назад
Минобороны: год скандалов и учений
28.12.2004 | Страна.Ru
2004 год охарактеризовался для военного ведомства
целым рядом крупных скандалов, кадровыми и административными изменениями
и растущей социально-экономической напряженностью. На этом фоне резко
выросли масштабы боевой подготовки, в том числе и на международном
уровне. Верховный главнокомандующий президент РФ Владимир Путин работу
военного ведомства в этом году расценивает "как удовлетворительную".
Скандал за скандалом
2004 год начался для Минобороны со скандала
(Счетная палата обвинила Минобороны в систематических финансовых
нарушениях и нецелевого расходования средств - речь шла о почти 14
миллиардах рублей) и заканчивается скандалом, прецедентов которому в
российской армии не вспоминается. Очередной скандал оказался кадровым -
в отставку подал начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ
генерал-полковник Александр Скородумов. Главный "боевик" российской
армии ушел, громко хлопнув дверью и явно подпортив предпраздничное
настроение министру обороны Сергею Иванову и его ближайшему окружению.
Генерал открыто обвинил руководство ведомства в развале вооруженных сил
и в таких неприятных вещах, как, к примеру, порядок назначений на
высокие командные должности "по блату".
За полтора месяца до этого с примерно такими же словами ушел главком
Сухопутных войск-замминистра обороны генерал армии Николай Кормильцев (5
ноября президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин назначил
нового главкома Сухопутных войск. Выбор пал на генерал-полковника
Алексея Маслова, ранее занимавшего пост начальника штаба - первого
заместителя командующего Северо-Кавказским военным округом). Появлялись
сообщения, что, якобы, покинуть команду Сергея Иванова до недавнего
времени планировал и главком ВВС Герой России генерал армии Владимир
Михайлов.
Но, конечно, скандалом года в Минобороны, видимо, можно считать снятие с
поста начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия
Квашнина, которое имело место летом. Так завершился многомесячный
конфликт между Сергеем Ивановым и его бывшим первым заместителем,
который имел собственные взгляды на пути строительства и дальнейшие
перспективы российских Вооруженных Сил и не скрывал их. Глава военного
ведомства России добился снятия Квашнина под предлогом назревшей реформы
Генштаба - наблюдатели заговорили о возможной чистке в стенах "главного
военного мозга". На место Квашнина был назначен его первый заместитель
Юрий Балуевский, занимавшийся большей частью международным
сотрудничеством Вооруженных Сил РФ. На этом, собственно "чистка", как,
впрочем, по большому счету, и реформа, Генерального штаба закончилась.
Сейчас наблюдатели говорят, что Сергей Иванов попросту избавился от
неудобного для него Квашнина и поставил на его место со всем
соглашающегося Юрия Балуевского (скандальность этого решения еще и в
том, что последняя командная должность Балуевского в войсках - командир
роты).
Богатым на скандалы оказался год и для главкома ВМФ адмирала флота
Владимира Куроедова. В частности, адмирал "грамотно" подставил
президента РФ Владимира Путина на пусках баллистических ракет из
подводного положения, отрабатывавшихся в феврале в ходе совместной
стратегической командно-штабной тренировки Ленинградского, Московского,
Приволжско-Уральского военных округов и Северного флота. Главная цель
этих маневров, получивших название "Безопасность-2004", заключалась в
проверке боеготовности сил флота и его морской стратегической ядерной
составляющей.
