назад
О ротации в военкоматах.
Наконец-то нашли козлов отпущения, виновных в коррупции нашего
государства. Это оказывается работники военкоматов. Поэтому заместитель
Председателя Правительства - министр обороны РФ С. Иванов принял решение
о ротации в этих учреждениях ряда ключевых должностей, то есть их замены
через каждые три года.
Тема коррупции в нашем обществе в последнее время разве что только на
устах грудного ребенка не звучала. А одно из её проявлений - взятка,
стало сегодня обыденным термином и повсеместным способом дополнительного
пополнения семейного бюджета у многих наших семей. И чем крупнее город,
населенный пункт, где соответственно и чиновников разного уровня
значительно больше, тем больший круг населения живет сегодня этими
взятками. И не секрет, что это явление исходит в первую очередь из
верхних эшелонов власти. Как говорится «рыба всегда гниет с головы».
Только там всё это для простолюдинов за «семью печатями», то есть
огласке особенно не передается. А если и бывают такие случаи, то не
более двух строчек в прессе. Зато ужасаешься оперируемым суммам взяток
(буквально последний пример: заместитель министра Республики Коми -1,8
млн. долларов). Как правило, высокопоставленные чиновники попросту
откупаются или их тихо переводят на другую почетную работу. Взятки же в
небольших суммах тут же передаются широкой огласке, материалы и
информация по ним сразу же попадают жаждущим «горяченького» средствам
массовой информации, желтой прессе и т.д. В последнее время под их
обстрел попадают в основном работники Госавтоинспекции и военных
комиссариатов, чуть реже преподаватели вузов и медицинские работники. В
общем, все те, кого наше Правительство не очень то и жалует размерами
трудовых заработков. Создается впечатление, что чьей-то невидимой рукой
выполняется заказ открытого унижения этих слоев общества, а точнее
прикрытия реальной коррупции властных структур.
До нас в основном доводится только одна стороны явления взяток, то есть
освещают в прессе тех, кто берёт. А ведь в большинстве случаев
провоцируют на взятки те, кому необходимо во чтобы то ни стало решить
свои задачи. И на это у них всегда есть средства. Чтоб купить, например,
своему чаду или жене водительские права. Или «отмазать» сынка от армии.
Купить место в вузе. Сделать больничный бюллетень за прогулы. И так
далее. Причем давят в такой форме и с такой убедительной настойчивостью,
что трудно бывает порой и отказаться. Почему эта сторона нигде в СМИ не
упоминается? Почему дающие не привлекаются к уголовной ответственности?
Хотя в Уголовном кодексе и для них имеется статья.
Наверное, на всю оставшуюся жизнь останется в моей памяти семейная
трагедия офицера Николая Логинова, бывшего начальника призывного
отделения одного из районных военкоматов г. Перми. О нем ходила легенда
в районе, да и в области, как не подкупном человеке. Порой он даже был
препятствием у своего военкома, который решал вопросы по обустройству и
совершенствованию материальной базы здания военкомата с руководителями
разных рангов. Те в свою очередь ставили встречные условия (чаще всего
по вопросам призыва). Но принципиальность и честность Николая мешала
этим договоренностям. Как на каменную стену натыкались и некоторые
состоятельные чиновники и предприниматели, пытаясь незаконным способом
уберечь своих чад от службы в армии. И вот решили его подставить.
Бросили ему в рабочий стол конверт с 3 тысячами рублей, сообщили в
военную прокуратуру, правоохранительные органы. Быстренько организовали
обыск с понятыми, и дело было сфабриковано. Факт наличия конверта в
рабочем столе – это уже аргумент. Почти четыре месяца офицер провел в
СИЗО, пока шло следствие. Все верил в справедливость, думал, что
разберутся. Но суд приговорил его к условному сроку и штрафу в более чем
70 тысяч рублей. А семья у него большая, больная жена и четверо детей.
