Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 августа 2005 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой
Е.А. УСТАНОВИЛ: Истец Туровский В.Е. обратился с иском в суд, указав, что является пенсионером министерства обороны РФ с 10.12.1975 года и получает пенсию в размере 65% от денежного довольствия. Военным комиссариатом Воронежской области начислена и выплачивается по настоящее время пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка. С момента назначения пенсии при начислении пенсии применялась не реальная стоимость продовольственного пайка, а фиксированная сумма – - денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки (608,33 рублей в месяц). Пересмотр пенсии в связи с ростом стоимости продпайка не производился. По данным Центрального продовольственного управления Министерства Обороны РФ стоимость общевойскового продовольственного пайка, исчисленная по среднестатическим потребительским ценам Госкомстата РФ составляла в феврале 2004 года 55,18 рублей в сутки. Однако военный комиссариата при назначении пенсии применяет денежную компенсацию в сумме 20 рублей в сутки. Считая, что при исчислении пенсии должна применяться стоимость продпайка в размере не ниже 55,18 рублей (по данным на февраль 2004 года), истец просит суд взыскать с военкомата задолженность по стоимости продовольственного пайка с 1.12.2000 года, обязать ответчика применять для исчисления пенсии стоимость продовольственного пайка в размере, действующем на момент принятия решения. Истец Туровский В.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Раевский Э.А. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков (с учетом дополнительных продуктов) в размере их стоимости (если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер) выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и другим контингентам, имеющим право на получение продовольствия за счет государства, по их просьбе. Федеральными законами «О Федеральном бюджете» на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 г.г.» установлена денежная компенсация за паек в размере 20 рублей в сутки. Иной стоимостью продовольственного пайка военный комиссариат Воронежской области не располагает. Расчет, составленный по данным Госкомстата, законодательством не предусмотрен. Кроме того, выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день стоимость продовольственного пайка Правительством РФ пока не установлена. Таким образом, осуществить пересмотр пенсии нет оснований. Суд, выслушав адвоката истца по ордеру Мешкова А.И., представителя военного комиссариата Воронежской области, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частично по следующим основаниям. Судом установлено, что военным комиссариатом Воронежской области истцу Туровскому В.Е. начислена и выплачивается по настоящее время пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В соответствии со ст. 49 вышеназванного Закона, пенсия, а также надбавки к пенсии подлежат пересмотру… при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава – одновременно с его увеличением. Согласно ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии истцу (без учета изменений, внесенных ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, вступивших в законную силу 1.01.2005 года, о выдаче продпайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ в порядке, определяемом министерством обороны РФ в одной из следующих форм: - организации питания по месту военной службы либо - выдача продовольственного пайка, - либо выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих. Согласно статье 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсацией, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. Пункт 4 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 года № 429-О «По запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Р.А. и Тюльпина В.Е. на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 13 приложения 3 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», п. 8 приложения 4 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», п. 5 приложения 9 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», ст. ст. 97 и 128 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» и п.п. 34 п. 1 приложения 20 к нему» предусматривает, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого ст. 12 и ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии. В определениях от 30.09.2004 года № 428-О по жалобе гражданина П.В. Пожарова и № 379-О по жалобе гражданина А.Б. Сенецкого, от 5.11.2004 года № 349-О по жалобе гражданина В.В. Щербака и др. Конституционный Суд РФ изложил правовую позицию, согласно которой в отсутствие законодательных решений о порядке формирования и стоимости продовольственного пайка, а также при сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права свободного выбора – получать паек в натуре либо установленную законодателем на определенный период (2000-2004 годы) компенсацию в твердой денежной сумме оспариваемые положения бюджетных норм в части установления денежной компенсации взамен продпайка в размере 20 рублей в сутки, означали допустимую конкретизацию обязанности государства по реализации права данной категории военнослужащих на продовольственное обеспечение в форме денежной компенсации за паек, не повлекшую нарушение их конституционных прав и свобод. Конституционный Суд РФ в определении от 14.12.2004 года № 429-О отметил, что правила исчисления и пересмотра пенсий лицам, проходившим военную службу (прямо предусматривающие включение в денежное довольствие – для лиц, увольняющихся с военной службы, - месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим) федеральным законом не изменялись. В связи с чем был сделан вывод о том, что оспариваемые нормы бюджетного законодательства касаются лишь одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих (денежная компенсация взамен продовольственного пайка) и не могут рассматриваться … как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. В силу п. 11 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу...» месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, определяется