ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
Современные ВВС созданы в результате преобразования в 1998 г.
Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны. На них возложена
государственной важности стратегическая задача - надежная защита
административно-политических, военно-промышленных центров, центров
коммуникаций, сил и средств высшего военного и государственного
управления, объектов Единой энергетической системы и других важных
элементов народнохозяйственной инфраструктуры России от ударов агрессора
из воздушно-космического пространства.
Роль ВВС в обеспечении национальной безопасности страны в военной сфере
постоянно возрастает. Универсальность, скорость, дальность, высокая
маневренность - отличительные оперативно-стратегические свойства ВВС.
Они проявляются в способности вести эффективные боевые действия днем и
ночью в простых и сложных метеоусловиях, в различных физических сферах:
на земле, на море и в воздушно-космическом пространстве; в готовности
наносить удары с применением высокоточного оружия с малых, средних и
больших дальностей по различным наземным и морским надводным объектам
(целям); применять обычное и ядерное оружие; вести воздушную разведку в
интересах всех видов ВС; выполнять десантирование, перевозку войск и
боевой техники, решать ряд других задач на всю глубину оперативного
построения войск противника и в глубоком тылу. Такими оперативными
свойствами не обладает больше ни один вид Вооруженных Сил.
В крупномасштабной войне Военно-воздушные силы способны решать комплекс
оперативно-стратегических задач. В частности, это может быть поражение
авиационных, противовоздушных и ракетно-ядерных группировок противника;
авиационная поддержка Сухопутных войск; ослабление военно-экономического
потенциала противника; поражение его оперативных и стратегических
резервов в районах их сосредоточения и на путях выдвижения.
Попытки теоретического обоснования возможности полета на летательном
аппарате тяжелее воздуха впервые были сделаны итальянским ученым
Леонардо да Винчи в начале XVI в. В 1754 г. русский ученый М. Ломоносов
доказал возможность полета такого аппарата, построив модель вертолетного
типа с приводом от пружины. В 1881 г. в России морским офицером А.
Можайским была получена "привилегия" (патент) на летательный аппарат с
паровым двигателем, который был построен в 1882 г. с недостатками в
силовой установке. После доработки при взлете в 1885 г. он потерпел
аварию.
Ведущую роль в создании научных основ аэродинамики сыграли профессор Н.
Жуковский, его ученик академик С. Чаплыгин и другие русские ученые.
Первая мировая война ускорила развитие авиации.
Боевое применение авиации вызвало появление средств борьбы с воздушным
противником. В русской армии первая батарея 75-мм морских пушек,
приспособленная для стрельбы по самолетам, была сформирована в октябре
1914 г. В 1915 г. начался выпуск первых зенитных пушек и построен первый
в мире самолет-истребитель РБВЗ-С-16.
В последующем военная авиация и средства ПВО развивались параллельно.
В мае 1954 г. была учреждена должность главнокомандующего Войсками ПВО
страны.
До марта 1998 г. ВВС и ПВО страны существовали как самостоятельные виды
ВС. Теперь они объединены в один вид.
Организационно объединенные ВВС состоят из Командования специального
назначения, воздушной армии Верховного Главного Командования
(стратегического назначения) - ВА ВГК (СП), воздушной армии Верховного
Главного Командования (военно-транспортная авиация) -ВА ВГК (ВТА),
воздушной армии, а также армий ВВС и ПВО.
Эти объединения (соединения) непосредственно подчинены главкомату ВВС.
Таким образом, в структуре новых ВВС России остался незыблемым принцип
централизованного управления авиационными объединениями со стороны ГК
ВВС.
КОМАНДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Создано в сентябре 2002 г. на базе
Московского округа ВВС и ПВО. Части Командования станут основой для
создания головного участка воздушно-космической обороны страны. КСН
тесно работает с Космическими войсками, в составе которых
находитсяотдельная армия ракетно-космическои обороны.
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ (ВА ВГК (СН) - составная часть стратегических ядерных
сил (АСЯС), главная ударная сила ВВС, способная с применением
высокоточных крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой
дальности эффективно поражать в обычной войне важные объекты авиационных
группировок (авиабазы, авианосцы), корабли-носители КРМБ, энергетические
объекты, объекты высшего военного и государственного управления, заводы
по производству боеприпасов, крупные хранилища топлива, узлы
железнодорожных, автомобильных, морских (океанских) коммуникаций,
инфраструктуру морских (океанских) перевозок и т. п.
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ (ВА ВГК (ВТА), - основное средство
десантирования войск и боевой техники в интересах операций на
континентальных и океанских театрах войны; она является самым мобильным
средством доставки в заданные районы материальных средств, боевой
техники, продовольствия, частей (подразделений) разных видов Вооруженных
Сил.
В структурном отношении ВВС состоят из авиации, зенитных ракетных войск,
радиотехнических войск, являющихся родами Военно-воздушных сил,
специальных войск, а также частей и учреждений тыла (Структура ВВС
представлена на плакате, который входит в комплект "Вооруженные Силы —
защитники Отечества ", изданный издательством "Армпресс").
Авиации ВВС приходится решать самые различные задачи. В связи с этим она
отличается большой разнородностью. Рода авиации: бомбардировочная,
штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны,
разведывательная, транспортная, специальная и армейская.
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и
фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она
предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных
военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в
стратегической и оперативной глубине обороны противника.
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск,
поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в
тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также для
ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной
маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших
направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна
уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых
объектов.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки
противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты
противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами
бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и
истребительной авиации.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической,
оперативной и стратегической разведки.
Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники,
вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных
десантов, эвакуации раненых, больных и др.
Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного
обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения
радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической
защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и
технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие,
эвакуации раненых и больных.
Армейская авиация. Основное ее предназначение - поддержка Сухопутных
войск на поле боя. На нее возлагаются огневые задачи, задачи боевого и
тылового обеспечения.
Зенитные ракетные войска (ЗРВ) представляют основную огневую силу ПВО в
ВВС. На ЗРВ возлагается задача непосредственного прикрытия войск и
объектов от ударов современных и перспективных средств воздушного
нападения противника. При этом в отличие от истребительной авиации,
которая поражает воздушного противника на дальних подступах, группировки
ЗРВ предназначены главным образом для отражения ударов средств
воздушного нападения противника по войскам и объектам. Подразделения,
части и соединения ЗРВ обладают более высокой огневой
производительностью и имеют значительно меньшее, чем у истребителей,
время реакции. ЗРВ менее "чувствительны" к погодным и климатическим
условиям, не требуют создания сложной и дорогостоящей инфраструктуры
обеспечения.
Радиотехнические войска (РТВ) выполняют следующие основные задачи:
обнаруживают средства воздушного нападения противника в воздухе,
опознают их и осуществляют непрерывное сопровождение; определяют
координаты, состав, направление движения и характер действий воздушного
противника, обеспечивают информацией о нем командование, войска и органы
гражданской обороны; осуществляют контроль за полетами своей авиации.
Выдаваемая РТВ радиолокационная информация используется для целеуказания
зенитным ракетным комплексам и наведения истребителей на воздушные цели,
а также для управления боевыми действиями частей и соединений. |