже много...
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Насчет уклонистов, да, а...
СМИРНОВ:
Спасибо за вопрос. Спасибо. Значит, в части переодевания.
Значит, переодеваться все будут по зимнему плану в камуфлированную форму
одежды, зеленую. Кто отличает воздушно-десантные войска, танковые или
что-то, ну, по прибытию в часть, они поменяют эмблему. Я думаю, здесь
проблемы особой нет, там по принадлежности к виду вооруженных сил и рода
войск.
Что касается Военно-морского флота, прибывать будут в зеленой,
камуфлированной; всем будет выдаваться, чтобы вы знали, первой категории
форма одежды, прибывать. Там будут по новой переодеваться, а эта форма
одежды будет, ну, стираться и в подменный фонд. У нас существует такое
понятие -- подменный фонд, то есть будет уходить в подменный фонд,
где-то какие-то работы будут выполнять, связанные там, хозяйственные или
что-то, где-то переодеться, чтобы не пачкать форму одежды.
Что касается "уклонистов", вот я, если разрешите, я вам сейчас все-таки
зачитаю выдержки из закона, чтобы понятно было, что делать. Вот есть
закон о воинской обязанности и военной службе, Статья 31, пункт 2, там
сказано, что обеспечение прибытия граждан на мероприятия, связанные с
призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы
внутренних дел. То есть не на военные комиссариаты, а это обязанность
органов внутренних дел. И далее вот в Статье 4, пункт 3 -- органам
внутренних дел производить розыск и при наличии законных оснований
осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета,
призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы
или военных сборов. Это определено законом, и милиция, органы внутренних
дел обязаны этим заниматься, и они этим занимаются.
У тех граждан, которые являются законопослушными, проблем в этом вопросе
нет. Иногда граждане уклоняются от военной службы, после чего милиция их
приводит в военный комиссариат, проводят медицинское
освидетельствование, а он не только ограниченно годен, он вообще не
годен для военной службы. И вопрос, чего бегал? Чего бегал? Приди на
медицинскую комиссию, пройди медицинское освидетельствование -- тебе
скажут, годен ты или не годен. Если годен, значит, должен служить. Если
негоден, тогда тебе дадут документ о том, что ты не годен.
ВЕДУЩИЙ:
Пожалуйста вопрос.
ВОПРОС:
Эн-би-си, американская телекомпания. Меня интересуют в
основном цифры здесь. Вы говорите, что 9,5 процентов возможных
кандидатов в этом году будут призываться...,
СМИРНОВ:
Да.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): ... и я по вашим цифрам здесь вижу, что
это в три раза меньше примерно, чем десять лет назад. Во-первых, с чем
это связано? Потому что в 94-м году...
СМИРНОВ:
Да, да, да. Правы вы абсолютно.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): И во-вторых, есть ли у вас, по
вашим данным, какой-то рубеж, где вот эта проблематика будет уже влиять
на общую численность вооруженных сил, т.е. это может оказаться, что вы
не набираете достаточно солдат, потому что просто не хватает? Спасибо.
СМИРНОВ:
Спасибо. Спасибо. Вы верно подметили, что буквально
десять лет назад возможности по призыву были несколько иными. Я хочу
сказать, что если в истории вернуться, еще лет десять, пятнадцать,
двадцать отмотать, там возможности доходили до 54 и более процентов. И в
большинстве государств возможности по призыву граждан на военную службу,
конечно, зашкаливают значительно за 20-25 процентов.
Но у нас как сложилось, так сложилось. Причина в огромном количестве
отсрочек, которые сегодня есть. 25 основания для отсрочек от службы в
армии. Это очень много. И я сказал, что мы призываем 9,5 процентов, а
остальные на законных основаниях имеют право на отсрочку. Я думаю, что я
ответил на ваш вопрос.
ВТОРОЙ
ВОПРОС:
какой
рубеж? Я думаю, что рубежа мы достигли. Мы сегодня укомплектованы на 96
процентов -- не на 100, а на 96 процентов. Я думаю, это рубеж, на
котором нужно остановиться и подумать, а что делать дальше? Вы правы
абсолютно. Спасибо за вопрос.
ВЕДУЩИЙ:
Володя Гуреев, "Эхо".
