назад

Военкоматы и армия – зеркало нашего общества

 Автор: Григорий Сайфутдинов (fairway@inbox.ru)
Полковник запаса

Дата публикации: 11 Июнь 2003 (сайт "Региональный информационный фарватер"- РИФ)

Военная служба начинается с военкомата. Именно в это учреждение приходят впервые все юноши для первоначальной постановки на воинский учет в 17 лет, сюда же приходят уволенные в запас, возмужавшие молодые люди. Первое впечатление об армии складывается именно по военкомату. И, к сожалению, это впечатление далеко не самое лучшее. Большое количество районных военных комиссариатов выглядят настолько убого и бедно, что создается впечатление, будто вся армия такая. И доля правды в этом есть.

Именно по военкомату можно судить об отношении в данном субъекте федерации, городе, районе к армии. Если в районе глава уважительно относится к военной службе и к людям в погонах, то он постарается предложить военкомату для размещения приличное здание, даст деньги на ремонт. Если район совсем бедный - попросит помочь спонсоров.

Когда комиссариат размещается в неприспособленном для нормальной работы здании, то возникают проблемы, отражающиеся на призывниках. Так, например, обычно медицинское обследование проводится в здании военкомата, для чего выделяются соответствующие помещения. Эти помещения должны быть определенных размеров. Если кабинет врача-отоларинголога меньше положенных 5 или 6 метров, то он не может точно поставить диагноз относительно органов слуха. Аналогичная проблема может возникнуть у врача-окулиста. Для работы врачей необходим соответствующий медицинский инструмент и оборудование. И таких моментов много. Военный комиссары постоянно сообщают главам администраций о своих проблемах. Одни главы оперативно реагируют и предпринимают меры для оказания помощи, другие - не обращают на эти проблемы внимания. А в конечном итоге страдают призывники.

Конечно, в значительной степени работоспособность военкоматов зависит от их руководителей, способности военных комиссаров добиваться поставленной цели, ладить с администрацией и т.д. Но в решающей степени условия работы, внешние атрибуты - состояние зданий, ремонт - зависят от тех лиц, которым вменено в обязанность заниматься мобилизацией в районе, призывом и прочее, т.е. от глав администраций. Поэтому по некоторым вопросам надо жаловаться не на военного комиссара, а на главу администрации, который не желает в полном объеме исполнять свои обязанности.

Для того чтобы не возникало спорных вопросов, правительство утвердило Положение о военных комиссариатах, в котором распределены обязанности между министерством обороны и местными администрациями относительно деятельности этих органов военного управления.

На сегодняшний день более 50 % военных комиссариатов Российской Федерации, особенно в сельских местностях, влачат жалкое существование, не имеют достаточных условий работы с призывниками, гражданами, пребывающими в запасе, ветеранами ВС, участниками войн. Затруднена работа (пропускная способность и, соответственно, качество) призывных и медицинских комиссий.

Но есть еще в России уголки, субъекты Российской Федерации, где отношение глав администраций к военным комиссариатам не может не радовать военных. Где в большинстве районов и городов местные власти и руководители учреждений и предприятий с пониманием и ответственностью подходят к проблемам военкоматов. И в этом вопросе можно привести в качестве примера для других регионов России республики Татарстан, Башкортостан и Ханты-Мансийский автономный округ. Достаточно сказать, что только за последние пять лет была предоставлена совершенно новая материальная база (здания, оборудование) большинству военных комиссариатов городов и районов. Сейчас, по сути, только единицы военкоматов этих регионов имеют проблемы благоустройства. Но есть надежда, что и здесь, на уровне местного муниципального самообразования, будет принято положительное решение.

Ну а то, что, по мнению некоторых граждан, содержать военные комиссариаты и делать ремонт должна сама армия - это обычное заблуждение обывателя. Точно также они думают и в отношении призыва, относительно которого также определенно заблуждаются.

Во-первых, это заблуждение заключается в том, что будто за работу, связанную с призывом граждан на военную службу, "отвечает военкомат".

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" за призыв, а также за подготовку граждан к военной службе несет ответственность глава субъекта федерации (города, района). На военные комиссариаты возложена задача непосредственного проведения призыва. Без соответствующей организации работы и поддержки со стороны администрации военкоматы не смогут выполнить эту задачу. Поэтому перед каждым призывом (2 раза в год) издаются постановления глав администраций, в которых ставятся задачи комитетам и отделам администрации, органам внутренних дел по проведению мероприятий, обеспечивающих призыв граждан на военную службу.

Второе связано с расхожей фразой: "Военкомат призвал...".