В учениях со стороны флота участвовали до десяти надводных кораблей и
судов обеспечения, в том числе тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР)
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" и тяжелый атомный ракетный
крейсер (ТАРКР) "Петр Великий", шесть подводных стратегических
ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок, противолодочные самолеты,
вертолеты корабельного базирования и истребительная авиация ВВС СФ,
около пяти тысяч военнослужащих. По сценарию маневров экипаж ракетной
подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) "Новомосковск" должен
был выполнить стрельбу межконтинентальной баллистической ракетой РСМ-54
(по натовской классификации Skiff) по боевому полю Кура на полуострове
Камчатка. Собственно, главком ВМФ оказался виноватым не только в том,
что именно его подчиненные не смогли в нужный момент запустить ракету с
ядерной боеголовкой, но и в том, что этого пуска непосредственно в море
со всей свитой ожидал специально приглашенный президент РФ Владимир
Путин. А адмирал Куроедов не нашел ничего более подходящего, как
объяснить прессе и обществу, что президент мерз на холодном ветру,
ожидая именно "условного пуска".
Еще раз главком ВМФ прогремел на весь мир, заявив, что флагман Северного
флота - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" - из-за своего
"ужасного состояния" в любой момент может взлететь на воздух. Скандал
получился грандиозный. Да еще вышел и на международный уровень -
состоянием атомного крейсера и перспективой получить "второй Чернобыль"
очень озаботилась международная общественность, в частности, в соседней
с Мурманской областью Скандинавии.
Но, несмотря на все эти "проколы" ("Новомосковск" через несколько недель
после этого успешно перестрелялся, а обвинения главкома ВМФ в адрес
"Петра Великого" свелись в итоге к простой бытовухе по невыполнению
"большинства статей корабельного устава"), Куроедов не был отправлен в
отставку. Более того, ему, уже достигшему максимального для военной
службы возраста в 60 лет, был продлен контракт еще как минимум на год.
Еще одним весомым скандалом - и снова на международном уровне - стал
арест и осуждение в Катаре двух россиян по обвинению в убийстве одного
из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Иностранные СМИ
писали, что эти люди были офицерами Главного разведывательного
управления российского Генштаба и работали в Катаре "по личному
указанию" министра обороны Сергея Иванова. Собственно, скандальность
содержалась также и в том, что 30 июня катарский суд, несмотря на все
просьбы и уговоры России, приговорил россиян к пожизненному заключению,
что по местным законам значило 25 лет. Однако в конце года российская
дипломатия и спецслужбы добились явного успеха - буквально на днях
осужденные в Катаре россияне вернулись в Россию.
В этом списке отметим также и неоднократные заявления высших российских
военачальников и самого министра обороны о "возможностях нанесения
Россией превентивных ударов" по базам террористов "где бы они не
находились" (а такие базы могут быть и в США). Наблюдатели отмечали, что
подобные "слова без действий" только вредят имиджу России. И напомним о
постоянных заявлениях официальной Москвы о наличии в арсеналах
российской армии и флота сверхсовременных образцов вооружений, аналогов
которым в мире, равно как и защиты от них, нет. При темпах поставок
государством новой техники в войска - в этом году это, например, всего 4
новых танка - такие заявления вызывают, по меньшей мере, непонимание как
в России, так и на Западе.
Административная реформа или кадры решают все
Выстраивание структуры военного ведомства в
соответствии с требованиями административной реформы, которая была
проведена в этом году в системе исполнительной власти России, сказалась
и на генералах. По новой структуре у главы Минобороны осталось четыре
заместителя вместо существовавших до этого 9. Сегодня это - начальник
Генштаба-первый замминистра обороны генерал-полковник Юрий Балуевский,
первый зам - генерал-полковник Александр Белоусов, начальник вооружения
Вооруженных Сил - заместитель министра обороны генерал армии Алексей
Московский и начальник тыла Вооруженных Сил-замминистра обороны генерал
армии Владимир Исаков. В самом военном ведомстве появился центральный
аппарат, численность которого определена в 10 тысяч человек, аппарат
министра обороны, а также различные службы в рамках как самого
министерства, так и при нем. К высшему руководящему составу сегодняшнего
Минобороны также относятся начальники созданных служб - службы
расквартирования и обустройства Минобороны генерал-полковник Анатолий
Гребенюк, службы кадровой и воспитательной работы генерал армии Николай
Панков, службы экономики и финансов Любовь Куделина и начальник аппарата
министра обороны Андрей Чоботов.