Пришлось ему продать старый свой автомобиль «Волынь», чтобы как - то
выжить со своей семьей. А тут ещё ударил его инсульт. В итоге паралич
правой стороны – нога и рука онемели. Стал инвалидом 2 группы. И вот
представьте молодой ещё офицер запаса, инвалид, без пенсии (на срок
условного наказания), на работу нигде не берут. Человеку нанесли большую
душевную рану, разочаровали его веру в справедливость, порядочность и
честность в обществе. Как он там сейчас в Перми, как его дети? Дай то
бог, чтоб все у него наладилось в жизни. Благо, что есть ещё у него
друзья, которые не дадут ему пропасть.
Теперь о ротации в военкоматах. Своим приказом министр обороны под одну
гребенку «взяточников» подвел весь офицерский коллектив военных
комиссариатов. А ведь это далеко не так. В большинстве этих учреждений
работают порядочные и честные люди, и не три года. Пользуются в своих
районах, городах непререкаемым авторитетом, уважением, как со стороны
администраций, предприятий, так и среди молодежи. Имеют богатейший опыт
работы по подготовке этой самой молодежи к службе в Вооруженных силах. А
опыт этот вместе с навыками приходит не сразу. Пока разберешься во всей
этой системе, пока наладишь контакты со всеми организациями, школами,
военно-патриотическими клубами, ветеранскими обществами, потребуется не
один год кропотливой работы. А что до взяток, то это зависит в первую
очередь от самого человека. Не чистый на руку их будет брать с первого
дня своей службы в военном комиссариате, и даже не обязательно работая
на призыве. Примеров тому можно привести не мало. А теперь давайте
представим, что будет, если каждый год путем кадровой «чехарды» будут
заменяться по 4 тысячи офицеров, то есть где-то каждый четвертый пятый
офицер военкомата. А за три года поменяется почти 70-80%. Да ни в одном
военкомате тогда не будет того сплоченного и слаженного коллектива, о
каких всегда модно было говорить в армии. Ведь чтобы сколотить
работоспособный коллектив, руководителю приходилось тратить не один год.
А тут самому через три года уходить. Ну, какой будет настрой, да и цель
становится призрачной. Прислали на отбытие своего срока, как солдата. А
что его будет ждать впереди – не известно. Ни постоянного жилья, ни
работы для супруги, проблемы с детским садом, школой и т.д. В общем,
наплодится ещё больше бесквартирных офицеров. За три года ещё нигде в
сегодняшней ситуации военные не получали так быстро квартиры. А если ещё
учесть, что Министерство обороны уже давно не выделяло служебного жилья
для работников военных комиссариатов, то положение офицеров и их семей
станет вообще удручающим. Снимать жилье в поднаем за 5-6 тысяч рублей и
получать от части 1,2 тыс. рублей, это значит обрекать свою семью на
ограниченный режим питания и в прямом смысле – выживание.
Второе, своим приказом министр обороны на всю страну, на все Вооруженные
силы России как бы узаконил всеармейской «кормушкой» для военнослужащих
военные комиссариаты. И я больше чем уверен, теперь из войск будут
приходить офицеры с конкретным настроем - подзаработать. Поэтому не
уверен, что взятки после этого приказа прекратятся. Скорее наоборот.
Примут более наглый и принудительный характер.
С одним я конечно согласен, работников призывных отделений в военных
комиссариатах надо менять, но как минимум через пять лет. И сохранять
преемственность налаженной качественной работы по призыву молодежи в
армию, их допризывной подготовки. И причем надо менять не только
начальников отделений, но и даже гражданский персонал. Тоже должно
относиться и к военно-врачебным комиссиям.
Что же касается взяток в армии, то в первую очередь министру обороны
было бы не плохо разобраться в своем ведомстве. Приведу пример. Как-то
ещё в 90-х годах находясь в командировке в Москве, зашел к старому другу
в один из районных военкоматов столицы. Там работала комиссия Генштаба.
