назад

Стенографический отчет о пресс-конференции начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Василия Смирнова [Минобороны, 30 марта 2004 года, 15:00] 1.04.2004, 11:49

Пресс-конференция начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Василия Смирнова
 
[Минобороны, 30 марта 2004 года, 15:00]
ВЕДУЩИЙ: Итак, уважаемые друзья, коллеги. Как всегда, в преддверии очередной призывной кампании мы проводим, дабы удовлетворить самым вашим насущным потребностям в информации по данной, по данному вопросу, проводим пресс-конференцию, в которой начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил генерал-полковник Василий Васильевич Смирнов расскажет об особенностях комплектования Вооруженных сил и других войск в ходе весеннего призыва граждан на военную службу. А потом ответит на все ваши вопросы.
Есть предложение: оперативно, по-деловому завершить эту работу в течение максимум академического часа. Пожалуйста.
СМИРНОВ: Если нет возражений, я начну. Уважаемые дамы и господа, с 1 апреля начинается призывная кампания. В соответствии с законом о воинской обязанности и военной службе призывная кампания проводится два раза в год. Весенняя -- с 1 апреля по 30 июня и осенняя -- с 1 октября по 31 декабря.
Предшествующая… весенняя призывная кампания чем-то кардинальным отличаться не будет в части по объемам, по срокам, привлекаемым силам и средствам, по условиям проведения она будет такой же, как и осенняя кампания. Особенностей каких-то таких больших нет. В проекте указа президента определено: призвать на военную службу 166 050 человек. Эта норма установлена на призывную кампанию весны этого года.
Призыв организуется призывными комиссиями. Возглавляют эти комиссии заместители руководителей глав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В состав комиссии входят представители образования, здравоохранения, внутренних дел, общественных организаций, ну и, конечно, военный комиссар на правах заместителя председателя комиссии. Я еще раз повторю, что призыв проводят субъекты и органы местного самоуправления.
Вот это я хотел бы подчеркнуть. Такого количества граждан на сегодняшний день, которые будут призываться в эту кампанию, явно недостаточно для комплектования вооруженных сил и других войск и воинских формирований, и в среднем они будут укомплектованы на 95-97 процентов.
К сожалению, вынужден констатировать, что в весеннюю призывную кампанию мы призываем 9,5 процентов от того, от призывного контингента, 9,5 процента от призывного контингента. Осенью 10 было с половиной процента. В 1994 году было 27 процентов. То есть практически девять человек из 100 мы можем призвать сегодня на военную службу. Остальные граждане на законных основаниях освобождаются от призыва на военную службу.
В связи с этим возникают сложности с комплектованием режимных частей, частей, где требуется определенные параметры по состоянию здоровья, подготовке будущих солдат -- это воздушно-десантные войска, военно-морской флот, спецназ, пограничные, внутренние войска, учебные соединения и части. К сожалению, возвращаясь к девяти с половиной процентам, должен констатировать, что лидерами в кавычках в этом плане являются такие субъекты, как город Москва, призывает 2,7 процента. Вот я вижу улыбки, это на самом деле так. Московская область -- 4,3 процента, Иркутская -- 7,9 процента, Нижегородская область -- 8 процентов. Я думаю, этого достаточно, это лидеры в кавычках призывной кампании.
Полагаю, что одной из проблем призыва граждан на военную службу, в том числе может быть и проблема уклонения от призыва на военную службу. Вместе с тем, хочу отметить и положительные тенденции в этом вопросе. Если в 1999-2000 гг. было порядка 30 тыс. уклонистов, то осенью прошлого года таких было 18. И мы надеемся, что в этом ключе будут прогрессивные тенденции, и количество уклонений от военной службы будет значительно меньше.
Могу назвать лидеров, опять же, только в кавычках, в этом вопросе: это Москва -- тысяча сто тридцать два уклониста; Московская область -- 2,5 тыс.; Нижегородская -- под 900 человек и Рязанская область -- 548 человек.
Некоторой, назовем так, особенностью этого призыва будет то, что с 1 января этого года вступил в силу Закон об альтернативной гражданской службе. Пояснения на этот счет Министерство труда вам давало. Хочу сказать, что граждане, желающие, изъявившие желание проходить альтернативную службу обязаны до 1 апреля подать заявление в военный комиссариат. Военный комиссариат, призывная комиссия -- призывная комиссия субъекта, повторяю, не военный комиссариат, а призывная комиссия субъекта -- и орган местного самоуправления рассмотрит это заявление и примет решение -- отказать или дать право проходить альтернативную службу осенью этого года. И, соответственно, упреждая полгода, гражданин должен подавать заявление на альтернативную гражданскую службу.
Упреждая вопросы, хочу сказать, что вопросами альтернативной гражданской службы, вопросами прохождения этой службы занимается правопреемник -- Министерство труда. Министерство обороны этими вопросами не занимается. Я прошу вот это понять, понять, и, задавая вопросы, иметь это в виду. Мы этим не занимаемся.