Кроме того, в 2004 году к Минобороны приросли бывшие федеральные службы
железнодорожных войск, которые в военном ведомстве стали просто
Железнодорожными войсками, и специального строительства (ныне
федеральное агентство спецстроительства при Минобороны). Военное
ведомство получило также управление и финансовые потоки федеральных
служб по государственному оборонному заказу, по военно-техническому
сотрудничеству, по техническому и экспортному контролю. К ним добавился
также и контроль над федеральным агентством по атомной энергии в
контексте ядерно-оружейного комплекса.
Выступая на сборе руководящего состава Вооруженных Сил РФ, который
традиционно состоялся в ноябре, Сергей Иванов заявил, что при
определении задач на завершающийся 2004 год, одной из важнейших была
названа, в частности, дальнейшая оптимизация состава, структуры и
численности Вооруженных Сил. Эта задача, связанная с проведением
организационно-штатных мероприятий, выполнена практически во всех
органах военного управления, видах и родах войск, военных округах и на
флотах. По данным министра обороны РФ, общая численность Вооруженных Сил
на 1 января 2005 года с учетом интегрирования в их состав
Железнодорожных войск составит 1 миллион 207 тысяч военнослужащих и 876
тысяч человек гражданского персонала.
В министерстве обороны впервые, начиная с этого года, разделяются задачи
и приоритеты органов оперативного управления войсками и заказчика.
Первые сосредотачивают усилия на планировании и обеспечении поддержания
в боеготовом состоянии имеющегося парка вооружения и военной техники, а
единый орган заказов концентрируется на планировании и обеспечении
разработок и поставок новых и модернизированных вооружений. Таким
образом, система управления заказами будет централизована и выведена из
сферы деятельности командований видов и родов войск. Это должно, в свою
очередь, позволить практически реализовывать единую военно-техническую и
ценовую политику, сократить типажи разрабатываемых ВВТ, проводить
объединенные конкурсы и создать условия для перехода на единую систему
технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск - в общем
сэкономить для страны деньги.
Одним из важнейших аспектов деятельности Минобороны в 2004 году (и это
преподносится так самим военным ведомством) стала реализация Федеральной
целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими
военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на
2004-2007 годы. Одним из результатов этой деятельности должно стать
создание предпосылок для сокращения с 2008 года срока военной службы по
призыву до одного года. Сергей Иванов считает, что это "положительно
скажется на накоплении в запасе Вооруженных Сил военно-обученных
мобилизационных людских ресурсов".
При этом в рамках реализации федеральной целевой программы "по
контракту" уже к концу этого года будет полностью завершен перевод 42-й
мотострелковой дивизии, дислоцированной на территории Чечни, на
контрактный способ комплектования. Эта дивизия станет вторым соединением
после 76-й воздушно-десантной дивизии, укомплектованным исключительно
военнослужащими-контрактниками (в этом году десантников неоднократно
проверяли на всех уровнях - считается, что эксперимент с полностью
контрактной дивизией "удался"). В результате Минобороны полностью
отказывается от практики направления в Чечню военнослужащих, проходящих
службу по призыву. Это, без сомнения, действительно повысит
эффективность действий войсковых частей и подразделений в регионе, а
также позволит снизить потери среди личного состава, участвующего в
ликвидации незаконных вооруженных групп и формирований.
Однако специалистов настораживает, что на мероприятия по переходу на
контрактное комплектование на 2005 год выделено 17 млрд. руб. (по другим
данным - 20,9 млрд. руб.). Если годовые расходы на одного контрактника
принять за 100 тыс. рублей - а это всего лишь порядка 8-9 тысяч в месяц,
то можно нанять 170 тыс. воинов. Это примерно четверть нынешнего
призывного контингента, а вовсе не 50 процентов, как планируется. Но на
такие деньги даже четверть от четверти не набрать.
