назад
ВЫСТУПЛЕНИЕ
заместителя Председателя Правительства РФ – Министра обороны РФ С.Б.
Иванова на заседании Государственной Думы ФС РФ в рамках
«правительственного часа»
«О мерах по повышению уровня социальной защищенности военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»
(г. Москва, 11 января 2006 года)
Уважаемый Борис Вячеславович!
Уважаемые депутаты!
Прежде всего разрешите поздравить вас с прошедшими новогодними
праздниками, а также поблагодарить за предоставленную возможность
выступить с трибуны Государственной Думы.
Тем более что мое выступление посвящено такой злободневной теме, как
социальная защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей.
Следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, ее уровень еще
далек от желаемого, что, в свою очередь, негативно сказывается как на
морально-психологическом состоянии личного состава армии и флота, так и
на престиже военной службы.
При этом и в Минобороны, и в Правительстве в целом прекрасно понимают,
что речь идет прежде всего о бытовой необустроенности военнослужащих и
недостаточных размерах их денежного довольствия.
Вместе с тем нужно отметить, что во многом благодаря принципиальной
позиции Президента и поддержке представителей законодательной власти, в
последнее время все-таки удалось переломить негативное развитие ситуации
в этой сфере.
В рамках отведенного регламентом времени я хочу более подробно
остановиться на основных аспектах нашей совместной деятельности,
направленной на повышение уровня соцзащиты военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей.
По традиции освещение подобных тем начинается с вопросов денежного
довольствия и военных пенсий, но на этот раз я хочу отойти от
устоявшейся практики и поставить на первое место жилищную проблему. Тем
более что в масштабах страны ее решение определено главой государства в
качестве одного из приоритетных национальных проектов.
Чтобы наглядно показать актуальность жилищной проблемы для Вооруженных
Сил, назову лишь несколько цифр.
На сегодняшний день в списках бесквартирных числятся более 130 тысяч
семей военнослужащих. Еще примерно 31 тысяча нуждается в улучшении
жилищных условий.
Теперь о том, что уже сделано и что предстоит сделать.
В прошлом году, наверное впервые за последнее десятилетие, в воинских
коллективах произошло реальное сокращение очереди на получение
постоянного жилья. В 2005 году нуждающихся в жилье стало на 8 тысяч
меньше.
Причем среди основных направлений обеспечения военнослужащих постоянным
жильем – наряду с традиционными способами, такими как покупка и
строительство собственными силами, – Минобороны все активнее практикует
использование рыночных инвестиционных механизмов.
Такой подход позволил в прошедшем году получить около 3 с половиной
тысячи квартир, а в этом году по нашим планам – уже более 6 тысяч.
Положительную роль в процессе решения пресловутого «квартирного вопроса»
лиц, увольняемых с военной службы, безусловно, играет и подпрограмма
«Государственные жилищные сертификаты».
Однако, к сожалению, средняя стоимость квадратного метра, заложенная в
стоимость ГЖC, существенно отличается от той, которая реально сложилась
в крупных городах, и особенно в столице, Санкт-Петербурге, Московской,
Ленинградской и Калининградской областях.
Поэтому если в провинции сертификаты еще «работают», то в названных мной
пяти регионах ситуация сложилась крайне сложная. И для того, чтобы выйти
из нее, Президент дал поручение в этом и следующем годах дополнительно
выделить по 15 млрд. рублей.
По нашим планам, около 60 процентов указанных средств пойдут как раз на
то, чтобы максимально приблизить размеры государственных субсидий к
реальной стоимости жилья в «проблемных» субъектах Федерации, а на
остальные деньги там будет закупаться готовое жилье для военнослужащих,
продолжающих службу.
Кроме того, дополнительные 30 млрд. рублей позволяют перераспределить
бюджетные средства, и те из них, которые ранее планировалось направить
на решение жилищных проблем в названных мной регионах, теперь можно
будет использовать на эти же цели, но уже в других местах. То есть
дополнительные ассигнования дадут возможность ускорить темпы обеспечения
военнослужащих постоянным жильем не только в Москве, Санкт-Петербурге,
Подмосковье, Ленинградской и Калининградской областях, но и в целом по
стране.