Необходимые документы в части этой работы как Минтрудом, так и Министерством обороны в военкоматы выданы, и они руководствуются в своей работе. Хочу сказать, что весной этого года будет реализовано право граждан на альтернативную гражданскую службу, по которым вынесены судебные решения. Это 216 человек. Где они и как будут служить, я повторюсь, к правопреемнику Министерства труда, не к нам. Это вопрос не Министерства обороны.
Что бы я еще хотел добавить. Вы знаете, что с 1 января этого года началась реализация федеральной целевой программы перехода на контрактную основу ряда соединений и воинских частей вооруженных сил, МВД и пограничных войск. Мы начали комплектование, и мы, и пограничники, соединений и частей, которые непосредственно дислоцируются на территории Чеченской Республики -- это 42-ая дивизия, мотострелковая, вооруженных сил и 46-ая бригада внутренних войск. Комплектование идет в соответствии с планом, и я полагаю, что к концу года в Чеченской Республике будут проходить военнослужащие, проходящие службу, в основном, по контракту. Почему в основном. Да потому, что федеральной целевой программой на сегодня предусмотрено, что дивизию в полном объеме, нам так и средства расписаны, укомплектовать к середине следующего года.
Но, в основном, будут военнослужащие по контракту. То есть, по призыву, по призыву военнослужащих не будет. На сегодняшний день полностью комендатуры укомплектованы военнослужащими по контракту. 76-ая дивизия, выполняющая там задачи, укомплектована полностью по контракту. Полагаю, что к концу года и 42-ая дивизия, в основном, будет укомплектована по контракту. То есть, повторюсь, но хочу акцентировать на этом ваше внимание, что с 2005 года в Чеченской Республике военнослужащие по призыву проходить службу не будут.
А в остальном призывная кампания будет обычной призывной кампанией. Особых тревог в этом плане у нас нет. И полагаю, что граждане, законопослушные граждане России проблем в этом плане тоже иметь не будут -- пройдут службу, и все будет нормально. Вот коротко то, что я хотел вам сказать во вступительном слове. Если есть вопросы, готов ответить.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, Виктор Литовкин, РИА "Новости".
ВОПРОС: Василий Васильевич, вопрос такой... Два вопроса у меня, если можно? Будут ли комплектоваться другие воинские формирования по призыву вот с 1 апреля, ну, это, например, МЧС и другие, да? Будут ли направляться туда призывники? Это первый вопрос.
Второй вопрос связан с... ну, он как бы на грани: вот будут ли квоты на выдающихся спортсменов, представителей искусства, культуры, вот которые были раньше? По ходатайству Министерства культуры раньше были, но сейчас, видимо, Федерального агентства по культуре и Федерального агентства по физкультуре и спорту на выдающихся спортсменов и т.д., да? Вот на этих, будет ли квота? И в связи с этим, не к вам вопрос, но все равно касается вооруженных сил, означает ли вот присутствие этой квоты, если она будет, что вот альтернативная гражданская служба, которая в списке организаций, где можно проходить альтернативную гражданскую службу, числится Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова, Центральный музей вооруженных сил, Культурный центр вооруженных сил, что как бы туда будут этих ребят направлять? Спасибо. Я надеюсь, понятно, да?
СМИРНОВ: Да, конечно, понятно. Я хочу сказать, что в среднем... я такие усредненные цифры дам, что две трети призывного контингента призывается, как правило, в вооруженные силы. Остальные призываются в войска других министерств, ведомств. Эта практика будет продолжена и весной примерно в таких же пропорциях.
В части квот. Вы знаете, что есть указ президента, в котором определено, что, к примеру, 600 работникам культуры мы имеем право по представлению бывшего Минкультуры, а теперь его преемника, представлять наиболее выдающимся, представлять право на отсрочки. Это право сохраняется, указ работает, и такие отсрочки по представлению преемника Минкультуры будут представляться.
В части прохождения службы альтернативной в различных ансамблях и других структурных подразделениях Министерства обороны здесь я отвечу так, что есть перечень структур и перечень специальностей, на которых военнослужащие проходят военную службу. Специалиста ансамбля в этом перечне нет. Есть специальности в лечебных учреждениях и так далее, в ремонтных каких-то структурах, а в ансамблях, в ансамблях, ну, таких перечней нет.
ВОПРОС: Есть, Василий Васильевич, сам видел.
СМИРНОВ: Ну, я не знаю, где вы видели. Если... Я, чтобы здесь не вступать в полемику, вот сидит Валерий Иванович, пожалуйста, представьте этот перечень, ну, никаких вопросов. Мы покажем его первоисточник, чтобы не выходить здесь. Пожалуйста, нет вопросов. Я...
ВЕДУЩАЯ: В общем порядке, пожалуйста, прошу.