На этом фоне не оправдали себя надежды на вступление в силу с 1 января
2005 года закона "Об альтернативной гражданской службе" (АГС) - в этот
призыв служить на альтернативной основе будут менее полутысячи человек.
Так или иначе, укомплектовывать армию год от года сложнее. Особенно
усугубляет ситуацию, по мнению военных, устойчивая тенденция снижения
доли граждан "реально призываемых на военную службу". Сегодня военкоматы
ставят в строй лишь каждого девятого юношу призывного возраста (десять
лет назад эта доля была втрое выше). Остальные на законных основаниях
или вообще освобождены от военной службы, либо имеют право на отсрочку.
Поэтому Минобороны и поддерживающие его силовые комитеты обеих палат
парламента разрабатывают стратегию уменьшения количества оснований для
отсрочек - сегодня в нашей стране 34 категории граждан законно не
призываются на военную службу.
От "Мобильности" до "Рубежа" и "Аварии"
На этом фоне в российских Вооруженных Силах явно
растет масштаб боевой подготовки. Предпосылками к этому стало, в том
числе, и произошедшая в этом году новая волна расширения НАТО, в состав
которой вошли, в частности, бывшие советские республики Балтии.
Напомним, что Россия не соглашалась с необходимостью этого расширения, и
считает его "ошибочным". Тем не менее, министерство обороны ведет
активную деятельность с НАТО и именно по линии боевой подготовки -
стороны тренируются действовать совместно.
Само военное ведомство наиболее значимыми мероприятиями, проведенными в
армии и на флоте в 2004 году, считает следующие. Например, проведение
целого ряда крупномасштабных военно-морских учений, в том числе во
взаимодействии с военно-морскими силами стран-членов НАТО. Среди них
такие, как российско-итальянское учение в Ионическом море с участием
отряда кораблей Черноморского флота во главе с гвардейским ракетным
крейсером "Москва"; российско-французское учение в Северной Атлантике
(по его завершении атомная подводная лодка "Вепрь" посетила с
неофициальным визитом базу ВМС Франции Брест, что стало первым в истории
заходом российской атомной субмарины в иностранный порт). Кроме того, в
этом году выделились и российско-американские маневры "Северный
орел-2004", в которых с российской стороны участвовали большие
противолодочные корабли "Североморск" и "Адмирал Левченко". Отряды
российских боевых кораблей также участвовали в боевой операции НАТО
"Активные действия", направленной на укрепление режима нераспространения
оружия массового поражения и средств его доставки. На боевую службу
сходил тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов" (до этого наш авианосец выполнил задачи только одной боевой
службы - зимой 1995-1996 годов). Стратегические ракетные подводные лодки
за 2004 год осуществили 10 пусков межконтинентальных баллистических
ракет. Всего же корабли ВМФ РФ выполнили в уходящем году в общей
сложности более 50 походов, в рамках которых осуществлено 27 визитов в
порты 17 государств.
Интенсивная боевая подготовка - крупномасштабные учения - велась в этом
году и в других видах и родах Вооруженных Сил. Например, проведено
оперативно-тактическое учение "Мобильность-2004", в ходе которого
отрабатывались вопросы мобильности разнородных сил, переброски
подразделений и частей постоянной готовности из европейской части страны
в дальневосточный регион для решения задач обеспечения военной
безопасности России. Всего воздушным транспортом было перемещено около
800 военнослужащих с вооружением и боевой техникой из состава частей
постоянной готовности. В учениях было задействовано около 50 самолетов
военно-транспортной авиации ВВС и Минтранса, более 100 единиц
бронетанковой и автомобильной техники.