Ни военный комиссариат, ни военный комиссар не призывают на военную службу. Для этих целей в вышеуказанных постановлениях создаются призывные комиссии, которые возглавляют заместители глав администраций, и в состав которых входят представители отделов образования, здравоохранения, милиции, военкомата и другие, в т.ч. общественных объединений (например, комитета солдатских матерей). Так как заместителем председателя призывной комиссии в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" является военный комиссар, то в отсутствии председателя он ведет заседания призывной комиссии. Поэтому у некоторых складывается впечатление, что призывает военный комиссар. Чем добросовестнее относятся к своим обязанностям председатели призывных комиссий, тем меньше проблем и соответственно жалоб поступает со стороны призывников и их родителей.

Третье – "военкомат отправляет в войска больных призывников".

Не военкомат определяет годность граждан к военной службе. Для проверки состояния здоровья призывников в тех же постановлениях создаются медицинские комиссии из гражданских врачей, которые на время призыва откомандировываются из обычных поликлиник и больниц. Именно врачи обследуют призывников и составляют заключение относительно здоровья каждого юноши. Перед отправкой в войска призывники еще раз проходят медицинское обследование, которое проводится на областном сборном пункте уже штатной военно-врачебной комиссией (ВВК), состоящей также из гражданских специалистов (кроме председателя и зама). Если имеются жалобы со стороны призывников, то они направляются на дообследование. Окончательное решение о здоровье и степень годности исходит именно от ВВК, но основывается оно на решении городской (районной) медицинской комиссии.

Четвертое - мнение: "Вам (военкоматам) надо, вы и призывайте".

Надо не военкоматам, а гражданам страны, в которой мы проживаем, именуемой Россия. А солдаты нужны для того, чтобы защищать Отечество, выполнять свой конституционный долг. Военкоматам во всех этих процессах отведена лишь роль "рабочей лошадки", то есть исполнительская функция Генерального штаба. А армия нужна в первую очередь обществу, государству. Эта прописная истина по моему понятна даже малолетнему ребенку.

Все эти заблуждения исходят от незнания действующего законодательства.

Не меньшие заблуждения бытуют и при обсуждении такой болезненной темы, как бегство из армии.

Все помнят недавно завершившиеся чествования военнослужащих по случаю празднования Дня защитника Отечества, Дня Победы. Военные услышали, как о них заботится Президент страны, как знает и помнит обо всех проблемах правительство, как неустанно работает над военной реформой парламент, как почитает их народ. Что же кроется за внешним почитанием?

А кроется, по-прежнему, недоверие к армии, боязнь родителей за своих детей при призыве на военную службу, опасения молодых людей за свою судьбу и свое здоровье при выполнении воинской обязанности, которая стала повинностью. Тем временем, наступивший год ознаменовался уже таким количеством побегов солдат из воинских частей, да еще с оружием, что остаться незамеченными такие факты просто не могут. Хоть командиры и стараются скрывать реальное количество "бегунов" (в некоторых соединениях число самовольно оставивших часть доходит до 10 % от общего численного состава), но родителей, которые долгое время не получают весточки от своего сына - не обманешь. Да и более частые в последнее время проверки частей вышестоящими штабами заставляет настороженней подходить к цифрам по "сочинцам" (еще один вариант прозвища самовольно оставивших часть).

Почему же бегут из армии? Бегут не только из-за дедовщины. Двое десантников убежали выколачивать долг, кто-то убежал по личным мотивам, кому-то просто захотелось приключений. Бегут в одиночку, бегут группами. В одном из соединений комиссия штаба округа более месяца выясняла, сколько же бегунов в этой воинской части? По докладу командира было 600 "сочинцев", а на поверку оказалось в два с лишним раза больше. Взводный старается скрыть от ротного, ротный от комбата, комбат от комполка, комполка дает выше то, что ему представляет строевая часть. Поэтому командир соединения не знает реальной цифры.

Почему это происходит? Как это ни парадоксально звучит, но солдатами надо заниматься. В том смысле, что необходим отлаженный воспитательный процесс. Каждый отдельный солдат - это личность с характерными только для него качествами. И чтобы познать эти качества, найти подходы к каждой личности, необходима индивидуальная кропотливая работа офицеров с каждым солдатом. И эта работа должна проводиться не просто ради галочки, а осознанно, в целях исключения необъяснимых с нормальной человеческой точки зрения поступков. Ведь армия - это, прежде всего, экстремальные условия для неокрепшего психологически и физически молодого человека. И любой сбой в человеческом сознании может привести к непредсказуемым последствиям, что и происходит.

В последнее время все чаще стали уповать на два источника, создающих этот негатив в армии. Первое - некачественный отбор в Вооруженные Силы, проводимый в военных комиссариатах и, соответственно, низкая допризывная подготовка к военной службе молодежи. Второе - это слабая воспитательная работа со стороны офицеров непосредственно в воинских частях, а также по профилактике предупреждений воинских нарушений.