Наряду с обеспечением постоянным жильем, вторым важным направлением
деятельности Минобороны является создание служебного жилого фонда.
На сегодняшний день он составляет уже более 200 тысяч квартир.
И мы намерены форсировать мероприятия по его дальнейшему расширению до
размеров, соответствующих количеству должностей военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту.
Ориентировочно это порядка 480 тысяч квартир, и на этот показатель мы
сможем выйти уже к 2012 году.
В целом же считаю необходимым отметить, что в вопросах жилищного
обеспечения все силовые структуры год из года сталкиваются с одними и
теми же объективными трудностями.
Они обусловлены в первую очередь тем, что доставшаяся нам в наследство
советская система обеспечения жильем военнослужащих вошла в явное
противоречие с нынешними рыночными реалиями развития строительной
индустрии и возможностями национальной экономики.
Поэтому, наряду с увеличением объемов бюджетных средств, направляемых на
решение жилищной проблемы, мы вынуждены изыскивать и новые, более
эффективные пути выхода из сложившейся ситуации.
К таким, без сомнения, инновационным проектам можно отнести
накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих,
которая начала функционировать с января 2005 года. Ее участниками уже
стали более 14 тысяч человек, на индивидуальные счета которых
перечисляются определенные Федеральным бюджетом средства.
Вместе с тем в процессе реализации военной ипотеки есть и проблемы,
решение которых находится в компетенции законодательной власти.
Все они нашли свое отражение в предложениях Минобороны,
Минэкономразвития и Федеральной службы по финансовым рынкам, которые
после соответствующей проработки будут представлены вам на обсуждение в
виде поправок к Федеральному закону № 117 от 20 августа 2004 года «О
накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Справочно: Причем это касается как прав военнослужащих на участие в
накопительно-ипотечной системе, так и вопросов инвестирования и
использования их жилищных накоплений.
В частности, Минобороны предлагает:
– расширить перечень категорий военнослужащих, которые могут участвовать
в ипотеке, включив в него:
а) военнослужащих (граждан), не имеющих воинского звания офицера,
проходящих (поступивших) военную службу по контракту на воинских
должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание офицера, –
при получении первого воинского звания офицера;
б) военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров,
получивших по окончании указанного учебного заведения первое воинское
звание офицера;
в) выпускников военно-медицинских и военно-ветеринарного институтов,
которым в период обучения было присвоено первое, а по окончании
указанных вузов присваивается очередное звание офицера;
– предоставить военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию
здоровья (независимо от общей продолжительности военной службы), которым
была установлена инвалидность вследствие увечья или заболевания,
полученных в процессе прохождения военной службы, права на использование
средств учтенных на именном счете, а также на получение в установленном
порядке денежных средств, дополняющих накопления для жилищного
обеспечения (кроме того, государство должно продолжить гасить ипотечные
кредиты указанных военнослужащих за счет перечисления начислений на их
именные счета).
– в связи со вступлением в силу Федерального закона «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» привести в соответствие с ним
некоторые положения Закона №117. В частности, касающихся установления
обязательных требований к участникам конкурсов по отбору
специализированного депозитария и компаний, управляющих жилищными
накоплениями военнослужащих;
– законодательно регламентировать вопросы определения срока действия
договора страхования вкладов, порядка определения размера страховой
выплаты, контроля за осуществлением страхования, последствий
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов
страхования;
Кроме того, в соответствии с решением Совета Государственной Думы в
течение текущего года запланировано рассмотрение ряда изменений и в
закон «О статусе военнослужащих».
Справочно: Предлагается внести изменения в статьи 15-ю и 24-ю Закона.
Эти изменения позволят устранить несоответствия в вопросах жилищного
обеспечения военнослужащих в связи с введением в действие
накопительно-ипотечной системы.
Так, в соответствии с дополнением в статью 15 государством будет
гарантироваться не только предоставление военнослужащим жилых помещений,
но и выделение денежных средств на их приобретение. А также
устанавливается перечень военнослужащих-граждан, имеющих право на
получение средств для приобретения жилья по ипотеке.