Другим знаковым событием этого года Минобороны считает
тактико-специальное учение "Авария-2004", которое совместно с
Федеральным агентством по атомной энергии было проведено на одном из
объектов военного ведомства, расположенном в Мурманской области. Целью
маневров являлась практическая отработка вопросов организации защиты
ядерных боеприпасов от попыток несанкционированного доступа, а также
ликвидации возможных последствий аварии в случае совершения
террористических актов. В учениях были задействованы 2 тысячи
военнослужащих и более 500 единиц специальной техники. Одной из
особенностей учения стало присутствие на нем в качестве наблюдателей 49
представителей из 17 государств-членов НАТО. Сергей Иванов по окончании
учений отметил, что, вопреки раздающимся время от времени за рубежом
заявлениям о якобы существующих в России проблемах с безопасностью
ядерного оружия, натовцы смогли воочию убедиться в обратном.
Отметим и августовское совместное учение с постоянно действующими
рабочими органами Организации Договора о коллективной безопасности и
вооруженными силами государств-членов ОДКБ "Рубеж-2004". В основу его
замысла был положен один из вариантов возможного обострения
военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе
коллективной безопасности, предусматривающий скоординированные действия
бандформирований по проведению террористических акций и дестабилизации
обстановки на территории государств региона. Всего на совместном учении
было задействовано свыше тысячи военнослужащих, около 100 единиц
бронетехники, более 30 самолетов и вертолетов. Отметим также и то, что в
этом году 201-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане и
прикрывающая южные рубежи России, была преобразована в российскую
военную базу.
В 2004 году состоялась командно-штабная тренировка с органами управления
и дежурными силами объединенной системы ПВО государств - участников СНГ.
Эта многосторонняя тренировка проведена в соответствии с планом
совместных мероприятий на 2004 год. Помимо российской стороны, в
тренировке приняли участие командования ПВО Армении, Белоруссии,
Казахстана, Узбекистана, Украины и силы противовоздушной обороны этих
государств, выделенные в состав объединенной системы. Координация
действий участников тренировки осуществлялась с центрального командного
пункта ВВС России.
Денег не прибавится, а льготы уйдут
Но самой острой проблемой современной российской
армии остается социально-экономическое положение военнослужащих и членов
их семей. По итогам уходящего года можно сказать, что оно только
ухудшилось. Сергей Иванов на ноябрьском сборе руксостава ВС РФ приводил
такие данные. На сегодняшний день более 34 процентов семей
военнослужащих имеют доходы на одного члена семьи ниже прожиточного
минимума, принятого в регионах. Около 90 тысяч не обеспечены постоянным
и примерно 45,5 тысячи - служебным жильем (начальник Главного
квартирно-экспулуатационного управления Минобороны генерал-полковник
Власов недавно заявлял, что Вооруженным Силам необходимо порядка 500
тысяч квартир по стране). "Естественно, мы не можем мириться с подобным
положением дел, и конкретные шаги для того, чтобы улучшить ситуацию,
предпринимаются", - заявлял министр обороны.
К таким шагам, видимо, надо относить следующие. В этом году принят
федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих". Он вводит в действие совершенно новый
механизм обеспечения жильем военнослужащих, главным достоинством
которого является то, что он призван одновременно и стимулировать
пребывание военнослужащего в рядах Вооруженных Сил.
Так, начиная с 2005 года, государство откроет накопительные счета для
офицеров и контрактников. Новая система предназначена для тех, кто
поступит на офицерскую службу после 1 января 2005 года, а также для
рядовых-контрактников, прослуживших не менее трех лет, - это примерно 60
тыс. человек. На каждого откроют накопительный счет, куда ежегодно будут
перечисляться деньги. Через 20 лет, рассчитывают авторы законопроекта,
накопленной суммы должно хватить на покупку квартиры общей площадью 54
квадратных метра. При этом военнослужащих стимулируют копить, а значит,
и служить подольше - разработчики закона предполагают, что через 30 лет
денег хватит уже на 96 квадратных метров. Получить деньги военнослужащий
сможет только через 20 лет службы либо через 10 лет, если он уволен по
уважительной причине - по состоянию здоровья, в связи с сокращением или
по семейным обстоятельствам. Если офицер покинет армию прослужив менее
10 лет, то его накопления просто "сгорают" и возвращаются государству.