ВОПРОС:
Владимир Гуреев, телекомпания "Эхо". Товарищ
генерал-полковник, скажите, вернемся к переодеванию. Если вспомнить
призывную кампанию прошлого года, осенью, то призывники на Дальнем
Востоке замерзали, болели. Они же ведь не потому болели, или не столько
потому, что плохо были, не по сезону одеты, сколько из-за отсутствия
организации: они часами ждали на аэродромах, рейс отложили, борт не
пришел, вовремя не накормили и т.д. А сейчас вы начинаете их просто
переодевать в зимнюю форму одежды.
Если они по-прежнему будут также плохо организованно отправляться,
часами ночевать непонятно где и т.д., разве их переодевание решит
проблему?
СМИРНОВ:
Вы правы. Вопрос правильный, и я вам на него отвечу.
Действительно, переодевание -- это не панацея от всех бед. Я хочу
сказать, что -- я уже на прошлой конференции говорил, на встрече с вами
-- что можно пять тулупов одеть на человека, понимаете? Он в них только
распарится, снимет их на пять минут, после этого получит воспаление
легких или еще что-нибудь. Правильно?
Значит, отвечу так, что на сегодняшний день во всех военных округах, на
все аэродромах транзита организуются пункты размещения личного состава.
Вот он прибывает, там развернут стационарно, по возможности, пункт
размещения, где он может находиться вплоть до нескольких суток. Где он
может отдохнуть, где его могут и будут кормить горячей пищей, если он
больше суток находится, а если меньше суток, вы знаете, ему выдают на
дорогу сухой паек, значит, в этом месте будет возможность подогреть чай
и т.д. И по возможности, конечно, кормить будем дополнительно. То есть
эти пункты сегодня организованы. Назначены конкретные ответственные
должностные лица за каждый пункт на каждом аэродроме транзита.
Значит, более того. В начале октября, в первых числах, Комиссия
комплексная Генерального штаба, других структур Министерства обороны
выезжает с проверкой готовности этих пунктов к приему молодого... к
пропуску молодого пополнения.
Но я еще вернусь к этом вопросу с той стороны, что сегодня Министерством
обороны сделано много. Много сделано. И, более того, я приглашаю вас,
если у кого появится желание -- пожалуйста, можете посмотреть эти
сборные пункты. Вот проехать -- Чкаловский сейчас посмотреть.
Прекрасный, оборудованный, теплый. И в других регионах, пожалуйста,
посмотрите, как идет транзит молодого пополнения.
Но давайте исходить и из того параметра, что заболевание гражданина не
есть факт того, что плохо работает система, не есть факт того, что дали
ему там обмундирование без пуговицы, поэтому там дырка образовалась и --
его продуло. Давайте смотреть на эту систему комплексно. Идет и
перемещается 170 000 человек в сторону армии и 170 000 человек из армии.
Это, мягко говоря, крупная перегруппировка в рамках военной
терминологии.
И действительно, где-то кто-то, может, и насморк получит. А где-то,
может даже и заболеть, потому что перед тем, как пойти в военкомат, они
там погудели ночь накануне призыва в армию или еще что-то. Поэтому я
прошу вас убедительно, я не против сокрытия, не за сокрытие тех
безобразий, которые могут быть. Люди работают везде -- это естественно.
Каждому не приставишь дополнительного контролера. Поэтому давайте мы к
каждому вопросу подходить, в общем-то, ну, творчески что ли, разбираясь
в причинах того, что происходит.
А в целом я вам скажу, что призыв весны этого года, да, вы можете
сказать, что было тепло, прошел организованно. Каких-то эксцессов таких
не было. Я не хочу сказать, что где-то кто-то чего-то там, может,
насморк не получил. Да будет ехать в эшелоне, откроет где-то, выйдет в
тамбур покурить и простыл. Ну, что же теперь делать? Давайте тамбура
утеплять будем, давайте еще что-нибудь, переходы делать от вагона до
железнодорожной станции утепленные. Ну, мы так в крайности бросимся.
Но я хочу вам доложить, что Министерством обороны, структурами
Министерства обороны сделано все для того, чтобы призыв прошел
организованно.
ВЕДУЩИЙ:
Пожалуйста, еще вопросы.