ВОПРОС: Газета "Русский курьер", Наталья (...). Мне все-таки хотелось затронуть вопросы альтернативной гражданской службы. Вы скажите, пожалуйста, все-таки военные комиссариаты сколько приняли заявок вот до 1 апреля, вернее, в количественном соотношении? И вообще вот в связи с этим, как-то проявляется этот дефицит призывных ресурсов, вот какие-то проблемы именно в этом отношении, сталкивались с этим?
СМИРНОВ: Спасибо. Вопрос, конечно, очень интересный. Я вам на него отвечу. Я хочу сказать, что вот мы из альтернативной службы делаем какую-то панацею от всех наших бед в нашем обществе. Я считаю, что это неверно. Альтернативная гражданская служба -- это альтернативная военной службе, то есть, она по тяготам лишения и всем остальным параметрам должна быть, ну, как бы альтернативно-военной.
Так вот, я вам сегодня и докладываю, что работал я недавно во Владимирской области, ни одного заявления нет, ни одного заявления. По г. Москве 12 заявлений, в незначительных количествах заявления и по другим областям.
Есть желание, пожалуйста, пишет гражданин заявление, представляя, соответственно, доказательную базу и так далее. Механизм вы знаете. Но на сегодня вот такая картина. В связи с этим можно ответить, что на сегодняшний день каких-то опасений, что это как-то скажется на призывную кампанию, у нас нет.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А можно еще второй вопрос задать?
СМИРНОВ: Пожалуйста.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Почему говорят (...), проблемы, препятствующие желаниям прохождения альтернативной службы, почему такое (...)?
СМИРНОВ: А никаких проблем нет. Гражданин сам определяет для себя: он хочет проходить службу или не хочет. А какие у него проблемы? Проблемы лично в нем, он должен сам определиться.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, "Маяк".
ВОПРОС: Радиостанция "Маяк". По поводу контрактов в Чечне, вот обслуживающий персонал там будет выбираться из местного населения или тоже вот военнослужащие-контрактники? Еще вот поясните, в основном в этом году будут набраны контрактники. Значит, окончательно в следующем году?
СМИРНОВ: Значит, я доложил вам, товарищи, что мы немножко связаны федеральной целевой программой. Поясняю, ну, не связаны, а то сейчас напишут, что, напишите, что вот тут целевая программа плохая. Хорошая программа. Но я хочу сказать, что на сегодняшний день нам определено и так оценены наши возможности, что мы сможем в этом году укомплектовать полдивизии -- и это записано в программе, в плане там написано, что мы укомплектовываем 7,5 там, по-моему, тысяч человек, 6380 укомплектовываем. Остальных -- до июля следующего года.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А обслуживающий персонал?
СМИРНОВ: А обслуживающий персонал будут те, что гражданский персонал, они будут, часть будет и на контрактной основе, часть будут, это самое, гражданский персонал, ну, то есть, так, как везде, как во всех частях, в том числе и в 76 дивизии. Абсолютно никаких особенностей и все то же самое.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Из местного населения?
СМИРНОВ: Но это будет командир части принимать решение. Конечно, будет и испытательный срок, и параметры. Если берет повара, так он должен быть поваром; если берет там, допустим, слесаря, так он действительно специальность должен иметь и эти гайки крутить уметь. Конечно, требования, как и при любом устройстве на любую работу.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, Иван Сафронов, "Коммерсантъ".
ВОПРОС: Спасибо. Во-первых, с днем рождения вас. То, что вы на посту встречаете свой день рождения. Это первое. (АПЛОДИСМЕНТЫ В ЗАЛЕ)
СМИРНОВ: Спасибо.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А второе -- это такой вопрос. Значит, вы говорите, что есть опасная тенденция, что сокращение числа призываемых. Сейчас она уже дошла до уровня 9,5 процентов. Вот как Минобороны, каким образом будет решать эту коллизию, то ли пойдет по пути, обозначенном бывшим министром образования Филипповым, который сказал, что...
СМИРНОВ: А что он обозначил?
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Он сказал, что после школы надо, так сказать, на полгода забрать.
СМИРНОВ: Да, ну, глупость какая.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Ну, Василий Васильевич...
СМИРНОВ: Ну, сказать-то можно все, но это же неразумно. Давайте мы трезво рассуждать.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Или же, Василий Васильевич, так сказать, отменить отсрочки, студенты, благо дело, сидят уже в институтах, их не надо отлавливать, да, так сказать, они как бы уже, так сказать... И вот как это будет решать Минобороны?
СМИРНОВ: То есть охотиться за студентами, елки-палки, ну, вот эта проблема студенческая -- прямо сил никаких нет. Давайте я вам попытаюсь пояснить.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): То есть, как, как решать, какие пути?
