Пермская Общественная организация "Ветеран МОВУ"

  

Историческая справка

Военные комиссары области

 

Каталог ресурсов Весь УРАЛ

Каталог ресурсов УралWeb

Rambler's Top100

SpyLOG

 

История

english

Об истории военкоматов, о символике

    К концу 1917 года остро встал вопрос создания вооруженных сил, способных отстоять завоевания революции и одновременно отразить иностранную военную интервенцию. Для формирования такой армии необходимы были военно-административные органы, которые могли бы практически вести энергичную военно-мобилизационную и учетно-призывную работу. Поэтому декретом Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 года учреждаются волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. Уже к концу 1918 года на территории республики их насчитывалось около 7500. Это стало важнейшим государственным мероприятием в создании всей системы строительства регулярной Красной Армии.

В годы гражданской войны и иностранной интервенции военные комиссариаты ведут интенсивную, огромную по масштабам и объему работу по мобилизации и комплектованию частей и соединений Красной Армии, их отправке на фронт, материальному снабжению войск, организуют всеобщее военное обучение населения ("Всевобуч").

В годы, непосредственно предшествовавшие Великой Отечественной войне, военкоматы проводят большую работу по переучету военнообязанных в соответствии с принятым в 1939 году новым Законом о всеобщей воинской обязанности, осуществляют бронирование за народным хозяйством по планам Генерального штаба Вооруженных Сил, обеспечивают очередные призывы в армию и на флот. Великая Отечественная война выдвинула перед военными комиссариатами небывалые по сложности и масштабам задачи. Величайшим испытанием их дееспособности стало проведение мобилизации граждан, транспортных и других ресурсов страны. В тяжелейших условиях войны, разрухи, массовых людских потерь военные комиссариаты самоотверженно выполняли задачи по обеспечению постоянного пополнения действующей армии, созданию резервных частей, комплектованию военных училищ, учебных центров. Огромную и многотрудную работу проделали они по отводу людских ресурсов из прифронтовых районов, за годы войны на освобожденной от противника территории  страны мобилизовали около 5 млн. военнообязанных и призывников для пополнения регулярных войск. Сотни тысяч стрелков, пулеметчиков, бронебойщиков, минометчиков, связистов и других специалистов подготовили в системе "Всевобуча".
После завершения Великой Отечественной войны происходит крупное поэтапное сокращение Вооруженных Сил - шесть очередей демобилизации воинов в 1945 - 1948 г.г. Естественно на плечи военных комиссариатов легла громадная работа по своевременному приему на воинский учет демобилизованных из армии и флота, их трудовому и бытовому устройству.

Сегодня военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, в районах и городах (без районного деления). По своей структурной принадлежности они являются рабочим органом Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Непосредственно руководит их деятельностью Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) Генерального штаба ВС РФ через штабы военных округов. Не случайно на официальной эмблеме этого центрального органа военного управления изображены “золотой набатный колокол” – символ призыва народа на отпор врагу, “золотистый пламенеющий меч” Архистратига Михаила – небесного покровителя российского воинства и “боевой шлем” старославянских воинов, надеваемый для битвы с врагом. Соответственно, символ военкоматов образуют “золотистый пламенеющий меч” на красном щите и расположенный над ним фрагмент городской геральдической короны, как атрибут местного (регионального) управления, подчёркивающие главное предназначение военных комиссариатов – обеспечение обороны страны. Уместно будет вспомнить здесь и слова великого русского полководца Александра Невского: “Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет”…

С принятием в 1996 году Федерального закона РФ "Об обороне" значительно возросли функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны. Не военные комиссариаты, а именно эти органы должны обеспечивать исполнение всеми государственными структурами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Российской Федерации законодательства в области обороны. А военные комиссариаты в данном случае являются непосредственными исполнителями задач оборонного характера. Миссия этих военных органов сегодня гораздо шире и гуманнее, чем полагают некоторые напуганные их "чрезмерной строгостью" граждане, и никакого секрета для общества не представляет. 
Чем же они занимаются конкретно? Заботиться об обороне страны, как известно, надо всегда. Поэтому во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления военные комиссариаты разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории республики, края, области, города или района на военное время. Даже в условиях сокращения своей численности Вооруженные Силы должны получать необходимое количество людей для обеспечения надежной защиты государства. Отсюда  - целый комплекс важных задач: организация воинского учета, призыв граждан на военную службу, отбор кандидатов для её прохождения по контракту, бронирование рабочих и служащих за предприятиями в интересах Вооруженных Сил и других войск. 
Каждый молодой человек - потенциальный защитник своего Отечества, он должен быть готов выполнить свой долг - защитить государство, а значит, и само общество. Взаимодействуя с местными органами образования, военные комиссариаты оказывают активную помощь общеобразовательным школам, лицеям, гимназиям, профессиональным училищам, колледжам, техникумам и школам - интернатам в организации и проведении обязательной и добровольной подготовки юношей к военной службе, овладению ими военно-учетными специальностями и военно-прикладными видами спорта. Стремительно в последние годы увеличивается конкурс в военные училища. Важной заботой военных комиссариатов становится все более строгий, количественный отбор юношей и девушек в военно-учебные заведения. 
Армия - это не только вооруженные защитники Отечества, но и те, кто после службы уволился в запас. Военные комиссариаты оказывают содействие в своевременном и полном предоставлении им установленных законодательством льгот, прав и социальных гарантий. При необходимости помогают бывшим военнослужащим в получении архивных документов, подтверждающих причинную связь их здоровья с ранениями, контузиями и полученными заболеваниями. Они ведут учет граждан, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества и в зонах вооруженных конфликтов, а также лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Они же осуществляют учет военнослужащих, утративших трудоспособность при прохождении службы по призыву, оформляют соответствующие документы, позволяющие помочь им в решении социально-бытовых вопросов. 
Заслуги людей перед Родиной, их подвиги не должны быть забыты. Военные комиссариаты ведут большую розыскную работу, готовят документы и организуют вручение наград военнослужащим запаса, фронтовикам. Совместно с органами местного самоуправления они участвуют в мероприятиях по увековечению памяти погибших при защите Отечества. 


Митинг, посвященный отправке призывников в ВС (на областном сборном пункте)


Особо важная сфера деятельности военных комиссариатов - это работа по военно-патриотическому воспитанию населения, профессиональной ориентации допризывной молодежи, пропаганда престижа и почета военной службы. В связи с огромной актуальностью этих задач в штаты военкоматов субъектов Российской Федерации были специально введены офицерская и гражданская должности по связям с общественностью, СМИ и рекламе военной службы. 
Весь комплекс возложенных на военные комиссариаты задач определен в Положении о военных комиссариатах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 года №1372. В этих документах подчеркивается, что подбор людей в военкоматы должен быть особенно тщательным, со строгим учетом их моральных и деловых качеств, профессиональной пригодности, жизненного опыта, умения организовать работу в тесном взаимодействии с органами государственной власти и общественными структурами.

 

Пошлите по почте rashid-49@yandex.ru с вашими отзывами или комментариями по нашему сайту.
Авторское право © 2002 Cайфутдинов Григорий Федорович
Обновлено: 05 сентября 2004

Hosted by uCoz