Статья 24 в новой редакции четко разграничивает жилищные права членов
семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной
службы, или после увольнения со службы по льготным основаниям при общей
продолжительности военной службы 20 лет и более, не участвовавших в
ипотеке, и права членов семей той же категории военнослужащих,
участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения
военнослужащих.
При этом за первыми сохраняется право на получение жилой площади, причем
в первоочередном порядке. На вторых это право не распространяется. Им
продолжат погашать ипотечный кредит.
Думаю, справедливой будет и корректировка 12-й статьи Жилищного кодекса
в части предоставления военнослужащим права приобретать в собственность
полученное от государства жилье, а не только проживать в нем на условиях
договора социального найма.
Кроме того, военное ведомство предлагает в течение двух лет с момента
исключения населенного пункта из перечня закрытых военных городков
разрешать проживающим в нем гражданам приватизировать занимаемые ими
жилые помещения.
Мы также очень рассчитываем на вашу поддержку и в формировании четких
процедур, определяющих полномочия органов исполнительной власти и
местного самоуправления по возложению на бюджеты различных уровней
затрат, связанных с передачей недвижимого имущества Минобороны.
Без подобных процедур наши возможности по оптимизации жилищного фонда
существенно ограниченны.
В целом же, обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть. Как мне
представляется, уже настало время не эпизодически обращать внимание на
жилищную проблему военнослужащих, а решать ее постоянно и
целенаправленно, создав для этого действенный механизм принятия
необходимых решений.
В том числе это относится и к вопросам бюджетного обеспечения. Ведь
вполне очевидно, что денежных средств, выделяемых на эти цели, требуется
значительно больше, чем ежегодно предусматривается главным финансовым
документом страны.
В итоге окончательное решение жилищной проблемы во всех без исключения
силовых структурах постоянно откладывается, что подрывает веру людей в
желание и возможности государства решать проблемы защитников Отечества.
Теперь позвольте перейти к следующему аспекту, который также в
значительной степени определяет уровень социальной защищенности
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Я имею в виду размеры денежного довольствия.
В 2005 году было проведено его увеличение за счет введения ежемесячного
денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности, а
также монетизация отдельных льгот военнослужащих. Однако нужно признать,
эти меры позволили лишь отчасти улучшить материальное положение «людей в
погонах». Причем в более выигрышном положении оказались военнослужащие,
проходящие службу в так называемых «медвежьих углах». Что же касается
тех, кто служит в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Ленинградской
областях, то для компенсации отмененных льгот пришлось принимать
дополнительные меры.
С учетом этого в перспективном финансовом плане на среднесрочный период
заложены четыре повышения окладов денежного содержания военнослужащих, а
именно:
– уже через несколько дней, получая денежное довольствие за январь,
военнослужащие почувствуют, что оно стало на 15 процентов больше;
– следующие увеличения должностных окладов и окладов по воинским званиям
запланированы с 1 января и с 1 ноября 2007 года на 10 и 15 процентов
соответственно и еще на 15 процентов с 1 сентября 2008 года.
Реализация указанных мер даст возможность в течение трех лет увеличить
денежное довольствие военнослужащих и размер военных пенсий на 67
процентов.
Однако если рост цен будет превышать определенные Минфином показатели,
то нам придется принимать дополнительные меры, направленные на
безусловное выполнение поручения главы государства об улучшении к 2009
году в полтора раза материального положения защитников Отечества. Причем
это относится как к действующим военнослужащим и сотрудникам силовых
структур, так и к тем, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе.
Кроме того, говоря об уровне их денежных доходов, я не могу обойти
стороной и вопрос, который в последнее время буквально будоражит военных
пенсионеров и к которому приковано пристальное внимание некоторых
депутатов Государственной Думы.
В частности, в адрес руководства Минобороны уже не раз поступали запросы
от Николая Максимовича БЕЗБОРОДОВА.
Поясню суть проблемы.
