назад

ИТОГ ГОДА: ЛЮДИ В ПОГОНАХ СТАЛИ ЕЩЕ БЕДНЕЕ
Государство делает вид, что заботится о военнослужащих, а они делают вид, что ему служат
Игорь Плугатарев

До 1 января 2005 г. правительство так и не разработало нормативно-правовую базу по замене отмененных в соответствии с законом # 122 льгот денежными компенсациями. 14 декабря заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности адмирал Вячеслав Попов заявил, что "сейчас мы не можем дать ответ на поступающие сотни, тысячи обращений ветеранов военной службы в наш комитет с просьбой разъяснить, какие социальные гарантии им будут предоставлены государством в связи с так называемой монетаризацией льгот". По мнению Попова, "фактически это означает одно, - что с января 2005 г. государство бросает эту категорию ветеранов на произвол судьбы". И подчеркнул, что лишение ветеранов военной службы социальных гарантий является "позором для государства".

ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ НЕ В КУРСЕ...

На состоявшемся 9 декабря заседании координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих при спикере Совета Федерации произошел драматический эпизод. Попов спросил представителя Минфина, что "докладывает министр финансов по этому поводу президенту, знает ли Верховный Главнокомандующий, в каком состоянии после 2005 г. будут находиться ветераны военной службы, но не получил на это однозначного ответа". В знак протеста адмирал вышел из зала.

Одновременно глава комитета по безопасности и обороне Совфеда Виктор Озеров заявил, что "нынешний уровень материального обеспечения военнослужащих превратился в угрозу не только социальной стабильности общества и боеспособности Вооруженных сил, но и в угрозу самому их существованию".

Анализ фактов и событий уходящего года, с одной стороны, показывает, что разговоров о повышении заботы в отношении Вооруженных сил было немало. Был значительно увеличен военный бюджет. Но принятие закона # 122 свидетельствует, что о людях в погонах заботятся не так, как они того ждали. Предкомитета по безопасности и обороне Совфеда Виктор Озеров прямо указывает, что "жизнь уже подтвердила несостоятельность отмены льгот военнослужащим. И, по отзывам руководства силовых министерств и ведомств, такое положение может привести к снижению заинтересованности офицеров в результатах служебной деятельности и станет основной причиной увольнения квалифицированных кадров из Вооруженных сил".

То, что закон # 122 ударил по офицерскому корпусу, очевидно: льготы отобрали подчистую и не дали ничего взамен.

Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов, отвечая недавно на вопрос "НВО", как это отразилось на моральном климате в подчиненных ему частях, тяжело вздохнув, грустно заметил: "Наверное, эту проблему надо было решать как-то по-другому… Но решение принято".

На этом фоне довольно странно выглядят слова начальника службы кадровой и воспитательной работы Минобороны генерала армии Николая Панкова, который успокаивает себя и общественность словами, что личный состав Вооруженных сил не пострадает от реализации федерального закона # 122 и не вызовет оттока офицеров из армии: "Кадры мы удержим, безусловно. Нам удалось закрепить устойчивую тенденцию в работе с военнослужащими различных категорий". Правда, какими средствами Панков удерживает эту "устойчивую тенденцию", осталось непонятным.

Кроме того, в 2004 г. остались невыполненными правительственные обещания по ежегодной индексации денежного довольствия. Более того, такая индексация не предполагается и в следующем году. Тем самым обесцениваются надбавки военнослужащим за сложность службы, которые будут увеличены с 1 января 2005 г. с 50 до 120%. По мнению члена думского комитета по бюджету Михаила Задорнова, эти надбавки им придется тратить на оплату проезда и коммунальные услуги. Добавим: с учетом того, что с начала года ожидается повсеместное повышение цен на проезд в общественном транспорте, а также за газ, свет, воду и прочие блага квартирной жизни, эта "серьезная" добавка никак не компенсируют отмену транспортных льгот. Затраты людей в погонах существенно возрастут.

По сведениям Минобороны, на сегодняшний день более 34% семей военнослужащих имеют доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, принятого в регионах. При этом рост индекса цен в период с 2003 до конца 2005 г. составит, по прогнозам, примерно 25%. В итоге на столько же ухудшится и материальное положение основной массы военнослужащих. То есть, если не будут приняты меры, за чертой бедности окажутся уже почти 60% войсковых офицеров и прапорщиков!

"НЕУЧ УЧИТ НЕУЧА"

Вполне естественно, что офицер, постоянно думающий, как свести концы с концами, будет иметь невысокие показатели в служебной деятельности. Даже министр обороны Сергей Иванов, так любящий в последние годы лакировать положение дел в ВС, на сборе армейского руксостава в ноябре отметил, что "в 2004 году так и не удалось в полной мере качественно повысить боевой потенциал частей и соединений постоянной готовности". Конкретизирует такую оценку начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил генерал-полковник Александр Скородумов: "Итоги завершившегося учебного года убедительно свидетельствуют, что боевая подготовка войск в настоящее время не отвечает требованиям современного боя" и "фактически войска не готовы к отражению существующих и прогнозируемых угроз". Скородумов констатирует, что количество выходов кораблей в море, налет летного состава морской авиации не соответствуют современным требованиям. Цифры, приведенные генералом, например, по авиации, таковы. В частях армейских летчиков к выполнению боевых задач готовы только 50% командиров экипажей. При этом 42% летного состава ВВС вообще не имеют классной квалификации. И только 60% летчиков выполняют нормативы полетов по планам боевой подготовки.

То же и в других родах войск, включая Сухопутные. Причем тенденция такова, что, несмотря на все усилия командования, профессиональная подготовка офицерского состава, особенно в звене взвод-рота, неуклонно снижается. "Сейчас во многих соединениях и частях командиры полков не в состоянии грамотно обучать командиров батальонов, а те, в свою очередь, не могут толком обучать командиров рот, - горько говорит Скородумов и замечает: - То есть это означает не что иное, как неуч учит неуча".

Сергей Иванов с гордостью говорил о том, что от года к году повышается интенсивность боевой подготовки. Тенденция эта, правда, весьма скромна, скажем, количество командно-штабных учений (КШУ), проведенных в 2004 г., лишь на 3% превышает показатель прошлого года, а тактических учений - на 8%. Но понятно, что смысл не в количестве, а в качестве. А оно, по оценке начальника боевого главка армии, таково: "Только 15% проведенных КШУ в текущем году были оценены на "хорошо", а остальные - на "удовлетворительно" и на "неудовлетворительно". Планы учений разрабатываются, как правило, по накатанной схеме, без учета ведения боевых действий на Северном Кавказе и складывающейся обстановки".

Таким образом, профессиональная подготовка офицерского состава оставляет желать не просто лучшего, она у многих офицеров, если вникнуть в слова Скородумова, просто никакая: "В ряде соединений и частей она уже ниже, чем у военнослужащих второго года службы. Горько об этом говорить, но в некоторых военных округах в ходе контрольных занятий офицеры показывали навыки по основным предметам обучения - командирской, огневой, тактической подготовке, вождению боевых машин - на порядок ниже, чем солдаты и сержанты второго года службы". Даже, по словам генерал-полковника, в самом боевом, воюющем Северо-Кавказском округе...

Все это наглядно показывает: государство делает вид, что платит офицерам, а они делают вид, что ему служат.

 

Hosted by uCoz