История государственного
военного управления в России берет
свое начало от Разрядного приказа (Разряда),
ведавшего с 1535 года воинскими
делами, комплектованием армии,
строительством крепостей и
управлением военными силами в южной
полосе государства. В начале XVIII
века в целях централизации военного
руководства в России учреждается
Военная коллегия.
20 сентября 1802 года манифестом
императора Александра I Военная
коллегия реорганизуется в
Министерство военно-сухопутных сил,
указом от 24 июля 1808 года
переименованное в Военное
министерство. На должность министра
военно-сухопутных сил был назначен
вице-президент вошедшей в состав
министерства Военной коллегии
генерал от инфантерии Сергей
Кузьмич Вязмитинов.
* * *
В 1812 году в целях укрепления
единоначалия и централизации
управления войсками были изменены
структура и функции Военного
министерства. В его составе было
образовано семь департаментов:
артиллерийский, инженерный,
инспекторский, аудиторский,
провиантский, комиссариатский,
медицинский, а также канцелярия
министра и его совет.
В 1815 году Военное министерство
вошло в состав Главного штаба Его
Императорского Величества. После их
разделения в 1816 году оно вновь стало
действовать самостоятельно. В 1835
году произошло их новое слияние:
Главный штаб Его Императорского
Величества вошел в состав Военного
министерства. Руководство всеми
частями военного ведомства
сосредотачивалось в руках военного
министра, и только ему одному
разрешалось докладывать о делах
лично императору.
В 30-е годы XIX века Военное
министерство сосредоточило под
своим началом все отрасли
управления сухопутными силами
страны и стало одним из наиболее
значимых органов всего
государственного аппарата
Российской империи. Во многом это
было заслугой генерала от кавалерии
Александра Ивановича Чернышева,
возглавлявшего Военное
министерство с 1827 по 1852 годы. За всю
двухсотлетнюю историю военного
ведомства это самый
продолжительный срок нахождения в
должности военного министра.
К 1836 году Военное министерство
состояло из Главного штаба,
военного совета, генерал-аудиториата,
департаментов Генерального штаба и
военных поселений. Включение в
состав министерства Генерального
штаба позволило повысить четкость,
оперативность и качество военного
управления.
В 1869 году Военное министерство
включало в себя императорскую
главную квартиру, военный совет,
канцелярию военного министра,
Главный штаб и семь главных
управлений: артиллерийское,
инженерное, интендантское, военно-медицинское,
военно-учебных заведений, казачьих
войск и военно-судебное. Позднее в
состав министерства вошли и другие
управления.
* * *
Поражение в Крымской войне
подтолкнуло правительство
Александра II к проведению военных
реформ. Руководителем
преобразований стал военный
министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин.
В результате милютинских реформ
1860-1870 годов в России была
сформирована территориальная
система военного управления,
образованы военные округа. Введение
всесословной воинской повинности
позволило создать массовую
современную армию с обученным
резервом. Началось перевооружение
новыми образцами оружия, улучшилась
подготовка офицерских кадров, были
разработаны новые уставы и
наставления. Коренным образом
изменились и органы центрального
военного управления. Победа России
над Турцией в войне 1877-1878 годов
подтвердила правильность
выбранного Военным министерством
курса реформ.
* * *
В конце XIX - начале XX веков система
военного управления стала
отставать от требований
современной войны, обрастая
громоздким штатом с
многочисленными, в том числе, и
несвойственными функциями.
После поражения в русско-японской
войне 1904-1905 годов, которая вскрыла
существенные недостатки в
государственном военном управлении,
были предприняты меры по его
совершенствованию. В 1905 году
образован Совет государственной
обороны (СГО), объединивший все
центральные военные учреждения. В
1909 году СГО был упразднен, а главное
управление Генштаба введено в
состав Военного министерства.
В годы первой мировой войны в
составе Военного министерства были
образованы новые управления, в том
числе, военно-воздушного флота, по
заграничному снабжению. С 1914 года
наряду с Военным министерством
существовала Ставка Верховного
главнокомандующего. В 1915-1917 годах
военный министр являлся
одновременно председателем Особого
совещания - главной организации,
осуществляющей мероприятия по
обороне страны.
* * *
После Октябрьской революции 1917 года
Военное министерство было
расформировано и образован
Наркомат по военным делам во главе с
Коллегией. Общее руководство
обороной страны и вооруженными
силами с ноября 1918 года осуществлял
Совет Рабочей и Крестьянской
обороны (с 1923 года - Совет Труда и
Обороны). Совет, объединив
деятельность двух наркоматов: по
военным и по морским делам,
разрабатывал и проводил в жизнь
планы обороны страны, руководил
строительством армии и флота,
военными действиями на фронтах.
Новые органы военного управления
сыграли значительную роль в победе
Советской власти и укреплении
рабоче-крестьянского государства.