из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку - по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. Приложением № 1 к положению (п. 17) «О продовольственном обеспечении вооруженных сил РФ на мирное время», утвержденному приказом министра обороны РФ от 22.07.2000 года № 400, и на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.1992 года № 479-28, установлен перечень и количество продуктов, входящих в общевойсковой паек (норма 1). Согласно нормам общевойскового продовольственного пайка, утвержденным Министерством обороны РФ от 22.07.2000 года № 400, его стоимость постоянно возрастала. Данный факт подтверждается в том числе и данными Госкомстата в письме от 23.05.2005 года № 0801-717. Таким образом продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в виде организованного питания или выдаче продовольственного пайка в натуральном виде, либо по просьбе военнослужащего, в виде выплаты денежной компенсации (установленной ФЗ от 24.12.2002 года № 176 «О федеральном бюджете на 2003 год в размере 20 рублей в сутки). То есть военнослужащий вправе по своему выбору получать паек в натуральном виде исходя из набора продуктов по нормам, установленным Правительством РФ, либо денежную компенсацию в размере 20 рублей. Поскольку военный пенсионер не может получать паек в натуральном виде, соответственно, пенсия ему должна исчисляться из денежного довольствия - стоимости продовольственного пайка. Однако с 1 января 2000 года оп настоящее время в денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсий включается не стоимость продовольственного пайка, как это предусмотрено Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 и постановлением Совета Министров – Правительства РФ, а сумма денежной компенсации военнослужащим за продовольственный паек, установленная соответствующими федеральными законами о федеральном бюджете из расчета 20 рублей в сутки. В связи с чем на имя председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова Государственной Думой Федерального Собрания РФ был направлен парламентский запрос № 1848-1V (опубликован в Парламентской газете 21.05.2005 года) с просьбой разрешить указанную проблему и определить размер соответствующей задолженности государства перед военными пенсионерами. Таким образом лишение военного пенсионера права на увеличение пенсии без учета стоимости пропайка недопустимо, поскольку этим нарушается ст. 19 Конституции РФ о равенстве граждан перед законом и ст. 39 Конституции о социальном обеспечении. В связи с изложенным судом не принимается во внимание ссылка ЦПУ Минобороны РФ на отсутствие официального механизма расчета стоимости общевойскового продовольственного пайка и невозможность использования предоставленных данных для исчисления пенсии военнослужащим, в связи с тем, что стоимость общевойскового пайка до войск не доводится, в печати не публикуется и не имеет юридической силы. С 2000 года Центральным продовольственным управлением Минобороны России стоимость общевойскового продовольственного пайка (норма 1) обсчитывается на основании среднестатических потребительских цен Госкомстата РФ. Данные о стоимости общевойскового продпайка были представлены ЦПУ Минобороны РФ по запросу суда. Из представленных справок, которые суд принимает как доказательства по делу, видно, что стоимость продпайка ежемесячно возрастала, и в июне 2005 года составила 70,70 рублей в сутки. Таким образом судом установлено, что стоимость продовольственного пайка увеличилась. Подпункт «б» пункта 8 и подпункт «б» п. 14 постановления Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу...» признаны незаконными (в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава) определением кассационной инстанции Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. № КАС 01-370. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о понуждении исчислять пенсию из стоимости продпайка и взыскании задолженности по пенсии подлежат удовлетворению. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Принимая во внимание ходатайство представителя Военкомата Воронежской области о применении срока исковой давности, суд считает возможным удовлетворить требования истца, взыскав задолженность за три года, предшествующие обращению в суд, то есть с мая 2002 года.
2002г.
Учитывая, что размер пенсии составляет 65% денежного довольствия, то
стоимость продпайка в размере 608,33 руб. в 2002 г. включалась в пенсию
в размере 395,41 рублей, следовательно, измененная стоимость продпайка
так же будет включена в размере 65%: 11698,54 * 65% = 7604,05 руб.
2003г.
Учитывая, что размер пенсии составляет 65% денежного довольствия, то
стоимость продпайка в размере 608,33 руб. в 2003г. включалась в пенсию в
размере 395,41 руб., следовательно, измененная стоимость продпайка так
же будет включена в размере 65%: 19022,26 руб. * 65% = 12364,47 руб.
2004г.
Учитывая, что размер пенсии составляет 65% денежного довольствия, то
стоимость продпайка в размере 608,33 руб. в 2004г. включалась в пенсию в
размере 395,41 руб., следовательно, измененная стоимость продпайка так
же будет включена в размере 65%: 21072,06 руб. * 65% = 13696,84 руб.
2005г.
Учитывая, что
размер пенсии составляет 65 % денежного довольствия, то стоимость
продпайка в размере 608,33 руб. в 2005г. включалась в пенсию в размере
395,41 руб., следовательно, измененная стоимость продпайка так же будет
включена в размере 65 % : 12480,68 руб. * 65 % = 8112,44 руб. Обязанность по выплате задолженности по стоимости продовольственного пайка суд считает необходимым возложить на Военный комиссариат Воронежской области в силу письма Минфина РФ № 10-5-19/2433 и Федерального казначейства РФ № 42-7.1-01/5.1.-181 от 12.07.2005 года. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционального удовлетворенной части исковых требований. Таким образом с военного комиссариата подлежит взысканию сумма госпошлины в размере 902,57 рубля. Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Взыскать с
военного комиссариата Воронежской области в пользу Туровского Владимира
Егоровича задолженность по стоимости продовольственного пайка в размере
26752 (двадцать шесть тысяч семьсот пятьдесят два) рубля 22 коп. Судья: Сахарова Е.А. |