СМИРНОВ: Значит, ну, во-первых, давайте мы подойдем к этому вопросу немножко с другой стороны. Решать эти вопросы должно не Министерство обороны. Давайте исходить из этой позиции. Это проблема не Министерства обороны. Министерство обороны получает призывные ресурсы, распределяет по войскам и занимается боевой подготовкой, обучая солдат. Призывом занимаются, я повторяю, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Законодательную базу призыва определяет Государственная Дума, законодательные органы. Поэтому вопрос этот не к нам. И если действительно этот вопрос существует, действительно по этому вопросу мы не скрываем и рассказываем реальную картину -- ну, а решение принимать... -- не мы принимаем. Мы не обладаем правом законодательной инициативы.
Значит, что сгладит эту ситуацию? Я полагаю, прежде всего, переход на контрактную основу ряда соединений и частей, которые определены федеральной целевой программой. 133 072 части постоянной готовности будут переведены к 2008 году на контрактную основу. Это немало. К этому времени примерно 50 процентов солдат и сержантов будет переведено на контрактную основу, т.е. останется по призыву комплектовать 50 процентов.
Вот теперь давайте все вместе с законодателями думать, как мы будем комплектовать.
РЕПЛИКА: (...) Филиппов на второй день дезавуировал свои слова, он сказал, что речь может идти об этом, о чем мы говорили, только в том случае, если действительно будет переход полностью на контрактную службу.
СМИРНОВ: Да нет, ну как после школы? Ну, ему 17 лет! Какая... Ну, давайте... Он еще...
РЕПЛИКА: Было, было. На следующий...
СМИРНОВ: Но он заявил, и я слышал что-то, но...
РЕПЛИКА: Призовут...
СМИРНОВ: Ну... Да ну, это несерьезно, я считаю. Иван, несерьезно это его заявление, согласитесь.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста. Очередной...
ВОПРОС: Василий Иванович, Васильевич, простите, пожалуйста, а вы сказали, что вот по вопросам альтернативной службы отсылаете в Минтруда. Но вот есть же указ президента, который разграничивает, что делает Минобороны, что Минтруда -- правопреемник. Вы не могли бы пояснить, вот что конкретно... за что конкретно в этом вопросе отвечает Министерство обороны? И...
СМИРНОВ: Министерство обороны отвечает: первое -- с учетом того, что учет граждан призывных возрастов находится в Министерстве обороны, Министерство обороны отвечает за учет. Подавая заявление гражданин на призывную комиссию и после принятия решения на замену ему военной службы альтернативной, мы учитываем этого гражданина, что он проходит службу альтернативную. По завершении и Министерство обороны направляет этого гражданина туда, куда скажет Минтруд. По завершении службы он возвращается в военкомат и становится на учет в военкомате. Вот функционал Министерства обороны -- все.
ВОПРОС: То есть Министерство обороны не оплачивает ни проезд, ни проживание, ни транспорт, никакие-то расходы другие, то есть...
СМИРНОВ: Значит Министерство обороны, предусматривается оплата проезда к месту прохождения альтернативной службы с последующим выставлением счета Министерству труда, и Министерство труда по реальным затратам оплачивает это Министерству обороны, а остальное мы не несем ответственности за организацию этих вопросов.
ВОПРОС: И еще один вопрос в связи с этим. А вот как вы расцениваете то, что в этот весенний призыв люди не смогли подать заявления вот из-за этой правовой коллизии, которая возникла, что закон вступил в силу 1 января, а заявление нужно было подавать 1 октября...
СМИРНОВ: Нет, неправильно. Заявление нужно было подавать до 1 апреля. Он 2-го января мог уже нести это заявление в военный комиссариат, и 3-его, и 4-го, как после Нового года проснулся, так мог его нести. Проблем в этом плане никаких не было, и на этот счет у нас, по крайней мере вопросов к нам не возникало, ни обращений, я вот ни одного обращения не знаю, что бы кто-то выразил, что у него там заявление не взяли или что-то.
ВОПРОС: Ну это по поводу следующего осеннего призыва?
СМИРНОВ: Ну, конечно.
ВОПРОС: Нет, имеется в виду не обязательно, вот (...) нужно было подавать, чтобы попасть в весенний призыв.
СМИРНОВ: Вы понимаете, ситуация в чем, я вам поясню. Вот есть, допустим, к примеру, послушайте, внимание, 100 человек призывного контингента, условно возьмем. Ведь для того, чтобы планировать осенний призыв, осенний призыв, я должен знать, сколько уйдет граждан на альтернативную службу: то ли 20 человек, то ли 50 из этих ста, то ли 80, и так далее -- я должен планировать призыв, призывную кампанию и кампанию по альтернативной гражданской службе. Ведь надо знать Минтруду, сколько и куда надо их потом перераспределить на работу, они же должны выполнять задачи. Минтруд должен сказать, где, в каком регионе, на какой, по какой специальности, куда его отправлять -- это процесс-то, вот я сегодня пришел, завтра меня отправили -- это плановый процесс, понимаете? Вот в связи с этим и организован такой процесс, он определен законом, он не нами регламентирован, он законом установлен.