В какой-то степени можно согласиться с тем, что неподготовленный в военном отношении призывник создает в последующем предпосылки неуставных взаимоотношений в подразделении, в котором ему будет суждено выполнять уставные обязанности военной службы. А таких, к сожалению, попадает в армию не мало. Это и с ненормальной психикой, и с "зачатками" алкоголизма, и скрытые наркоманы, и стоявшие на учете в милиции, т.е. потенциальные кандидаты в "места не столь отдаленные". А если их через психологические тесты всех отсеять – это, значит, не выполнить задание по призыву. А это не в интересах командования всех уровней, вплоть до Генерального штаба, да и государства в целом. Кому захочется иметь неукомплектованную армию. Вот и приходится довольствоваться тем, что дают.

В основном, как правило, основу призывного личного состава в воинских частях составляют дети несостоятельных родителей (состоятельные родители устраивают своих "чад" за соответствующую плату в ВУЗы, либо попросту откупают их от армии). Можно сказать, что конституционный долг по защите своего Отечества касается только "избранных" - детей рабочих и крестьян и бедной прослойки части интеллигенции. Соответственно это также накладывает отпечаток на сознание таких солдат, которые в последствии становясь "дедами" в полной мере отыгрываются на своих сверстниках из простого желания чем - то доказать себе и другим, что он тоже хоть какая – то, но личность. И вот с этим контингентом в основном и приходится работать военным комиссариатам, готовя их к службе в Вооруженных силах через школы РОСТО, оборонно-спортивные клубы и другие организации.

Но подготовка молодого человека к службе в армии - это задача государственная, а не только военного комиссариата. И поэтому, чем больше будет охвачено молодых людей в оборонно-спортивных, военно-патриотических организациях, спортивных секциях, школах РОСТО и других молодежных структурах, тем меньше проблем качественного комплектования будет в войсках. И не надо жалеть на это средства. То, что будет заложено в подростковом возрасте, то и будет в последующем проявляться по жизни.

Но не менее важен и ответ на другой вопрос: почему же не занимаются солдатами офицеры?

Во-первых, профессионально подготовленных молодых офицеров явно недостаточно.

Во-вторых, разогнанный в постсоветское время институт замполитов, отвечавших за моральный дух в войсках, полноценной замены не нашел. Солдату, порой, даже некому поплакаться, излить душу, посоветоваться. А нынешние замы по т.н. "воспитательной работе"… Не хочу даже комментировать.

В-третьих, не проявляется заинтересованность у офицеров в крепкой воинской дисциплине в подчиненном подразделении. "Ну, выгонят из армии - так выгонят. Не много потеряю", - думает большинство (знаю из регулярного личного общения с молодыми офицерами) лейтенантов-капитанов после их столкновения с армейскими и бытовыми проблемами и неурядицами.

В-четвертых, отсутствие идеологических оснований не позволяет сплачивать коллектив, а именно силой духа была всегда сильна наша армия.

В-пятых, армия никак не поймет, кого же она защищает? Народ, который ей не доверяет? Правительство, которое о ней не заботится? Высокие идеалы, которые исчезли вместе с распадом Советского Союза? Или "новых русских", которым есть, что терять?

В-шестых, офицерский контингент, воспитываемый в военно-учебных заведениях, в силу вышеназванных причин, уже не тот, который готов сутками не выходить из казармы в целях наведения порядка. А без самоотдачи нет результата. Неискренность офицера определяется солдатами сразу.

Можно назвать еще достаточно много причин. Вывод: значит, не подходят старые методы организации воинской службы офицерского состава. А новых не придумали. А кто должен придумывать? Сами офицеры? Нет, конечно. Реформирование армии - это дело всего государства, а не самой армии. Армия будет саму себя реформировать бесконечно долго и без видимых успехов, которые будут только в докладных записках.

Опыты набора военнослужащих на контрактной основе тоже пока не отличаются хорошим качеством комплектования частей. Как правило, в армию идут пока те, кто не может найти себя в гражданской жизни. Уйти от запоев, от "дружков", скрыться от долгов, других негативов. Но ведь с этим они и приходят в армию. Пьяница он везде пьяница, вор он везде вор, тунеядец и лоботряс он везде будет тунеядцем и лоботрясом, "псих" он и в армии будет "психом". Ежегодно от 10 до 15 % из отправленных военными комиссариатами в войска на военную службу по контракту отчисляется командованием воинских частей за недисциплинированность, или же такие контрактники (а не только солдаты общего призыва!) самовольно оставляют эти части.

А солдаты по-прежнему бегут. Число самовольно оставивших части пока тенденциозно не снижается.

Григорий Сайфутдинов,
полковник запаса

 

Hosted by uCoz