Федеральным законом № 122 в Закон «О статусе военнослужащих» была
внесена поправка, которая устанавливает, что с 1 января 2005 года
основной формой продовольственного обеспечения военнослужащих,
проходящих службу по контракту, является денежная компенсация.
Вместе с тем имеющееся смысловое противоречие позволяет трактовать 43
статью Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»
как обязывающую учитывать при исчислении военных пенсий реальную
стоимость набора продуктов общевойскового продовольственного пайка.
То есть пайка, который в натуральной форме военнослужащим уже почти год
как не выдается.
Согласитесь, что это абсурд.
Поэтому Минобороны и вышло с предложением использовать для расчета
пенсий, выплачиваемых из средств военного ведомства, именно денежную
компенсацию, которую ежемесячно получают действующие военнослужащие.
Именно так происходит в настоящее время и в органах внутренних дел,
которые обеспечивают своих бывших сотрудников по аналогичной схеме.
Думаю, что не нужно дополнительно разъяснять тот очевидный факт, что по
всем законам логики пенсия должна рассчитываться исходя из реальной
зарплаты, а не из желаемой.
Другой вопрос, что установленный на сегодняшний день размер денежной
компенсации крайне низок. И его нужно, просто необходимо, повышать, хотя
бюджетными проектировками на ближайшие три года этого и не
предусмотрено.
Однако я надеюсь, что нам сообща все-таки удастся найти приемлемое
решение, так как дальнейшее непринятие мер в этой области негативно
сказывается на престиже военной службы и уровне социальной защищенности
как военнослужащих, так и граждан, уволенных с военной службы.
Есть и еще ряд проблемных вопросов, связанных с пенсионным
обеспечением тех, кто в течение десятилетий верой и правдой служил
Родине. В частности, работающие военные пенсионеры оказались вне сферы
действия положенного в основу пенсионной реформы страхового принципа
формирования пенсии.
В соответствии с законом они так же, как и все, производят отчисления в
бюджет Пенсионного фонда, однако в отличие от других российских граждан
воспользоваться своими накоплениями не могут и соответствующих пенсий не
получают.
Действующим законодательством военные пенсионеры лишены права и на
вторую пенсию (по инвалидности).
Кроме того, размер надбавки к пенсии в связи с достижением 80-летнего
возраста для них в несколько раз ниже, чем для лиц, получающих трудовые
пенсии. Из-за существующей диспропорции размер военных пенсий
фронтовиков зачастую ниже, чем у их бывших сослуживцев, получающих
трудовые пенсии.
Кстати, аналогичные изъяны ущемляют права и ветеранов правоохранительных
органов.
Надеюсь, что обозначенные мной пробелы в пенсионном обеспечении лиц,
уволенных с военной службы, не выпадут из поля вашего зрения и в самое
ближайшее время будут заполнены соответствующими законодательными
нормами.
Уважаемые депутаты!
Я затронул лишь две, но, на мой взгляд, самые злободневные социальные
проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие и ветераны военной
службы. Я сознательно употребил именно термин ветераны военной службы,
так как хочу напомнить, что эта категория, без всякого сомнения,
заслуженных людей, к сожалению, была несправедливо забыта при принятии
122-го Закона.
В целом же в качестве итога своего выступления считаю необходимым
отметить, что сегодня нам нужна такая система социальной поддержки
военнослужащих, которая обеспечивала бы их устойчивую мотивацию к
военной службе.
В основу этой системы наряду с базовыми законами, такими как законы «Об
обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе», должны быть положены и четко прописанные законодательные нормы,
однозначно определяющие ответственность и полномочия органов
исполнительной власти.
При этом социальные гарантии должны являться постоянно действующими
бюджетными обязательствами, то есть выступать в виде защищенных
бюджетных расходов, предусматриваемых в перспективном финансовом плане,
и в полном объеме учитываться в ходе формирования бюджета страны на год.
Целесообразно предусмотреть и создание механизма наших совместных
действий, которые бы позволяли оперативно парировать воздействие любых
негативных факторов и тем самым придали бы понятию «социальная
защищенность военнослужащих» не только реальный экономический смысл, но
так нужную сейчас военнослужащим веру в стабильность своего положения.