Ответил на ваш вопрос?
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, "Красная звезда".
ВОПРОС: "Красная звезда". Василий Васильевич, а вы несколько раз упомянули среди "лидеров" -- негативную сторону -- г. Москву. С чем вы это связываете, с какими факторами, и что надо московским властям сделать, чтобы из этого лидерства, так сказать, выйти?
И второй вопрос в этой связи. Что предполагается предпринять в качестве улучшения транспортировки призывников? Насколько я знаю, министр обороны поставил задачу резко улучшить работу в этом направлении.
СМИРНОВ: Значит, что касается Москвы, я привел там и другой показатель -- показатель количества уклонистов -- вот это один как бы из резервов увеличения количества призывного контингента. И второе, видимо, надо более качественно работать и призывным комиссиям, и медицинским комиссиям и более качественно смотреть за учетом граждан, и я думаю, что вот эти параметры в комплексе в общем-то помогут решить задачу и увеличения количества призывного контингента, количества людей, которых можно будет призвать на военную службу по Москве.
Ведь ссылка на то, что здесь очень много учебных заведений, она несостоятельна. У нас и в Питере немало учебных заведений. Да у нас сегодня любой возьмите город крупный, даже, может быть, и не субъектовый, вот, тоже имеет большое количество различных учебных заведений. Я не думаю, что это... Конечно, он сказывается, но 2,7 процента для Москвы -- это почти что ничего. Между почти что ничего и совсем ничего.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А по транспортировке?
СМИРНОВ: Что касается транспортировки. Первое. Давайте здесь все-таки придем к такому пониманию. Первое -- это граждане, прибывая на военную службу, должны в первую очередь быть экипированы так, как положено по сезону, по сезону -- это раз. Второе. Значит, будут созданы, будут созданы места в случае задержек, перелетов и так далее, по обогреву, питанию людей при перевозках авиационным транспортом. В этот период мы проведем в каждом военном округе в одном из двух субъектов, посмотрим на предмет возможности переодевания их на сборных пунктах... Хотя трудно сказать, решит ли это все проблемы, которые могут возникнуть. Человек может заболеть и, знаете, и выйдя... вот в пять тулупов одетый вышел на воздух, расстегнулся, подышал -- и, пожалуйста, какие-то рецидивы.
Поэтому меры Министерством обороны будут приняты, и я думаю, что эту проблему в общем-то мы решим. Решим. Но перевозка, как всегда, -- конечно, дело это серьезное -- будет планироваться, назначены на этот счет ответственные должностные лица. Я думаю, что будет все нормально.
ВОПРОС: "Новая газета", Юля Боброва. Скажите, Василий Васильевич, из призывников прошлого года, из новобранцев прошлого года, 2003-го, сколько было комиссовано по состоянию здоровья?
СМИРНОВ: Валерий Иванович, сколько у нас комиссовано было? Я сейчас не имею такой цифры.
РЕПЛИКА: Около двух тысяч.
СМИРНОВ: Около двух тысяч. Вот...
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Основная причина -- это душевное расстройство, верно?
СМИРНОВ: Ну, я не знаю, душевное... Это, наверное, вопрос к Главному военно-медицинскому управлению, душевное или не душевное... А давайте мы этот вопрос с другой стороны посмотрим, а? Давайте. Вот мы здесь говорили, что по Москве призывали 2,7 от 100 человек, т.е. почти трех призывников от 100 человек. То есть, как вы считаете, мы самых крепких, самых хороших, самых лучших выбрали людей нашего общества и направили в армию. Да нет, конечно. Я вам хочу сказать, что мы сегодня -- в числе призванных, в числе призванных 56 процентов имеют ограничения по состоянию здоровья. Кстати, в лидерах Москва в том числе, там за 60 с лишним процентов... из этих 2,7 человека более 60 процентов имеют ограничения по состоянию здоровья. У нас на сегодня из призванного молодого пополнения -- призванного -- 40 процентов нигде не работали и не учились. Дети улиц. 21 процент имеют неполные семьи, 5 процентов -- снятую или погашенную судимость. А вот теперь давайте зададим вопрос и сами себе ответим, кого мы берем в армию? Всех берем в армию, кто не имеет права на отсрочку, всех. Вот я бы так ответил на этот вопрос.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, Дмитрий Литовкин, "Известия".
ВОПРОС: Василий Васильевич, возвращаясь опять к студентам и к отсрочкам. В прошлую пятницу была принята очередная отсрочка, да, вот с хитрой формулировкой, там по беременности жены, что молодой человек может три года, положенных, воспитывать своего ребенка, а через три года пойдет служить все равно, да. Вот в такого плана хитрых формулировках предполагаются еще изменения?