ВОПРОС:
Немецкая телекомпания CDF. Василий Васильевич, в начале
ноября будет учредительный съезд Партии солдатских матерей. У меня
вопрос, может быть, из области фантастики. Если бы вам представилась
возможность с приветственным словом обратиться на этом съезде, что бы вы
им сказали? Ну, и в продолжение, просто как сейчас строятся
взаимоотношения с этой организацией? Спасибо.
СМИРНОВ:
Я вам выскажу на этот счет свое личное такое, может, в
чем-то субъективное мнение. Я думаю, что главной задачей солдатских
матерей, на мой взгляд, должна быть задача подготовки своих сыновей и
организация подготовки сыновей в обществе к военной службе, а не
шельмование, как делают некоторые, некоторые, не все, некоторые
солдатские матери, не имеющие даже детей военной службы. Я бы ответил
вот так -- вот это главное. И вы знаете, я вам хочу сказать, что на
сегодняшний день движение солдатских матерей, многие как бы региональные
комитеты исходят именно из этого посыла.
Конечно, есть в армии и негативные моменты, вы о них пишите, вы говорите
о них. Я не призываю к тому, чтобы солдатские матери об этом не
говорили. Да, нужно разбирательство. Но главная задача -- это готовить
молодежь к службе в армии. И вот об этом бы я им и сказал на том съезде,
который они собираются провести. А когда они, кстати, собираются, я
что-то... Когда? Октября, да? Ноября, да? Не встречал еще этой
информации. Спасибо.
ВОПРОС:
Телекомпания ТВЦ, Тарас Белозеров. Василий Васильевич,
согласно вашему пресс-релизу, 30 процентам потенциальных
альтернативщиков отказывают в замене военной службы на альтернативную.
Какими принципами руководствуются призывные комиссии, чтобы отказать...
СМИРНОВ:
Ну я полагаю, что здесь надо в каждом конкретном случае
разбираться по каждому гражданину. Он должен доказать свои убеждения о
необходимости прохождения альтернативной службы. Его рассматривают на
призывной комиссии, которую, кстати, возглавляет заместитель, пока
сегодня, главы субъекта Российской Федерации и органа местного
управления, и в которую входит из военных только один человек -- военный
комиссар. Остальные все гражданские -- это и здравоохранение, МВД, и
образование, и общественные организации и так далее. И вот эта комиссия
определяет истинность его убеждений, что ему нужно проходить,
действительно предоставить альтернативную гражданскую, право
предоставить проходить альтернативную гражданскую службу.
И у меня нет сегодня такого обобщенного анализа -- почему? -- но я
полагаю, что вот эта основная причина. А в каждом конкретном случае,
если есть желание, мы можем поднять протоколы призывной комиссии и
посмотреть.
ВЕДУЩИЙ:
Александр Бабахин, пожалуйста.
ВОПРОС:
Василий Васильевич, вы сказали, что к 2005 году будут
главы субъектов федерации возглавлять, я так понимаю, что губернаторы
будут возглавлять призывную комиссию?
СМИРНОВ:
Да, так определено законом.
ВОПРОС:
(...) административная реформа, я так понимаю, не будет
ли здесь проблемы для самого Министерства обороны, потому что
губернаторы -- это властная вертикаль.
СМИРНОВ:
Я думаю, что не будут, потому что если я обращусь к
сегодняшнему Указу Президента, здесь пункт 3 гласит: Правительству
Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обеспечить выполнение мероприятий, связанных с
призывом на военную службу граждан Российской Федерации. И сегодня стоит
уже эта задача.
А кто будет? Сегодня законом определено -- зам. главы, новым законом
определено -- глава. Я думаю, это тоже, наоборот, поднимет статус
призывной комиссии и будет способствовать качеству проведения призывных
комиссий. Я думаю, что... хуже не будет от этого.
ВЕДУЩИЙ:
ИТАР-ТАСС, Сергей Останенко.
ВОПРОС:
Василий Васильевич, скажите, пожалуйста, как заграница
помогает нам с контрактниками? Какие перспективы у иностранных граждан
по прохождению контрактной службы? Сколько их сейчас?