Думаю, для всех также очевидно, что без внесения необходимых корректив в
существующее законодательство, позволяющих сделать прозрачными
финансово-экономические процедуры обеспечения социальных гарантий
военнослужащих, их семей, а также граждан, уволенных с военной службы,
нам трудно рассчитывать на положительную динамику в решении ключевых
социальных проблем Вооруженных Сил.
Уважаемые депутаты!
Я обозначил круг вопросов, решение которых находится в основном в
законодательной плоскости, и поэтому Правительство и руководство
Минобороны искренне надеется на вашу помощь и поддержку.
________________________________________
Помимо этого в своем выступлении заместитель Председателя Правительства
– Министр обороны С.Б.Иванов ответил на ряд вопросов депутатов
Государственной Думы, которые затрагивали как процесс совершенствования
социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, так и актуальные проблемы развития военной
организации государства, в целом.
В частности, это относилось и к мероприятиям, проводимым Минобороны, в
рамках оптимизации системы военного образования в нашей стране.
С.Б.Иванов заявил, что сейчас есть немало военных вузов, которые
выпускают в год всего лишь 50-60 офицеров. Есть также вузы с совершенно
изношенными основными фондами, и 70 процентов выделяемых финансовых
средств тратятся не на учебный процесс, а на различные ремонтные работы.
Заместитель Председателя – Министр обороны подчеркнул, что количество
высших военных учебных заведений будет сокращаться. Однако учебная и
материальная база перспективных учебных заведений будет значительно
расширена, в результате чего количество переменного состава (курсантов)
не уменьшится.
Методом кнута и
пряника
12.01.2006 9:50 | Независимая газета
Министр обороны обещал отменить отсрочки, а затем уменьшить срок службы
Вчера в Государственной Думе вице-премьер и министр обороны Сергей
Иванов вместе с главой МВД Рашидом Нургалиевым и министром финансов
Алексеем Кудриным отчитывались о мерах правительства по социальной
защищенности военнослужащих и работников правоохранительных органов.
Этот вопрос парламентарии должны были рассмотреть в декабре, но тогда
вместо первых лиц руководителей министерств прибыли их заместители.
Самую интересную новость глава военного ведомства сообщил журналистам в
кулуарах парламента. Он сообщил о жестких мерах, которые вместе с
материальными стимулами намерено предпринять МО РФ, чтобы поднять
ответственность и престиж воинской службы. Так, по его словам, на суд
парламентариев страны будет представлен давно обсуждаемый в обществе
документ МО РФ, предлагающий сокращение отсрочек от службы в армии.
Также военное ведомство представит законопроекты о ликвидации института
прикомандирования офицеров к органам государственной власти, а также
проекты законов об образовании в гражданских вузах военно-учебных
центров и усилении ответственности молодых офицеров, преждевременно
расторгающих контракты на военную службу. Эти законопроекты могут стать
судьбоносными для российского общества, так как они затрагивают
большинство населения страны. Это в какой-то степени подтвердил и сам
Иванов. Так, он заявил "НГ", что перед тем как перейти к годичному сроку
службы, понадобится переходный период. Иными словами, отмена отсрочек от
службы в армии скорее всего начнется не в 2008 году, а в 2007-м. Как
сообщают источники в военном ведомстве, с 2007 года срок военной службы
в переходный период будет 18 месяцев. Для этого потребуется в 1,5 раза
больше новобранцев, чем сейчас. А это значит, что для увеличения
количества призывных ресурсов часть отсрочек от службы в армии будет
отменена уже до конца 2006 года. Отчитались силовые министры и перед
депутатами Думы. По словам основного докладчика на правительственном
часе Сергея Иванова, сегодня "уровень социальной защищенности
военнослужащих и представителей правоохранительных органов далек от
желаемого". Бытовая неустроенность и недостаточный уровень оплаты
ратного труда негативно сказываются на моральном состоянии войск, а
также на престиже воинской службы. Вице-премьер жестко заявил, что
правительство не намерено с этим мириться и организует ряд мер по
повышению престижа военной службы. В первую очередь, по мнению
вице-премьера, более активно начала решаться жилищная проблема для
военнослужащих. В 2005 году в ВС РФ на 8 тыс. сократилась очередь на
получение жилья, заработала накопительно-ипотечная система, членами
которой стали 22 тыс. молодых офицеров и солдат-контрактников. Кроме
этого президентом выделяется дополнительно на 2006-2007 годы 30 млрд.