СМИРНОВ: Трудно мне сказать, предполагает, не предполагает. Я становлюсь свидетелем вот таких фактов точно так же, как и вы, а в части этой отсрочки, я считаю, она правильная. Почему. Гражданин приходит в армию, и через три месяца мы его обязаны увольнять. Ну зачем, ну зачем мучить человека и чего, если законом предусмотрена отсрочка, если родился ребенок, на три года ему дается отсрочка? Ну, что, ну давайте мы ему дадим сейчас отсрочку на эти три месяца, потом будет ребенок, и пусть он его воспитывает.
Я считаю, что здесь ничего плохого не сделано, и очень правильно, и, кстати, оно было поддержано Министерством обороны -- это решение, нормально, это не самый больной вопрос.
ВОПРОС: Нет, но вот из 24 существующих отсрочек, вот какие-то еще будут?
СМИРНОВ: Вот эта 25-ая.
ВОПРОС: Ну можно же переиграть вот так...
СМИРНОВ: Дим, ну, трудно сказать. Вы понимаете, ситуация, я вот, может быть, скажу одно, что проблема отсрочки почему-то всех интересует, а вот проблема, как служить в армии, понимаете, никого не интересует. Вот если бы повернуться к проблеме, как служить в армии, вот это было бы интересно, а что будет еще, так сказать, внесено в Государственную Думу на предмет отсрочек, ну, я затрудняюсь сказать. Ведь, знаете, сколько людей, столько и мнений, и все, обладающие правом законодательной инициативы, имеют право вносить свои предложения, и они, естественно, будут рассматриваться.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, Виктор Воронец, "Комсомольская правда".
ВОПРОС: Василий Васильевич, несмотря на существование закона и неоднократные заявления Генерального штаба и руководства Министерства обороны, московские власти продолжают брать, пожарные части продолжают насыщать призывниками, молодыми людьми призывного возраста. Хотелось бы услышать одну оценку по этому вопросу. И второе, что касается пожарных. Только по данным Соединенных Штатов Америки, официального правительства Соединенных Штатов Америки и Англии, и ряда европейских стран, за рубежом проходят обучение около двух тысяч юношей призывного возраста, которым уже более 23-х лет, и они не собираются возвращаться на родину, а большинство дотягивает до 27 и получает билет (...), как вам известно. Скажите, пожалуйста, какую здесь вы бы дали оценку существующим законам, правилам, и в частности, и позиции МИДа, и МВД России?
СМИРНОВ: Да, действительно, есть коллизия между несовершенством нашего, в несовершенстве нашего законодательства -- это между базовым основным законом о воинской обязанности и военной службе и законами о пожарной охране и о милиции.
Ведь ситуации... можно отсрочки забить и предоставление отсрочек забить и в закон о рыболовстве, можно и забить еще в какой-нибудь, допустим, о лесном хозяйстве и так далее. Но правоопределяющим законом в части военной службы является Закон о воинской обязанности и военной службе. Там этих отсрочек этим категориям граждан -- МЧС и пожарники -- нет.
Мы вышли с предложением в правительство, что существует такая коллизия. Вопрос прорабатывался в правительстве, находится в стадии решения. Возможно, правительство, обладая законодательной инициативой, я не знаю, возможно, выйдет с этими предложениями, чтобы привести законодательство к какому-то единому общему знаменателю.
Сегодня мы решаем этот вопрос просто. Мы засчитываем тех граждан, которые поступили и в пожарники, и пошли к МЧС, мы засчитываем им план призыва.
ВОПРОС: (…) за план призыва?
СМИРНОВ: В план призыва. Это первый вопрос. В части учебы заграницей. Да, действительно, гражданин, проходя учебу заграницей, мы не имеем фактически возможности его призвать на военную службу. Да и проходя учебу, мы вообще никого не призываем, если уже, более того, говорить. По возвращению из заграницы он обязан стать на воинский учет и призывными комиссиями будет рассматриваться возможность или невозможность прохождения им службы. На сегодня пока так.
ВЕДУЩИЙ: Николай Парасков, пожалуйста.
ВОПРОС: Парасков, "Время новостей". И еще раз про отсрочки. Процент, количество отсрочек растет, процент призывников падает. И вы говорите, что вы не знаете, вот что (...) они задумали на ближайшее время. Все-таки, или у вас плохая связь с Думой, или вы не подаете какие-то свои предложения по поводу сокращения отсрочек или увеличения их?
СМИРНОВ: Связь-то у нас с Думой очень хорошая, нормальная, она была исторически хорошей, и мы пытались в общем-то интересы Министерства обороны, интересы государства отстаивать. И как это у нас получалось, вам судить. Но более того, скажу, что на той неделе в Комитете по обороне состоялось совещание по проблемам призыва граждан на военную службу.
На этом совещании выступал, в том числе и я, выступал с информационным сообщением по состоянию призыва граждан на военную службу, по предложениям как бы на будущее. Рассмотрен этот вопрос, вот будем смотреть дальше, какие будут решения.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): То есть, пока перспектива о сокращении либо увеличении количества отсрочек, вы не можете сейчас сказать?