Впрочем, если офицер не хочет ждать, то уже через три года он получает
право купить квартиру с помощью ипотеки, причем проценты по кредиту
будет выплачивать государство. Министр обороны утверждал: "понятно, что
результаты действия новой системы скажутся только через несколько лет,
но рост очередей на получение жилья будет все-таки остановлен, тем
более, что параллельно с этим военнослужащие будут по-прежнему
обеспечиваться жилищными сертификатами и строящимися служебными
квартирами".
Отметим также и странную "ситуацию года" с денежным довольствием. 4
ноября глава военного ведомства Сергей Иванов подписал приказ, согласно
которому все генералы, офицеры и прапорщики в центральном аппарате
Минобороны будут получать увеличенные зарплаты (кроме зарплат, они
по-прежнему будут получать доплату за звание, выслугу лет и пайковые). В
войсках уже даже начали подсчитывать, что "по-новому" генерал-майор
будет довольствоваться примерно 15 тыс. рублей вместо прежних 12 тыс.,
полковник положит в карман 10 тыс. рублей вместо прежних 7-8 тыс., а
лейтенант - около 6 тыс. рублей вместо 3-4 тыс.
Но, как выяснилось, армия ослышалась. Согласно приказу министра обороны,
речь идет о повышении денежного довольствия военнослужащим лишь
центрального аппарата МО. Этот "круг избранных" насчитывает, напомним,
только порядка 10 тыс. человек. Сам Сергей Иванов (заметим, вместе с
другими силовыми министрами) в новых условиях будет зарабатывать по 92
880 рублей в месяц (вместо прежних 17 950). Все, кто ниже, будут
получать заметно меньше министра, но на фоне мизерных доходов войсковых
офицеров (4 тыс. рублей у командира взвода), эти суммы тоже впечатляют.
В Минобороны заявили, что вынуждены были пойти на такое повышение: из-за
небольших окладов разбегается "мозг армии" - Генштаб и другие ключевые
структуры военного ведомства. Но эксперты полагают, что Сергей Иванов
таким образом создает "две армии - штабную, с хорошими зарплатами, и
нищую - окопную". Отметим, что критика действий руководителей военного
ведомства заставила их заявить, что готовится проект нормативного
правового акта, предусматривающего аналогичное увеличение денежного
довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в
войсковом звене.
2004 год войдет в историю российских ВС и как год отмены практически
всех льгот военнослужащим и членам их семей. Предусмотрена компенсация
взамен отобранного, но за полтора месяца до вступления нововведений в
силу им никто не объясняет, какова будет сумма такой компенсации.
Итак, с 1 января 2005 г. военнослужащие начнут ездить на общественном
транспорте за "свои кровные". Сейчас военнослужащие имеют право получить
на обзаведение имуществом первой необходимости один раз за службу
беспроцентную ссуду в размере 12 окладов - с 1 января 2005 г. размер и
порядок такой выплаты будет определять правительство. Сегодня военным
выдается паек или компенсации в размере его стоимости. С января
следующего года паек предусмотрен только для служащих на Крайнем Севере,
компенсация всем "в размере, устанавливаемом правительством". Отменены
права военнослужащих на безвозмездную финансовую помощь на покупку жилья
(прослужившим от 10 до 25 лет - 75 процентов, более 25 лет - 100
процентов от стоимости жилья) и на первоочередное вступление в жилищные
кооперативы. С 1 января снимаются ограничения по срокам обязательного
обеспечения военнослужащих жильем при прибытии после увольнения к
выбранному месту жительства - ранее это законодательно предписывалось
сделать не позднее чем в трехмесячный срок. Отменяется бесплатное
лечение жен и детей военнослужащих в военно-медицинских учреждениях,
предоставление в первоочередном порядке мест в детских садах и школах
для их детей.
Все это, конечно, вряд ли повысит обороноспособность страны.
Никита Петров
|