После окончания Гражданской войны
и образования СССР существовавшие
раздельно военный и морской
наркоматы в июле 1923 года были
объединены в общесоюзный Наркомат
по военным и морским делам.
Первым народным комиссаром по
военным делам в Советском
правительстве стал Н.И. Подвойский.
С 1918 по 1925 годы во главе военного
ведомства находился Л.Д.Троцкий.
Стройную структуру система
военного управления приобрела при М.В.Фрунзе.
Его богатый практический опыт
руководства войсками и
организаторские способности
позволили существенно повысить
эффективность военно-государственного
управления, укрепить
обороноспособность страны.
В 1934 году Наркомат по военным и
морским делам постановлением ЦИК и
СНК был преобразован в Народный
комиссариат обороны СССР. В
качестве совещательного органа при
нём создан Военный Совет. В 1937 году
из НКО СССР было выделено
Управление Военно-Морских Сил РККА
и образован самостоятельный
Наркомат ВМФ СССР.
* * *
С началом Великой Отечественной
войны для стратегического
руководства Вооруженными Силами 23
июня 1941 года была образована Ставка
Главного Командования (с 10 июля -
Ставка Верховного Командования, с 8
августа - Ставка Верховного
Главнокомандования). Руководство
обороной страны возглавил И.В.Сталин.
Победа в войне с фашистской
Германией и милитаристской Японией
подтвердила эффективность
созданных в стране органов, методов
и способов управления вооруженной
борьбой.
* * *
В послевоенный период высший орган
военного управления играл ведущую
роль в оснащении Вооруженных Сил
ракетно-ядерным оружием, внедрении
современных видов обычных
вооружений, создании и развитии
новых видов и родов войск ВС. За всем
этим стояла напряженная ежедневная
работа руководителей, всех
сотрудников Министерства обороны и
Генерального штаба.
В феврале 1946 года был создан
единый Наркомат Вооруженных Сил
СССР, переименованный в марте того
же года в Министерство ВС СССР.
В феврале 1950 года Министерство ВС
СССР вновь разделилось на два
самостоятельных ведомства - Военное
министерство СССР и Военно-морское
министерство СССР. Однако, уже в
марте 1953 года было создано единое
Министерство обороны СССР.
Большой вклад в совершенствование
системы военного управления в этот
период внесли маршалы Советского
Союза А.М.Василевский, Г.К.Жуков, Р.Я.Малиновский,
А.А.Гречко, Д.Ф.Устинов.
* * *
В связи с распадом Советского Союза
и в соответствии с Соглашением глав
государств - участников Содружества
Независимых Государств в декабре 1991
года образовано Главное
командование Вооруженных Сил СНГ (с
1992 года - Главное командование
Объединенных Вооруженных Сил СНГ, с
1993 года - Штаб по координации
военного сотрудничества государств
- участников СНГ).
16 марта 1992 года на базе
Министерства обороны СССР Указом
Президента Российской Федерации
создано Министерство обороны
Российской Федерации.
В настоящее время Министерство
обороны РФ является федеральным
органом исполнительной власти,
который проводит государственную
политику, осуществляет
государственное управление в
области обороны, а также
координирует деятельность
федеральных министерств, иных
федеральных органов исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам
обороны.
* * *
Современный этап коренных
преобразований, проводимых в армии
и на флоте России, имеет целью
создание мобильных, хорошо
оснащенных и подготовленных
Вооруженных Сил, соответствующих
требованиям ХХI века, при
рациональном использовании
выделяемых на эти нужды средств и
ресурсов. Главным органом,
призванным организовать достижение
намеченной цели, выступает
Министерство обороны Российской
Федерации.
30 июля 1998 года Президент РФ
утвердил "Основы (концепцию)
государственной политики
Российской Федерации по военному
строительству на период до 2005 года".
В соответствии с принятыми
решениями в области военного
строительства Вооруженные Силы
России переведены на трехвидовую
структуру - Сухопутные войска,
Военно-воздушные силы и Военно-Морской
Флот. По существу, этим реализован
принцип применения войск (сил) по
сферам вооруженной борьбы - суша,
воздух-космос, море.
Ракетные войска стратегического
назначения как вид Вооруженных Сил
преобразованы в два
самостоятельных рода войск -
собственно РВСН и Космические
войска. Вновь сформировано Главное
командование Сухопутных войск.
* * *
В рамках оптимизации военно-административного
деления территории страны
Забайкальский и Сибирский военные
округа объединены в единый
Сибирский военный округ, а
Приволжский и Уральский военные
округа - в единый Приволжско-Уральский
военный округ.
Усилены группировки войск (сил) на
потенциально опасных направлениях -
Юго-Западном и Центрально-Азиатском
за счет дополнительного
развертывания боеготовых
соединений и воинских частей.