руб. на закупку в пяти проблемных регионах квартир для офицеров по
государственным жилищным сертификатам. С 1 января 2005 года на 15%
повышены оклады военнослужащим. А в целом к 2008 году уровень
материального благосостояния офицеров и прапорщиков должен увеличиться,
по прогнозам Сергея Иванова, в 1,67 раза. Впрочем, депутаты стали
возражать Иванову. По мнению некоторых из них, инфляция может съесть все
повышения окладов для военных. А выделение даже дополнительных средств
на жилье не решает проблемы в целом. Еще большие расхождения министра
обороны в оценках были с депутатами по проблемам повышения пенсий для
отставных военных. В том числе их увеличении за счет реальной стоимости
продпайка. Такие выплаты он назвал "атавизмами" прошлой советской
системы и заявил, что за счет стоимости продпайка пенсия военным не
будет увеличена. Это подтвердил и Алексей Кудрин, сказав, что
потребуется слишком много денег - около 50 млрд. руб. Это почти десятая
часть военного бюджета. Преподнес своеобразный сюрприз Сергей Иванов и
для офицеров, проходящих службу в правительстве, администрации
президента и других коридорах власти. Таких ни много ни мало, по самым
скромным подсчетам, набирается более 3 тыс. человек. Все они или будут
уволены из ВС РФ, или переведены к новому месту службы. Таким
образом, уже в ближайшее время авторитет военного ведомства и его
руководителя может быть повышен в обществе. Только вот вопрос:
согласится с этим само общество, а также депутаты ГД, которых это
общество выбрало в орган законодательной власти?
Владимир Мухин
"Конфликт любого мыслимого типа"
12.01.2006 11:02 | Время новостей
Вчера в Госдуме во время и после правительственного часа вице-премьер,
министр обороны Сергей Иванов высказался по целому спектру проблем,
касающихся вооруженных сил страны.
Большей частью глава военного ведомства подтвердил то, о чем он уже
говорил неоднократно раньше, и потому вчерашние высказывания можно
воспринять как неизменность позиции Минобороны. В частности,
относительно ожидаемого с трепетом значительной частью россиян закона о
ликвидации отсрочек от призыва в армию. Такой законопроект в течение
ближайшего месяца будет внесен на рассмотрение правительства, а затем
поступит в нижнюю палату парламента. Сергей Иванов опять заверил, что
отсрочки для студентов будут сохранены на 100%. "Студенты в армии
служить не будут", - твердо пообещал вице-премьер. Названный закон в
случае принятия вступит в силу только с 1 января 2008 года - параллельно
с решением об уменьшении срочной службы с 24 месяцев до 12. Такая
радикальная перемена потребует рекрутировать вдвое больше молодых людей.
Отсюда и необходимость в отмене ряда отсрочек.
Помимо законопроекта об отсрочках в парламент будут внесены еще три. Они
касаются ликвидации института прикомандированных к различным гражданским
ведомствам офицеров, организации военно-учебных центров при гражданских
вузах и ужесточения условий контракта военнослужащих. Последний, давно
ожидаемый в армии документ поставит молодых офицеров перед
необходимостью возместить затраченные на их учебу деньги, если те решат
увольняться, не прослужив пяти лет. Выпускнику летного училища в таком
случае не расплатиться всю оставшуюся жизнь. Закон, если будет принят,
распространится и на контрактников солдат и сержантов.
130 тыс. военнослужащих, по словам министра обороны, по-прежнему
остаются бесквартирными, а еще 30 тыс. нуждаются в улучшении жилищных
условий. Но "тенденция положительного перелома", как выразился г-н
Иванов, наступила. Количество очередников в прошлом году впервые за
последние годы удалось сократить на 8 тыс. человек, 14 тыс.
