Интервью Министра обороны РФ Сергея Иванова испанской газете "El Pais" «Необходимо более твердое отношение к проявлениям религиозного экстремизма» 11.07.2005 г. Вчера начался визит в Испанию 52-летнего министра обороны России Сергея Иванова. Во время этой поездки будут обсуждаться новые перспективы двусторонних отношений в области высоких технологий. Ветеран разведслужбы Иванов считается одним из фаворитов, способных гарантировать преемственность правления Путина на выборах 2008 года. Российский министр обороны призывает мировое сообщество проявить больше твердости в борьбе против терроризма и считает, что в отношении его страны мир использует политику двойных стандартов. - После взрывов в Лондоне президент Путин заявил о недостаточном международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Что необходимо предпринять для его улучшения? - Мы в России испытываем на себе политику двойных стандартов, которая проявляется в стремлении разделить террористов на настоящих террористов, с одной стороны, и борцов за свободу, с другой. Теракты вынудят ответственных лидеров действовать сообща, как в борьбе против фашизма. Мы не можем ограничивать гражданские свободы, но должны проявлять больше жесткости к проявлениям религиозного экстремизма, зачастую сопровождающегося терроризмом. Необходимо уделять больше внимания требованиям других государств об экстрадиции террористов, также невозможно оставаться равнодушными к агрессивным призывам одних стран в отношении к другим. Кроме того, мы должны более жестко относиться к контролю над торговлей наркотиками. - Россия является членом ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), в которую также входят Китай и Узбекистан, и членом Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) в составе Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии. Могут ли эти структуры преобразоваться в нечто подобное НАТО? - Работа ШОС носит политический и экономический характер и не ставит перед собой военных целей, хотя мы и занимаемся определенной деятельностью в области координации борьбы с терроризмом и торговлей наркотиками. ОДКБ - организация политико-военная, и в этом смысле она похожа на НАТО, хотя ее деятельность более активно направлена на борьбу с реальными угрозами: терроризмом, торговлей наркотиками и распространением ОМП. - Члены ШОС потребовали у США установить срок вывода американских военных баз, организованных в Средней Азии для поддержки действий антитеррористической коалиции в Афганистане. Какую, по Вашему мнению, угрозу представляет сегодня эта страна? - В Кабуле талибы ушли в подполье, но на границе с Пакистаном или на юге Афганистана они действуют открыто, там по-прежнему функционируют лагеря подготовки для террористов. Граница между Афганистаном и Пакистаном не охраняется, кроме того, у страны есть выход на территорию Таджикистана и Ирана. Выращивание опийного мака возросло в четыре раза. - Объясняется ли подобное предложение о выводе баз коалиции из Узбекистана тем, что они не соответствуют нуждам региона? - Если я правильно понимаю, то, с точки зрения узбекских властей, выглядит цинично, что США просят разрешить им устроить базу для проведения операции в Афганистане и одновременно с этим считают, что правительство Ислама Каримова расстреляло (в прошедшем мае) безоружную демонстрацию в Андижане. Это не была мирная демонстрация. Это было запланированное вооруженное восстание, в котором участвовали иностранцы. Люди, заинтересованные в дестабилизации региона и, возможно, в создании там халифата и введении исламских законов, воспользовались существующими социальными проблемами. Организаторы акции отобрали оружие у местной милиции, напали на казармы и захватили там большое количество оружия, затем напали на тюрьму, убили людей и только после этого вышли на площадь. А теперь говорят, что была расстреляна мирная демонстрация. Это ложь. НАТО и Россия сходятся во мнении, что нестабильность опасна, но в данном случае мы по-разному оцениваем ситуацию. - Может ли демократизация помочь стабилизировать положение в регионе? - Слово 'демократизация' - лозунг, за которым зачастую либо не скрывается вообще ничего, либо таятся опасные последствия. Попытка демократизации в соответствии с ценностями Запада - это либо проявления святой наивности, либо сознательная провокация. Демократия - не картошка, которую можно пересаживать из одного места в другое. Для нее необходимо создавать условия иначе она не приживется, сколько не пытайся. - По Вашему мнению, является ли одной из форм борьбы с терроризмом помощь по смягчению - если так можно выразиться - некоторых азиатских режимов? - У различных стран существуют различные традиции, менталитет, законы. Если гражданин страны критикует власть - это свобода выражения своих мыслей. Но, если, выступая с подобной критикой, он призывает к свержению властей - это уже совсем другое дело, и необходимо четко разделять эти вещи. - Грузинское руководство утверждает, что через границу страны на территорию Чечни боевики не проникают, тем не менее, Россия намерена разместить свои подразделения в прилежащих к Грузии горных районах. Зачем? - Грузия - слабое и коррумпированное государство. В горных районах Чечни были уничтожены десятки иностранных наемников, которые пытались или уже перешли границу со стороны Грузии. Разве это не опасность? - Как Вы оцениваете сотрудничество между Россией и НАТО? - Пять лет назад было невозможно представить себе тот прогресс, которого мы достигли в наших отношениях на сегодняшний день, тем не менее, объединение военных потенциалов не кажется мне реалистичным. В девяностых годах мы сотрудничали в Косово. Сегодня я пока не вижу регионов, где мы можем сотрудничать подобным образом. Ирак исключается. В Афганистане, по историческим причинам, это тоже невозможно, хотя мы и оказываем военную помощь этой стране. Мы в целом положительно относимся к присутствию НАТО в Афганистане, но нам непонятно, например, почему истребители-бомбардировщики этой организации патрулируют воздушное пространство Балтики в непосредственной близости от российских границ. - Согласно опросам, Вы считаетесь одним из тех, у кого есть больше всего шансов для участия в президентских выборах 2008 года. Вы рассматриваете такую возможность? - Этот вопрос меня не интересует. Меня связывают достаточно близкие и доверительные отношения с президентом, который установил мне определенные сроки и возложил на меня непростую задачу модернизации вооруженных сил. Если бы сегодня я думал о других вещах, то не выполнил бы свою основную задачу. - Один из Ваших бывших коллег по работе в Комитете Государственной Безопасности - Виктор Черкесов, - возглавляющий сегодня Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических веществ, сказал, что чекисты должны полностью взять в свои руки управление Россией. Вы ощущаете себя членом группы, на которой лежит особая ответственность? - Да, такое ощущение у меня есть. Россия преодолела очень сложный период. Кстати сказать, и чеченская проблема сама по себе является прямым следствием развала СССР, что было равносильно удару молота по голове. Никто не хочет возрождать СССР, но до настоящего времени мы имели дело с последствиями его развала. Нам необходимо развивать экономику, отдавая себе отчет в том, что наступит стабильность и придут инвестиции, когда будет обеспечена безопасность и что обе эти вещи взаимосвязаны. - Вы считаете, что принадлежите к сплоченной группе, или же в ней присутствуют различные тенденции? - По моему мнению, наш анализ ситуации совпадает. Служба в органах госбезопасности приучает тебя давать реалистичные оценки, а не видеть то, что хотелось бы видеть. В этом меньше самообмана, и, возможно, присутствует обостренное чувство опасности. Пилар Боне, Москва ("El Pais", Испания, 11 июля 2005)
|