Мой друг поведал мне, что будут снимать военкома за то, что перестал
«делиться». Я его спросил, а кто будет вместо него. Так вот он мне такой
расклад выдал. Должность районного военкома стоит 30 тысяч «зеленых»,
окружного – 50 тысяч «зеленых». Сейчас эта система, скорее всего
нисколько не изменилась, потому что даже в субъектах сегодня за
должности тоже берут, и суммы приличные. Поэтому и приказ министра очень
продуман генштабистами. Сравните - ждать от «кормушки» долю нового
хозяина (городского или областного масштаба) не определенное время
(может 5, а может 10 лет), или фиксировано каждые три года. Надо
полагать, такая система назначения на высокопоставленные должности
существует наверняка и в войсках. А в ближайшей перспективе, думаю,
никого не удивит и официальное узаконивание откупа от службы в армии.
Сокращение количества военных комиссариатов (более 25%) не улучшит
военно-учетной работы, и тем более работу по розыску уклонистов и
дезертиров. В общем очередной «реформенный» перегиб.
Безусловно с таким явлением, как взятки, надо бороться. Всячески
пресекать любые попытки, толкающие человека на подобные проступки.
Вспоминается мне рассказ французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек».
Там персонаж – ростовщик до старости копил по мелочи свое состояние.
Ходил в нищенском сюртуке, имея при этом в наличии большую денежную
кубышку. И когда у него одежонка прохудилась или дырка образовывалась на
носках, он предпочитал лучше купить нитки и сделать заплатки, чем
тратиться на новый сюртук или носки.
Так вот сегодняшнее состояние в нашем обществе чем - то схоже с этим
сюжетом. Правительство тоже, не трогая стабилизационный фонд, аврально
штопает заплаты. Заплаты в виде законов, ущемляющих права, либо в виде
небольших подачек. Тоже и в армии. Проявилась дедовщина, скорее
принимаются меры по созданию института воспитателей, военных
священников, младших командиров. СМИ раструбили о взятках в военных
комиссариатах – приказ о ротации всех военкомов и начальников призывных
отделений, о сокращении количества этих учреждений.
А вот на создание для военных нормальных и достойных условий службы -
денег как всегда нет. Зато к концу года всегда остаются миллиардные
излишки не использованных финансовых средств.
И последнее, я уже высказывался по этому поводу («Военкоматы - сегодня и
завтра» 23.11.2004 г. на сайтах: Ветеран МОВУ и Региональный
информационный фарватер, а также посылалось в «Красную звезду»,
«Независимую газету», «Комсомольскую правду»), и даже писал Президенту,
что военные комиссариаты, как местные органы военной власти,
целесообразно передать в администрации всех уровней (от субъекта до
муниципального образования) только по одной причине, что они на 90%
работают с гражданским населением и выполняют в большей степени задачи
государственные, а не армейские. Мобилизация и призыв – это, скорее
всего термины для руководителей тех регионов, где эти вопросы им и
предстоит решать, и решаются ими повсеместно сегодня. Даже в зарубежных
государствах вопросами призыва занимаются структуры, подчиненные главам
регионов. Сегодня у нас имеются в штатах администраций мобилизационные
управления (отделы), которые почему - то в одностороннем порядке
занимаются только учетом неприкосновенных запасов на случай войны. И
почти никаких обязанностей по учету людских ресурсов, транспорта,
призыва. Почему бы не расширить этот круг задач за счет присоединения к
этим структурам военных комиссариатов. Оставить две-три военные
должности и предельно необходимое число гражданских сотрудников. Тогда и
ответственность глав администраций значительно повысится, так как за
вопросы мобилизационной готовности и призыв, а также соцзащиту ветеранов
военной службы, боевых действий, подразделений риска и членов их семей,
придется отвечать непосредственно им.
Григорий Сайфутдинов, полковник запаса.
16.04.2006 года. |