Оптимизировано стратегическое
звено управления Вооруженными
Силами. Учитывая сложившиеся
финансово-экономические
возможности государства,
Министерство обороны приступило к
реализации принятого руководством
страны решения о сокращении
численности армии и флота,
дальнейшей оптимизации структуры,
состава и численности Вооруженных
Сил. В период с мая 1992 года по 1
января 2002 года общая численность
армии и флота была сокращена с 2822,3
тысяч до 1274,7 тысяч военнослужащих.
Высвобождающиеся при этом
финансовые средства направляются, в
первую очередь, на разработку и
закупку новых образцов вооружения и
военной техники и социальную защиту
военнослужащих.
В соответствии с поручениями
Президента и Правительства России
Министерством обороны совместно с
федеральными органами
исполнительной власти развернута
практическая работа по разработке
проекта Федеральной целевой
программы перехода к
комплектованию воинских должностей
военнослужащими, проходящими
военную службу по контракту.
Принят и с 1 января 2004 года вступит
в силу Закон об альтернативной
гражданской службе. В основу
данного закона положены принципы
соблюдения равных социальных прав
граждан, проходящих как военную
службу по призыву, так и
альтернативную гражданскую службу.
* * *
Совершенствуется система
технического обеспечения, заказов
вооружения и военной техники. Суть
преобразований на этом направлении
- формирование и реализация единой
технической политики в Вооруженных
Силах и в государстве в целом.
Предусматривается оптимизация
системы тылового обеспечения. При
этом планируется создание единой
системы тылового обеспечения
Вооруженных Сил, других войск,
воинских формирований и органов,
предполагающей объединение по
территориальному принципу их
складской, транспортной,
медицинской и другой
инфраструктуры, управляемой единым
органом.
* * *
Особое внимание уделяется
совершенствованию системы
подготовки кадров и военного
образования. В соответствии с
государственными образовательными
стандартами, изменением
потребности в подготовке
офицерского состава для армии и
флота разработаны и введены в
действие новые документы: "Положение
о военно-учебных заведениях МО РФ",
"Правила приема в вузы МО РФ" и
другие. В результате были
оптимизированы количество, емкость
военно-учебных заведений,
определены сроки обучения и порядок
службы в них. Нормативно закреплен
переход к набору слушателей из
числа офицеров на обучение в вузах
Минобороны по программам высшего
военного образования приемными
комиссиями военных округов (флотов),
объединений видов и родов войск ВС
РФ. Это позволило не только в 4-5 раз
сократить финансовые расходы на эти
мероприятия, но и качественно
изменить подход к отбору
офицерского состава, направляемого
на учебу в вузы.
* * *
В области военной науки создается
единый военно-научный комплекс
рациональных структуры, состава и
численности с приоритетным
развитием в Вооруженных Силах
упреждающей научно-практической
проработки актуальных проблем
обороны и безопасности России.
* * *
Проводится большая работа по
решению комплекса социальных
проблем военнослужащих.
С 1 июля текущего года денежные
оклады по воинским должностям
военнослужащих приравнены к
соответствующим окладам и к
размерам надбавок за
квалификационные разряды
федеральных государственных
служащих. С 1 января 2003 года к
соответствующим окладам и к
размерам надбавок федеральных
госслужащих будут приравнены
оклады военнослужащих по воинским
званиям.
Способствовать успешному
проведению преобразований в армии и
на флоте, призвано решение
жилищного вопроса для
военнослужащих и граждан, уволенных
с военной службы, членов их семей.
В 1993-2001 годах за счет всех
источников финансирования
построено и получено 257,8 тысяч
квартир. Кроме того, в рамках
реализации программы "Государственные
жилищные сертификаты" с 1998 года
по настоящее время получили
квартиры около 30 тысяч
военнослужащих. В 2002 году всего
планируется построить и получить
более 30 тысяч квартир.
В 2001 году проведена
инвентаризация всего жилого фонда,
занимаемого военнослужащими, а
также находящегося на балансе
Министерства обороны. Материалы
представлены в Правительство
Российской Федерации. В настоящее
время разрабатываются необходимые
нормативные правовые акты,
позволяющие начиная с 2003 года
перейти на систему накопительного
жилищного страхования
военнослужащих. Создание этой
системы позволит гарантированно
выполнять установленные
законодательством обязательства
государства по обеспечению жильем
военнослужащих при увольнении.
Продолжается работа по
реконструкции и строительству
объектов специального назначения.
Плановые преобразования в
Вооруженных Силах России
осуществляются во всех других
областях, затрагивающих основные
сферы жизни и деятельности войск (сил).
* * *
С марта 2001 года Министерство
обороны РФ возглавляет Сергей
Борисович Иванов. Министерство
обороны РФ имеет свои флаг и эмблему.
За свою 200-летнюю историю
Министерство обороны неоднократно
меняло своё название, но неизменным
всегда оставалось его назначение -
надежная защита государственных
интересов, обеспечение
территориальной целостности и
независимости страны.
Хронология
|