назад

ЗАКОНОПРОЕКТ
О некоторых вопросах применения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей"
Вносится депутатами Государственной Думы: А.М.Головатюк, Н.М.Безбородов, С.М.Григорьев, В.М.Заварзин, Ф.А.Клинцевич, А.В.Коржаков, В.П.Никитин
Проект № 169095-4


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О некоторых вопросах применения статьей 43 и 49
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Настоящий Федеральный закон дает официальное разъяснение порядка применения статьей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в части включения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие для исчисления и пересмотра пенсий.
Принятие настоящего Федерального закона обусловлено многочисленными запросами граждан, отсутствием в правоприменительной практике единообразного понимания порядка применения названных положений указанного Закона Российской Федерации, а также Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 429-0.

Статья 1
Под месячной стоимостью продовольственного пайка, включаемой в денежное довольствие для исчисления пенсии в соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» следует понимать среднюю для Российской Федерации суммарную стоимость продуктов для продовольственного обеспечения военнослужащего в течение месяца по нормам общевойскового продовольственного пайка. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка фактическая суточная стоимость продуктов, входящих в общевойсковой продовольственный паёк, установленная по ценам на продовольственные товары, умножается на 365, а результат делится на 12.
Месячная стоимость продовольственного пайка определятся один раз в год уполномоченным на то Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на основании данных государственного органа, осуществляющего мониторинг цен на продовольственные товары, и доводится до пенсионных органов, осуществляющих назначение пенсий.
Месячная стоимость продовольственного пайка учитывается при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и применяется при исчислении и перерасчете пенсий после вступления указанного федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в силу.

Статья 2
Пересмотр пенсий по основанию, предусмотренному пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предполагает в том числе перерасчет пенсий в случае изменения месячной стоимости продовольственного пайка, определенной в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона.
Статья 3
Положения настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом размер месячной стоимости продовольственного пайка, включаемой в денежное довольствие для исчисления пенсии, в период со дня вступления указанного Закона Российской Федерации в силу по 2005 год включительно, исчисляется исходя из стоимости общевойскового продовольственного пайка, принятой при планировании расходов на продовольственное обеспечение военнослужащих на соответствующий финансовый год.

Президент
Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О некоторых вопросах применения статьей 43 и 49
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Законопроект дает официальные, имеющие силу федерального закона, разъяснения вопросов применения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в части включения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие для исчисления и пересмотра пенсий.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена выявившимся отсутствием единообразного понимания правоприменителями порядка применения статей 43 и 49 названного Закона Российской Федерации.
Статья 43 названного Закона Российской Федерации предусматривает включение месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие для исчисление пенсий военным пенсионерам. Одновременно пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривал право военнослужащих на получение взамен продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, денежной компенсации в размере месячной стоимости продовольственного пайка. Порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка установлен пунктом 11 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941.
1 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год», в соответствии с которым приостанавливалась норма пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части установления соответствия размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка размеру месячной стоимости продовольственного пайка. Названный Федеральный закон также установил, что для расчета размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка стоимость продовольственного пайка принимается равной 20 рублей в сутки. Указанная правовая норма была повторена в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 год.
Пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2000 года для исчисления пенсий ошибочно стали руководствоваться указанными нормами названных федеральных законов о федеральных бюджетах (ошибочность установлена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 г. № 429-О). При этом размер месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, принимался ими соответствующим размеру денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, и равным 600 рублям.
Поскольку размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка в денежном исчислении был меньше фактической месячной стоимости продовольственного пайка, это привело к существенному занижению исчисленного размера пенсии. Вследствие этого военные пенсионеры понесли значительные финансовые потери.
К сожалению судебная практика показала отсутствие единообразного правильного понимания порядка применения статей 43 и 49 названного Закона Российской Федерации и судами Российской Федерации. По одному и тому же вопросу ими принимаются различные решения, как в пользу граждан, так и в пользу федеральных органов исполнительной власти.
При этом в случае отказов по искам граждан на неправильное применение норм статей 43 и 49 названного Закона Российской Федерации, в качестве обоснования такого решения суды безосновательно указывают на отсутствие определенных компетентными органами данных о суточной норме продовольственного пайка, отсутствие данных по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения и пересчета им пенсии, на то, что месячная стоимость продовольственного пайка в законодательном порядке не определена. Наличие законодательно установленного размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка ошибочно принимается ими как исходное основание для включения его в денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим.

Основанием для принятия предлагаемого законопроекта являются:
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П, в котором в пункте 2 (абзац четвертый) указанно на возможность и порядок принятия нормативного правового акта, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона, разъяснение федерального закона;
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П, в котором (абзац третий пункта 4.1) сформулирована в качестве требования к законодателю правовая позиция о необходимости точности и конкретности правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 429-О в котором на основе анализа законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации сделаны следующие выводы (пункт 4):
а) Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № № 941 предусмотрено, что:
для исчисления пенсий военным пенсионерам в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка;
пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
б) Правила исчисления и пересмотра пенсий лицам, проходившим военную службу, федеральным законодателем не изменялись, в том числе посредством приостановления действия устанавливающих эти правила норм названного Закона Российской Федерации;
в) Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих» и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии.
Принятие законопроекта позволит добиться правильного и единообразного применения норм статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», восстановить законность и исключить впредь нарушение установленных законом прав граждан, уволенных с военной службы, снять социальное напряжение в обществе, вызванное неправильным применением норм закона.
Принятие законопроекта имеет большое нравственное и социальное значение для общества и государства.
Документ размещен 06.05.2005 в 11:04, время Московское

Hosted by uCoz