СМИРНОВ: Я ничего не могу сказать по той причине, что я, еще раз объясняю, я не обладаю правом законодательной инициативы. Я обладаю правом сказать, что ситуация на сегодняшний день вот такая, что на перспективу она будет вот такая.
ВЕДУЩИЙ: Так, пожалуйста, ваш вопрос.
ВОПРОС: Телестудия "Вести", (...). Василий Васильевич, скажите, пожалуйста, что ждет двухгодичников после военной кафедры? Если раньше они сразу уходили в запас, то этой весной их хорошо почистили. И те, кто не попал...
СМИРНОВ: А вот вы вопрос неправильно, так его интересно ставите. Можно я бы его поставил с другой стороны: а зачем контрактник идет, в смысле, студент идет на военную кафедру, он зачем туда идет? Ведь поступая на военную кафедру, он подписывает контракт о том, что по завершении военной кафедры и получения воинского звания он обязуется в течение двух лет пройти военную службу. Какие вопросы? Извините. Какие вопросы? Это еще их счастье, назовем так, что их не очень много потребности, берут только тех специалистов, которые нужны армии.
Поэтому вот заявлять о том, почему меня забирают. Ну, не ходи на военную кафедру, Господи, кто, это дело добровольное, и, тем более, проходя службу на военной кафедре, подписывая контракт, он от Министерства обороны получает деньги, кстати.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А сколько примерно?
СМИРНОВ: Ну, там деньги незначительные, деньги незначительные. Но все равно это его право, можешь не подписывать контракт, никто же не заставляет. Пожалуйста, заканчивай учебное заведение, иди год служи солдатом. Кто возражает.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): А те, кто не попал этой весной, осенью тоже могут отдать свой долг Родине?
СМИРНОВ: Почему весной? Не только весной и осенью, в течение года, в течение года -- и в январе, и в феврале, и в марте, и так далее -- в течение года. На этот счет есть Указ президента, определено количество, 15 000 тысяч в год мы имеем право брать. Никаких вопросов. Кстати, мы никогда не выбираем эту норму.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Еще один вопрос.
СМИРНОВ: Да.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Законные отсрочки, законные основания не всегда делаются законными путями. С осени, с осени правительством были какие-то расследования, были какие-то наказания в военкоматах или у нас этой проблемы нет?
СМИРНОВ: Значит, проблема есть. Ну, как же проблемы нет. Но ведь кругом люди. Но я вот уже третий раз повторюсь, что призывом граждан занимаются субъекты. Призывная комиссия и медицинское освидетельствование проходит -- дополнительные, контрольные все освидетельствования в лечебных учреждениях гражданских. То есть, гражданские врачи дают заключение, болен он, здоров. И если возникают какие-то вопросы, то это вопросы к тем людям, кто конкретно занимается этим. И вопросы есть у прокуратуры, она задает эти вопросы. Есть и судебные разбирательства, есть и сговор с должностными лицами военкоматов. Есть все. Это мы, я думаю... И судебные процессы есть. И вы по телевидению неоднократно видели. Мы не скрываем, есть это есть. Давайте вместе бороться. Если у вас есть конкретная фактура, давайте будем привлекать прокуратуру, давайте будем проводить расследования и спрашивать с тех людей, кто этим занимается. Я с вами только за решение такое... за такое решение вопроса. И думаю, это справедливо, это правильно. Согласны со мной?
РЕПЛИКА: (...)
ВЕДУЩИЙ: Ну, достаточно вопросов. Это у вас крайний, наверное. Давайте, коллеги, завершать потихонечку нашу пресс-конференцию.
СМИРНОВ: Ну, давайте...
ВЕДУЩИЙ: У нас осталось три вопроса...
СМИРНОВ: Ну, подожди, подожди, моему другу-то... Елки-палки.
ВЕДУЩИЙ: А, ну это -- вне конкурса.
СМИРНОВ: Ну, конечно.
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, в этом году военкоматы Чечни будут осуществлять призыв в полном объеме? И приблизительно, какой расчет?
СМИРНОВ: Значит, друзья мои, что значит -- в полном объеме. Значит, давайте, прежде всего, чтобы говорить о полном объеме, нужно всех поставить на воинский учет, провести первоначальную постановку на воинский учет. Мы сделали это до конца? Нет.
Второе. Нужно провести 100-процентное медицинское освидетельствование с тем, чтобы выявить, кто годен к прохождению военной службы, кто не годен. Мы это сделали? Нет. В части призыва -- мы призывали, призываем и будем призывать. По крайней мере, все стрелковые роты комплектуются гражданами Чеченской Республики.
ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Чечни?