СМИРНОВ:
Плохо помогает заграница. (Смех.) Одиннадцать человек
сегодня проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах
Российской Федерации. Значит, если мне память не изменяет: четыре
украинца, два таджика, три, по-моему, или четыре узбека и... Помоги,
Владимир Иванович, кто там еще у нас?..
РЕПЛИКА: Один из Армении и один из Азербайджана.
СМИРНОВ:
Одиннадцать человек. Кроме того, оформляется 53 человека.
Всего было 170 заявлений, но по разным причинам -- это и причины и
возрастного ценза, причины образовательного ценза, здоровья и т.д. Вот
сегодня пока имеем такие показатели.
Ну, я думаю, нет необходимости пояснять, кто может служить из
иностранных граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, мы об этом
с вами говорили. Возможность такая есть. Мы дали информацию и в средства
массовой информации, и в общем-то она есть и в наших бывших братских
союзных республиках, поэтому все желающие, которые соответствуют
требованиям закона, могут проходить службу. Мы ждем.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): А можно все-таки уточнить, вот где они
сейчас служат?
СМИРНОВ:
Проходят службу в соединениях и частях постоянной
готовности, переводимых на контрактную основу.
ВЕДУЩИЙ:
Коллеги, работаем уже час. Давайте завершать, видимо. Вопрос Семеряго(?),
"Россия".
ВОПРОС:
Василий Васильевич, скажите, пожалуйста, какие проблемы с
набором призывников в республиках Северного Кавказа? Или там у молодежи
иное отношение к воинской службы с учетом того, что они традиционно
воспитываются иначе
СМИРНОВ:
Спасибо. Я хочу сказать, что проблем с призывом из
республик Северного Кавказа не больше, чем из других республик.
Показатели примерно одни и те же. К сожалению, есть и уклонисты. Есть
уклонисты, и ничего не поделаешь, хотя вроде бы воспитание в этих
регионах более жесткое и больше прививается любовь к службе в
Вооруженных силах, но есть и уклонисты. Призывали, призываем и будем
призывать. И надеюсь, что они будут достойно нести службу в Вооруженных
силах и войсках других министерств и ведомств.
ВЕДУЩИЙ:
Давайте завершающий вопрос, видимо. Пожалуйста вам.
ВОПРОС:
По имеющимся данным, Федеральная служба по труду и
занятости на практике вынуждена отказаться от принципа преимущества
(...) в реальности (...) молодых людей на альтернативную гражданскую
службу из-за нехватки рабочих мест, обеспеченных общежитием. Вот каково
отношение Министерства обороны к этому?
СМИРНОВ:
Вы понимаете, отношение может быть какое-то. Но это не
наша проблема -- общежитие по месту трудоустройства граждан, проходящих
службу альтернативно. Это не наша проблема и нас это не должно
волновать. И служба по труду и занятости не может отказаться от
экстерриториального принципа, потому что в законе записан
экстерриториальный принцип комплектования. Служба -- это всего лишь
служба. Она может выражать свое мнение, но закон является главенствующим
в решении этой задачи. И я думаю, это справедливо. Почему гражданин,
проходящий службу по призыву, должен проходить службу экстерриториально
-- там, где это требуется и диктуется необходимостью службы, а
гражданин, проходящий альтернативную службу, должен у себя, у мамы, к
примеру, в магазине работать продавцом или где-то это выполнять какие-то
задачи и по месту жительства. Хотя это -- служба альтернативная военной
и она должна проходить там, где требуют интересы государства. В том
числе, кстати, и в Вооруженных силах есть у нас один альтернативщик.
ВЕДУЩИЙ:
Ну если очень надо, давайте, крайний.
ВОПРОС:
В Чечне в этом году призыв будет и сколько человек, и
куда они будут направлены, в смысле отношения к ним внутри воинских
частей?
СМИРНОВ:
Призыв в Чечне был, есть и будет. Но в основном
направляться они будут в структуры, в комендатуры, стрелковые роты,
комплектуемые в Чеченской Республике.
ВОПРОС:
(ПРОДОЛЖЕНИЕ): Территориально?
СМИРНОВ:
Да, в основном территориально.
ВЕДУЩИЙ:
Коллеги, спасибо вам за работу. Будем завтра читать. Надеемся на
объективность. Спасибо. До новых встреч.
|