военнослужащих включились в ипотечно-кредитную систему (кстати,
Минобороны предложило несколько поправок в закон "Об ипотеке"). На треть
сократится очередь за жильем в пяти наиболее населенных военными
регионах (две столицы с областями и калининградский анклав) за счет
выделения в начавшемся году дополнительных 15 млрд руб. на погашение
государственных жилищных сертификатов. Такая же сумма, вероятно, будет
приплюсована и в 2007 году.
Облегчит жилищную проблему покупка квартир на вырученные от продажи
принадлежащих военному ведомству земель и недвижимости, а также решение
об открытии некоторых закрытых военных городков. В этом случае жители
"городов Зеро" смогут приватизировать свои ныне служебные квартиры.
Проект такого решения Сергей Иванов направил премьеру Михаилу Фрадкову.
А первыми ласточками станут военный городок Г-32 в Екатеринбурге и
поселок Заря (неподалеку от подмосковного Железнодорожного), где живут
офицеры главного штаба ВВС. В течение этого года, как предполагается, в
закон "О статусе военнослужащих" будут внесены соответствующие поправки.
Вполне возможно, в наступившем году будет решен один из самых больных
вопросов военного ведомства, касающихся так называемых пайковых денег.
Проблема в том, что паек военнослужащих различных профессий "тянет" на
сумму от 65 до 400 руб., а компенсация начисляется всем из расчета 20
руб. в сутки. Не счесть исков, предъявленных военному ведомству от своих
же офицеров, прапорщиков и военных пенсионеров. И вот военное ведомство
решило отказаться от начисления пайковых вообще, посчитав это
"рудиментом старой системы". Натуральными пайками будут обеспечиваться
лишь военнослужащие, несущие боевое дежурство и выполняющие боевые
задания. Остальным взамен пайков и пайковых будет повышено денежное
довольствие. В случае увеличения инфляции по сравнению с заложенными
параметрами силовые структуры намерены добиваться внеочередного
повышения денежного довольствия военнослужащих. В любом случае к 2009
году военные станут получать в полтора раза больше - как в прошлом году
пообещал президент. Минобороны с Минфином уже согласовали план
совершенствования системы выплат денежного довольствия военнослужащих.
Одной из причин нововведения министр обороны назвал чрезмерно сложную и
громоздкую систему расчетов.
Не обошел вчера Сергей Иванов и так любимой им международной политики.
Он выразил обеспокоенность в связи с решением Ирана отменить мораторий
на исследования в области обогащения урана. Ситуация, по мнению
вице-премьера, развивается "не по лучшему сценарию". США и Западная
Европа обсуждают варианты ответных совместных действий. Однако, считает
российский вице-премьер, "говорить о том, что все будет плохо, еще
рано". Что касается России, то она, по мнению Сергея Иванова, "должна
обладать правом действовать по обстановке". Расшифровку этой сентенции
глава военного ведомства не дал, но о ней отчасти можно судить по его
статье, опубликованной вчера в газете The Wall Street Journal. В ней
первой задачей вооруженных сил России Сергей Иванов назвал
предотвращение агрессии с помощью как обычных, так и ядерных сил. Автор
отмечает тенденцию к расширению границ использования вооруженных сил.
Объясняется это новыми вызовами национальной безопасности.
"Главные из этих вызовов, - пишет Сергей Иванов, - вмешательство во
внутренние дела России со стороны зарубежных государств". В частности,
через поддерживаемые извне структуры. К вызовам относятся и попытки
экстремистов заполучить оружие массового уничтожения. Вывод Сергея
Иванова таков: в некоторых государствах на постсоветском пространстве
возможны вооруженные выступления и пограничная нестабильность. Вот тогда
и потребуется применение военной силы - как последнего средства. Поэтому
Россия нуждается в вооруженных силах, "готовых к военному конфликту
любого мыслимого типа и предотвращению любой агрессии или любого
силового нажима на нас или наших союзников". Таки образом, Сергей Иванов
разрешил спор, ведущийся уже полтора десятилетия, какая армия нужна
России. Надо полагать, именно для ее формирования и предпринимаются
изложенные выше усилия. |