СМИРНОВ: Да, да. Чечни. Мы их комплектуем. Но комплектуем в зависимости от потребности, сколько надо, столько и комплектуем. То есть, призыв есть, призыв идет. А сколько возможностей, это каждый раз, каждые полгода отвечает медицинская комиссия. Вот сейчас она с 1 апреля и будет работать и отвечать на эти вопросы.
ВЕДУЩИЙ: Давайте, Ольга Божьева, "Московский комсомолец".
ВОПРОС: Если можно, вернитесь к моменту одежды призывников. Вот вы сказали, они должны быть должным образом одеты. Но призывник, насколько я понимаю, до того момента, как он не прибыл на сборный пункт, он не знает, куда он попадет. Как должен, как вот...
СМИРНОВ: Я думаю, надо одеваться в зависимости от сезона. Кстати, и в повестке написано, как одеваться. Ее переверните, с обратной стороны повестку, и там все написано, как одеваться.
ВЕДУЩАЯ: Он думает, что едет на юг...
СМИРНОВ: Нет, но думать можно, знаете, вот мы тоже много чего думаем. По сезону, если зима, так надо одеваться не в шорты во всех случаях, или в кроссовки, или какие-то кеды вот на такой подошве, согласны со мной? Вот вы, будучи мамой, наверное, своего сына вы собирали и упаковали, в общем-то одели, ну, потеплее, правда? Это раз.
Второе. Ведь, конечно, конечно, даже, я уже сказал, даже переодев всех сейчас, по два тулупа одев, мы можем не решить этой проблемы, понимаете. Согласитесь со мной. Конечно, должны быть пункты обогрева, пункты встречи, конечно, это будет, это взято на особый контроль, и будет полнейшая организация этой работы. Я уверяю вас. Но, но, но давайте и мы, направляя на службу в армию, ну, в одних футболках-то не отправлять. Тем более, что все, в чем отправляют родители на службу в армию, им возвращается. Переодевшись в части, он формирует посылку и отправляет все это домой. При желании может оставить в части, а если нет желания, он отправляет домой. Проблем-то в этом никаких нет абсолютно. А?
ВОПРОС: Бесплатно?
СМИРНОВ: Бесплатно отправляет.
ВОПРОС: Первый раз его переодевают в части, да?
СМИРНОВ: Да.
ВОПРОС: На месте?
СМИРНОВ: На месте. Почему в части. Первое, потому что по прибытии в часть он должен помыться в бане, в теплой бане, в теплой бане; должен пройти медицинский осмотр, медицинское освидетельствование уже в части. После этого ему подгоняют форму одежды, подгоняют ее, а не лишь бы что-то выдать. После этого ставят в строй, и он решает задачи. Но мы попробуем весной этого года переодевать на сборных пунктах, что из этого получится -- ну, будем смотреть.
ВОПРОС: С нового года?
СМИРНОВ: Нет, вот с весны. Но не везде, я сказал и повторюсь, проводим эксперимент: в каждом военном округе один-два субъекта берем по решению командующего войсками округа и проводим эксперимент. Но здесь проблемы тоже свои существуют. Ведь для того, чтобы переодеть, я же должен его, ну, наверное, помыть в бане, правда. А время пребывания на сборных пунктах ограничено. Ну, как вот человека вытащить, к примеру...
ВОПРОС: Размеры знать.
СМИРНОВ: Ну, размеры надо. А тут много проблем. Давайте сейчас не будем эту проблему освещать, давайте мы ее посмотрим, как она весной пойдет. И работая, если кто-то из вас будет работать в округах, пожалуйста, можете зайти, посмотреть, как это дело проводится, и мы вместе посмотрим тогда. Примем решение дальше.
ВЕДУЩИЙ: Давайте завершающий вопрос, пожалуй. Вячеслав Измайлов, "Новая газета".
ВОПРОС: Василий Васильевич, такой вопрос. Считаете ли вы, что возраст 18 лет является оптимальным для призыва; не планируется ли увеличение призывного возраста?
СМИРНОВ: Спасибо, спасибо. Я думаю, что, на мой взгляд, и вообще исследования социологов говорят о том, что 18 лет -- самый оптимальный возраст призыва граждан на военную службу. Почему? Да, прежде всего, потому что гражданин еще до конца как бы, став взрослым человеком, он ищет свое место в жизни. И призыв его в более поздние срока, когда он уже организует как бы свою жизнь, организует свою жизнь, конечно, обзаводится семьей и так далее, ну, менее желателен. Проще, наверное, для него, для гражданина, прежде всего, с 18 до 20 лет отдать свой воинский долг и потом уже, как говорится, со спокойной совестью строить свою жизнь.
А армия всегда была подспорьем. И я думаю, в перспективе будет для становления его как человека.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за то, что вы посетили наше Министерство обороны. До новых встреч.
СМИРНОВ: Спасибо, товарищи, спасибо. Я надеюсь, что информация все-таки будет, давайте поможем нашим призывным компаниям, понимаете.
 

Hosted by uCoz